Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.




Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Биологические ускорители

Обмен веществ – основа жизни, непрерывная цепь сложных химических процессов, протекающих в организме. Часть их происходит в желудке и ки­шеч­ни­ке, где пищевые вещества расщепляются на более простые, которые усваиваются тканями и клетками. Большинство химических процессов происходит в самих клетках. В них из принесенных кровью питательных веществ образуются сложные и разнообразные вещества клеток, в них же происходят окисление (с помощью переносимого кровью кислорода), процессы диссимиляции, дающие энергию. Если бы мы попробовали химические реакции, происходящие в организме, провести в лаборатории, то потребовались бы высокая температура, давление и другие несвойственные организму условия. В чем же дело? Ведь мы знаем, что в организме нет ни очень высокой температуры, ни других перечисленных компонентов. А после обеда, кроме приятного чувства сытости, мы больше ничего не ощущаем и через пять-шесть часов готовы пообедать снова: пища усвоена, мы снова голодны. Нам поможет понять это химия, которая подсказывает, что существуют вещества, ускоряющие ход химических реакций, сами же вещества при этом не изменяются. Эти вещества получили название катализаторов. Приведем простейший пример. Мы знаем, что вода состоит из водорода и кислорода. При смешении чистого водорода и кислорода воды не образуется, если держать эту смесь даже многие годы. Но если добавить к этой смеси немного платины, реакция идет очень быстро и образуется вода. Платина, не являясь составной частью воды, резко ускорила эту реакцию и сама вышла из нее без изменений. Нечто подобное происходит и в организме. Все химические превращения в нашем организме протекают с участием специальных катализаторов – ферментов. Ферменты – это сложные органические вещества, во много миллионов раз увеличивающие скорость химических реакций. Это основная и единственная их функция в организме. Клетки нашего тела имеют огромный набор ферментов, способных произвести все необходимые превращения. Каждый фермент действует только на определенные вещества, на определенный процесс или его этап и только при определенной температуре, реакции среды и т. д., т. е. обладает специфичностью и избирательностью действия. По меткому определению одного ученого, фермент подходит к веществу так же, как ключ к замку. Бывают ферменты пищеварительные, дыхательные, восстановительные, внутриклеточные и другие, с самым разнообразным характером действия. Одни из них участвуют в расщеплении поступающих веществ, другие обладают синтезирующей способностью – помогают организму в образовании новых молекул. Короче говоря, они являются необходимыми участниками обмена веществ, без них он невозможен. (по материалам учебной литературы).

 

Задание 7. Прочитайте текст. Составьте по нему аннотацию.

Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо четвертое

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНЬ

«Вдох – выдох, выдох! » Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха»«.

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон! » – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...