Стили конфликтного поведения (задания 24-28)
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Задание 24 При сокращении штатов учреждения необходимо было уволить одну из двух лаборанток. Было трудно решить, какую из них: у каждой имелись основания настаивать на том, чтобы ее оставили на работе. Вспыхнул конфликт, в который втянулись и другие сотрудники. Некоторые из них стали на сторону одной, а некоторые поддерживали другую. В результате было принято решение оставить обоих лаборанток в штате на полставки каждая. Это, разумеется, ущемляло их интересы, но, по крайней мере, признано в коллективе как справедливое решение. Вопросы: 1. Определите, какой стиль разрешения конфликта (уклонение, конкуренция, сотрудничество, приспособление, компромисс) был использован в данной ситуации? 2. Почему принято решение было признано в коллективе как справедливое? Задание 25 Частное предприятие процветает. Собственники - физические лица, два человека, работают на том же предприятии. Они получают большие дивиденды на вложенный капитал. Главный бухгалтер же, кроме заработной платы и премии к отпуску, ничего не имеет. Работой он буквально завален. В законодательных актах много неясного и противоречивого. Но главный бухгалтер умеет использовать "лазейки" в законах, постановлениях и инструкциях для получения дополнительной прибыли за счет экономии на налогах. Претензий у контролирующих органов, у налоговой инспекции нет, правда, чтобы этого достичь, приходится систематически перерабатывать. Главбуха стало обидно, что он за свой профессионализм, переработки и создание дополнительной прибыли в материальном плане ничего не имеет, тем более что доходы его несравненно меньше доходов учредителей. Учредители же считают, что они условия договора выполняют и не желают ничего менять. Формально собственники предприятия, обладающие к тому же более высоким рангом, правы: размер заработной платы главного бухгалтера и порядок его премирования предусмотрены трудовым договором, который выполняется без нарушений.
Назревает конфликт. Вопросы: 1) Определите, какой стиль разрешения конфликта (уклонение, конкуренция, сотрудничество, приспособление, компромисс) наиболее приоритетен в данной ситуации? Чем грозит для учредителей выбор для разрешения назревшего конфликта способом уклонения? 2) Провести классификацию данного конфликта. 3) Каковы функции данного конфликта для главного бухгалтера и для собственников? 4) Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) Задание 26 Работник выступает против своего перевода на более низкооплачиваемую должность при полном сохранении прежнего объема работ. Начальник объясняет работнику, что не может сохранить его прежнее положение, поскольку в пришедшем "сверху" новом штатном расписании старой должности нет. Работник уступает, не желая портить отношения с начальником и понимая, что спорить бесполезно, тем более, что это может кончиться в данных условиях увольнением. Он заручается обещанием со стороны начальника подумать о возможности материальной компенсации в будущем. Вопрос: 1) Какую стратегию поведения в данной конфликтной ситуации выбрал работник: уход, конкуренцию, приспособление, сотрудничество или компромисс? 2) Провести классификацию данного конфликта. Задание 27 Ценный сотрудник настаивал на немедленном повышении оклада, которое было давно ему обещано. В этот момент начальник не имел возможности выполнить обещание, а сотрудник категорически не хотел ждать. При обсуждении проблемы выяснилось, что срочность вызвана необходимостью закупки материалов и достройки дачного дома до начала осени. Используя свои связи, начальник обеспечил работнику возможность покупки более дешевых материалов и найма строительной бригады по льготной цене. Оба полностью удовлетворили свои интересы.
Вопрос: 1) Какая стратегия поведения (уход, конкуренцию, приспособление, сотрудничество, компромисс) используется в данном случае? 2) Провести классификацию данного конфликта. 3) Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта и исход конфликта. Задание 28 Укажите, какую стратегию поведения (уход, конкуренцию, приспособление, сотрудничество, компромисс) следует применять в следующих ситуациях: - истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны; - одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон; - принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте; - конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время; - решение проблемы важнее для партнера, чем для Вас.
Тема 7 Самоменеджмент. Эффективность мероприятий по управлению персоналом Содержание темы Понятие самоменеджмента. Функции самоменеджмента. Управление собственным временем и организация личного труда. Управление личной карьерой. Оценка эффективности мероприятий по управлению персоналом. Задания к практическим занятиям 1) Определение «самоменеджмент». Функции самоменеджмента. 2) Управление собственным временем. Организация личного труда. 3) Управление личной карьерой. 4) Оценка эффективности мероприятий по управлению персоналом. Вопросы для самоконтроля 1) Понятие и основные функции само менеджмента. 2) Правила рационального использования рабочего времени. 3) Планирование личного труда и времени. 4) Планирование личной карьеры: таблица «баланс личных успехов и неудач». 5) Планирование личной карьеры: таблица «мои способности» и др. 6) Классификация индивидуальных признаков, имеющих значение при определении карьеры. 7) Показатели оценки эффективности мероприятий по управлению персоналом.
Практические задания Задание 1 Управление рабочим временем по Методу Альпы. Помимо обычных записных книжек и блокнотов, где дела располагаются без всякой системы, можно рекомендовать специальную форму, представляющую собой лист плотной бумаги, разграфленный в соответствии с основными направлениями работы. Записи на листе делаются карандашом, а после выполнения стираются или аккуратно зачеркиваются. Такая форма дает наглядную картину всех текущих дел, и из нее легко делать выборку при составлении дневного плана. Для составления ежедневного плана с использованием метода «Альпы» требуется в среднем не более 10 минут (таблица 7.1.). Метод Альпы включает пять стадий: 1. Составление заданий. 2. Оценка длительности поставленных задач. 3. Резервирование времени (в соотношении 60:40). 4. Принятие решений по приоритетам и перепоручению.
5. Контроль (учет несделанного). Таблица 7.1 Планирование рабочего дня по методу «Альпы»
При успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда вы сможете ежедневно экономить от 10 до 20% вашего времени. Можно еще больше рационализировать составление плана, если наряду с буквенными сокращениями для обозначения важнейших элементов использовать другие сокращения и графические символы - бюрографию. Например, для пометки тех или иных действий, можно применять следующие символы: ↑ Срочно. ! Важно. ? Выяснить. + Приоритет категории А. • Задача выполнена. О Перенос на более поздний срок. х Невыполнимое или само собой разрешившееся дело.
Поскольку для планов дня в обычных календарях-памятках места не хватает, а отдельные листки имеют тот недостаток, что теряется общий обзор, рекомендуется регулярно и последовательно работать со специальным дневником времени. Он может быть пригоден для дневных и прочих планов времени. При помощи бюрографии вы сможете повысить эффективное использование дневника времени.
Задание 2 Планирование рабочего времени по «правилу Тейлора». Экономия времени требует времени! Чтобы избежать излишних затрат времени, можно составлять ежедневный временной план, который поможет отслеживать, на что вы тратите свое время. Проанализировав временной план, вы сможете определить те дела, на которые можно потратить меньшее количество времени, и те, заниматься которыми просто не стоит. Лучше составлять временной план на весь день, а не только на рабочее время. Составив такой список, вы начнете пересматривать и по-новому планировать очередность дел. Работнику необходимо уметь анализировать свое рабочее время, составлять план личной работы, при этом необходимо учитывать все выполняемые им работы, уметь расположить их в порядке важности. Планируя рабочее время, целесообразно ответить на вопросы: а) чего я достиг? б) чего я хочу достичь? в) как я этого добьюсь? Первый вопрос требует оценки ситуации, второй - предполагает постановку целей, третий вопрос требует плана действий во времени. Спланировать рабочее время, используя вышеприведенное «правило Тейлора». Задание 3 Составление плана рабочего времени в соответствии с принципом Парето. В соответствии с законом Парето 80% всех результатов достигается в течение 20% всего потраченного времени. Принцип Парето означает, что не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо приступать к вопросам, сообразуясь с их значением и важностью: сначала — немногие «жизненно важные» проблемы, а потом — многочисленные ((второстепенные». Составьте план личного рабочего времени на следующий рабочий дань с соответствии с принципом Парето. Задание 4 Управление временем по С. Кови. Основной подход к управлению временем, предложенный С. Кови, представлен матрицей, изображенной в таблице 7.2. Исходная идея заключается в том, что работники расходуют время одним из четырех способов. Таблица 7.2 Матрица управления временем
Как видно из матрицы С. Кови, виды деятельности определяются двумя факторами: срочностью и важностью. Срочное - это то, что требует немедленного внимания. То, что можно обозначить словом «Сейчас». Важное имеет отношение к результатам. Важным является то, что вносит вклад в вашу миссию, ваши ценности и в ваши наиважнейшие цели. Важные и несрочные дела требуют гораздо большей инициативы, чем срочные, которые просто толкают: «Делай!». Мы должны проявлять активность, чтобы не упустить возможность и получить результат. Если у нас нет представления о том, что важно для нас, о тех результатах, которые мы хотим достичь в жизни, то мы легко переходим к реагированию на срочное. Итак, в зависимости от степени срочности и важности задачи различают четыре возможности их оценки и выполнения: • срочные / важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять; • срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате целиком отдаться решению конкретной задачи потому, что она срочная. Если же она, однако, является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована, поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств; • менее срочные/важные дела. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Поэтому рекомендуется: перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам. Наряду с тем, что вы себя разгружаете, вы можете способствовать повышению мотивации в работе и квалификации своих подчиненных, доверяя им ответственные дела; • менее срочные/менее важные дела. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами. Если вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории, то вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы. От задач несущественных и несрочных следует воздерживаться! Наберитесь немного мужества, чтобы чаще прибегать к корзине для бумаг. Классифицируйте собственные виды деятельности по матрице С. Кови. Задание 5 Планирование личной карьеры может осуществляться в несколько этапов: 1) На основании анализа основных этапов своей жизни составьте баланс личных успехов и неудач (таблица 7.3): Таблица 7.3 Баланс личных успехов и неудач
2) Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (таблица 7.4). Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей. Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках. Таблица 7.4 Мои способности
Оцените «сильные» и «слабые» собственные способности. 3) В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Например, выберите пять важнейших целей и определите необходимые для этих целей средства (таблица 7.5). Таблица 7.5 Анализ «цель - средство»
Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию и поставьте конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1 Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. - М.: Проспект, 2009. - 688 с. 2 Бгоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. - 720 с. 3 Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009. - 207 с. Периодический 4 Андропова НЛ. Кадровый менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования и проф. подготовки: допущено Экспертным советом по проф. образованию / Н.Л. Андропова, Н.В. Макарова, И.Ю. Андропова. - М.: Академия, 2008. - 64 с. 5 Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. пособие / В.Р. Веснин. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 239 с. 6 Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: электронный учебник / В.Р. Веснин. - Электрон, текстовые дан. - М.: Проспект: КноРус, 2009. - 1 эл. опт. диск (СЭ-ЯОМ) 7 Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах: учеб. пособие /В.Р. Веснин. -М.: Проспект, 2009. - 95 с. 8 Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования, обуч. по группе спец. 0600 Экономика и управление / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 335 с. 9 Кибанов АЛ. Основы управления персоналом: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с. 10 Кибанов АЛ. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. - М.: ИНФРА-М, 2009. -423 с. 11 Лукичёва Л.И. Управление персоналом. Курс лекций. Практические задания: учеб. пособие по спец. "Менеджмент организации" / Л.И. Лукичёва; под ред. Ю.П. Анискина. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 264 с. 12 Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 080507 (061100) "Менеджмент организации" / С.Д. Резник, В.В. Бонда-ренко, С.Н. Соколов; под ред. С.Д. Резника. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 557 с. 13 Управление персоналом: учеб. пособие по спец. "Менеджмент организации" / Г.И. Михайлина и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2007. -281с. 14 Управление персоналом организации: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / А.Я. Кибанов и др.; под ред. А.Я. Кибанова. Государственный ун-т управления. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 637 с. Периодический 15 АПК: экономика, управление. 16 Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 17 Менеджмент в России и за рубежом. 18 Новый менеджмент. 19 Проблемы теории и практики управления. 20 Социально-гуманитарные знания
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Подписано в печать___ 2006 г. Формат 60x84/16. Бумага типографская. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л._____. Усл. изд. л.____. Тираж____ экз. Заказ №____. Издательство Башкирского государственного аграрного университета. Типография Башкирского государственного аграрного университета. Адрес издательства и типографии: 450001, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|