Тема 3. Федеральный бюджет и межбюджетные отношения
Целевая установка: раскрыть понятие бюджетного устройства РФ, теоретические и практические основы организации бюджетных отношений, особенности построения межбюджетных отношений в РФ.
После изучения данной темы слушатели смогут:
В лекции рассматриваются следующие вопросы: 3.1. Сущность бюджетного федерализма 3.2. Межбюджетные отношения 3.3. Межбюджетные трансферты Контрольные вопросы для самопроверки Сущность бюджетного федерализма
Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм основан на разделении полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм можно определить как способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.
К основным принципам бюджетного федерализма относят:
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально-экономического кризиса.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:
Итак, в заимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения также можно определить как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. В соответствии с международной практикой, под межбюджетными отношениями понимаются также взаимоотношения между органами управления разных уровней по поводу распределения расходных полномочий, налоговых поступлений и безвозмездных финансовых перечислений в целях создания равных исходных условий на каждом уровне бюджетной системы для формирования сбалансированных бюджетов. При этом принимаются в расчет задачи и функции, возлагаемые на органы управления, и имеющийся в их распоряжении налоговый потенциал. Для органов государственной власти межбюджетные отношения служат инструментом, позволяющим осуществлять и регулировать выработанную ими социальную и экономическую политику.
Разграничение доходов и расходных обязательств между бюджетами производится в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень управления.
Под предметами ведения органа власти данного уровня в бюджетных вопросах следует понимать определенную сферу бюджетных отношений, которые определяются их бюджетными полномочиями.
Бюджетные полномочия — это установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса (табл. 7).
Таблица 7. Бюджетные полномочия органов власти
Исполнительные органы власти имеют право создавать свои резервные фонды в отличие от законодательных (представительных), которым запрещено это делать. В Российской Федерации наряду с разными полномочиями законодательных и исполнительных органов власти у органов власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в соответствии со структурой устройства государства также различные бюджетные полномочия. Высшие государственные органы власти обязаны обеспечить политический и экономический суверенитет государства. Достижение этой цели обеспечивается следующими бюджетными полномочиями:
Кроме прочего федеральные власти осуществляют законодательное регулирование бюджетных отношений, устанавливают основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития, формируют и исполняют федеральный бюджет.
Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации обусловлена необходимостью решения социально-экономических задач на территории соответствующего региона. Для этой цели органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно, но в рамках федерального законодательства осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на своей территории, определяют объемы финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию региона. В пределах имеющихся средств они могут увеличивать расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, культурно-массовых мероприятий и другие цели.
К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
Компетенция исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований обусловлена решением социально-экономических задач, стоящих перед муниципальным образованием. Бюджетные права исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований обеспечивают им возможность самостоятельно распоряжаться средствами местных бюджетов и дополнительными доходами. Полный список бюджетных полномочий приведен в ст. 7-9 БК РФ.
Бюджетные полномочия государственных органов власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований определяются через правовые нормы. Их четкое разграничение является первым шагом к реализации межбюджетных отношений. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта полномочия по осуществлению расходных обязательств должны быть максимально приближены к той административно-территориальной единице, в интересах которой они осуществляются. Причем расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) и БК РФ заложено разграничение доходов, которые должны поступать полностью или в твердой фиксированной доле в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Российской Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц. Однако размеры закрепленных налоговых и неналоговых видов доходов зачастую не соответствуют потребностям в денежных средствах территорий, поэтому возникает необходимость перераспределения доходов между уровнями. Увеличение доходной части региональных, местных бюджетов может осуществляться с помощью межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты могут предоставляются в форме (табл. 8):
Таблица 8. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительство Российской Федерации. Они образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права: 1. устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2. превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 130 БК РФ).
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
В случаях нецелевого использования выделенных субсидий и субвенций, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки иные средства подлежат возврату в предоставивший их бюджет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте бюджетный федерализм 2. Охарактеризуйте понятие межбюджетных отношений. 3. Каковы бюджетные полномочия законодательных и исполни тельных органов власти? 1. Охарактеризуйте бюджетные полномочия федеральных органов власти. 2. Что такое межбюджетные трансферты? 3. Охарактеризуйте понятие расчетной бюджетной обеспеченности. 4. Опишите формы межбюджетных трансфертов, порядок их предоставления.
Литература
1. Бюджетная система России. Под редакцией академикаГ. Б. Поляка. —3-е изд., М.: ЮНИТИ, 2011 2. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/ А. М. Годин. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2009. — 628 с. 3. Ермасова Н. Б. Бюджетная система РФ. - М.: Высшее образование, 2009. - 715с. 4. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – Кнорус, 2011 – 232с. 5. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с. 6. Финансы: учебник для вузов/ С. А. Белозеров [и др.]; ред. В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Велби; М.: Проспект, 2008. - 640 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|