Основные характеристики бюджета
Основными характеристиками бюджета являются общий объем его доходов и расходов, образовавшийся дефицит (профицит) бюджета (ст. 184.1 БКРФ).
В бюджете может иметь место либо равенство доходов и расходов, либо дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его до-ходами, либо профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (рис. 7).
Рис.7. Соотношение доходов и расходов
Бюджет субъекта Российской Федерации размер дефицита бюджета не может превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений (ст. 92.1 БК РФ)
При утверждении бюджета может иметь место любой из трех вариантов (баланс, дефицит, профицит), однако при наличии дефицита существуют ограничения его предельного размера (рис. 7).
Существуют различные дополнительные условия при формировании бюджета с дефицитом. Часть из них расширяет возможности органов власти, часть - ужесточает порядок формирования такого бюджета. Например, установленные ограничения могут быть превышены на величину: разницы между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием бюджетными кредитами в случае утверждения этой разницы в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета - соответственно (до 1 января 2013 г.); поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации при условии утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации (ст. 92.1 БК РФ)
В то же время для субъектов бюджетного права, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (для муниципальных образований) из федерального бюджета (для субъектов Российской Федерации) или других бюджетов бюджетной системы (для муниципальных образований) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала установленный процент от объема собственных доходов, существует более жесткое ограничение дефицита бюджета (табл. 3).
Таблица 3. Дополнительные условия по ограничению дефицита бюджета
При наличии дефицита закон о бюджете дополнительно характеризуют следующие параметры:
источники финансирования дефицита бюджета; предельные объемы внутреннего и внешнего долга; пределы внешних и внутренних заимствований; программы внешних и внутренних заимствований; программа государственных (муниципальных) гарантий; объем расходов на обслуживание государственного долга и другие показатели.
Финансирование дефицита федерального бюджета (рис. 8) может осуществляться за счет внутренних (в валюте Российской Федерации) и внешних источников (в иностранной валюте) (ст. 94 БК РФ).
Рис.8. Источники финансирования дефицита бюджета
К внутренним источникам относятся: изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (в течение соответствующего финансового года); объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации; разницы между: средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и направленными на их погашение; полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; полученными и погашенными кредитами кредитных организаций; полученными и погашенными кредитами международных финансовых организаций; средствами бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам, и средствами, полученными от их возврата; средствами бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и ими полученных; суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований); суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов; поступления от продажи: акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенных на размер выплат на их приобретение;
курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.
К внешним источникам относятся: разница между: средствами, поступившими от размещения государственных займов (путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации) и направленными на их погашение; полученными и погашенными Российской Федерацией кредитами (включая целевые иностранные кредиты) иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права (при этом учитываются средства, перечисленные из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации); полученными и погашенными Российской Федерацией кредитами кредитных организаций; средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией и направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации и др.
Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, но может быть превышен на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.).
Бюджетным кодексом РФ установлено, что кредиты Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ), а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета. Для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств используются государственные и муниципальные заимствования. При этом формируется долг, который в зависимости от уровня бюджетной системы называется государственным долгом Российской Федерации или долгом субъекта Российской Федерации или муниципальным долгом.
Государственный или муниципальный долг - обязательства,возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РоссийскойФедерации или муниципальным образованием (ст. 6БК РФ). Государственный долг Российской Федерации (может быть внутренним — в валюте Российской Федерации и внешним — в иностранной валюте) представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Это могут быть обязательства: по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; государственным гарантиям Российской Федерации и др.
Аналогичные обязательства, возникающие у субъектов РФ, составляют государственный долг субъекта РФ, у муниципального образования - муниципальный долг.
Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год - пять лет) и долгосрочными (5-30 лет включительно) (ст. 98 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год - пять лет) и долгосрочными (пять - десять лет включительно) (ст. 100 БК РФ). Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным долгом - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований, но не могут превышать 30 лет для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, десять лет - для муниципального образования. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 111 БК РФ).
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при условии, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам Российской Федерации, если указанные обязательства не были гарантированы ими. Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или)погашение долговых обязательств соответствующего бюджета (ст. 106БК РФ).
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Но данное ограничение может быть: превышено (до 1 января 2013 г.) на величину бюджетных кредитов, привлекаемых в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утвержденных в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета); понижено до 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений для муниципальных образований) для субъектов бюджетного права, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (для муниципальных образований) из федерального бюджета (для субъектов Российской Федерации) или других бюджетов бюджетной системы (для муниципальных образований) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% от объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (70% объема собственных доходов местных бюджетов для муниципальных образований) (п. 2, 3 ст. 107 БК РФ).
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой их перечень по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства, а также с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования. Детализация заимствований по конкретным займам должна составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.
Причем для несвязанных (финансовых) заимствований указываются: источник привлечения; сумма заимствования; срок погашения;
Для целевых иностранных заимствований указываются: конечный получатель; цель заимствования и направления использования; источник заимствования; сумма заимствования; срок погашения; наличие гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии; оценка объема использованных средств до начала очередного финансового года; прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой их перечень в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий представляет собой перечень предоставляемых ими гарантий (табл. 4). В программе должно быть отдельно предусмотрено каждое направление гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает: 1 млрд руб. — для государственных гарантий Российской Федерации; 10 млн руб. — для государственных гарантий субъекта Российской Федерации; 100 тыс. руб. — для муниципальных гарантий (ст. 110.2 БК РФ).
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Таблица 4. Верхний предел государственного долга Российской Федерации на 1 января следующего года (Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ)
Доходы федерального бюджета Российской Федерации очень чувствительны к ценам на нефть: изменение цены на нефть на 1 дол. приводит к изменению доходов бюджета на 0,3% ВВП. Жесткая финансовая политика последних лет и в целом благоприятная для страны конъюнктура сырьевого рынка позволила с 2000 по 2009 гг. формировать бюджет с профицитом. Однако изменение цен на нефть в 2008и 2009 гг., неблагоприятные тенденции в мировой экономике заставили пересмотреть многие прогнозируемые показатели. Приведенных выше характеристик бюджета оказалось недостаточно. Поэтому в силу важности, начиная с 2008 г., в перечень основных параметров федерального бюджета включены следующие показатели: объем нефтегазовых доходов, которые учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета; объем нефтегазового трансферта; ненефтегазовый дефицит.
Нефтегазовыми доходами являются доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Ежегодно определенная часть нефтегазовых доходов (но не более утвержденной в соответствующем финансовом году величины) в виде нефтегазового трансферта направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Остальная часть нефтегазовых доходов используется на формирование Резервного фонда до достижения его нормативной величины) и Фонда национального благосостояния (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.).
Нефтегазовый трансферт - это часть средств федеральногобюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходовфедерального бюджета и средств Резервного фонда РФ.
Объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, но не должен превышать: в 2010 г.-4,5%; с 2011 г. — 3,7% (для сравнения: в 2008 г. объем нефтегазового трансферта составлял 6,1%; в 2009 г. — 5,5%).
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляетсобой разницу между объемом доходов федерального бюджетабез учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и до-ходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
С 2013 г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.). После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После наполнения этого Фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения (ст. 96.9 БК РФ).
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР (ст. 96.10 БК РФ).
Другим источником формирования указанных фондов являются доходы от управления их средствами. Однако в период с 1 января2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами данных фондов направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга, а также (до 1 января2013 г.) на обеспечение сбалансированности федерального бюджета(включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта).Например, в 2010 г. для обеспечения сбалансированности федерального бюджета могут использоваться средства Резервного фонда в объеме до 1249,6 млрд руб.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10*% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 314-ФЗ).
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта в пределах утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФР (табл. 5). Порядок софинансирования определен Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Таблица 5. Совокупный объем средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в ЦБ РФ.
К характеристикам бюджета относятся также: нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; общий объем условно утвержденных расходов (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета) и другие показатели.
Публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (ст. 6 БК РФ).
Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службy по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (ст. 6 БК РФ).
Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования (ст. 184.1 БК РФ). Основные характеристики федерального бюджета приведены в табл. 6.
Таблица 6. Основные характеристики федерального бюджета 2010—2012 гг. (Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ)
Еще одним важным параметром бюджета является объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте понятие бюджетной системы, бюджетного устройства. 2. Какое влияние оказывает административно-территориальное устройство на организацию бюджетной системы Российской Федерации? 3. Какие принципы построения бюджетной системы Российской Федерации существуют? 4. Опишите характер взаимоотношений уровней управления в рамках бюджетной системы Российской Федерации. 5. Опишите основные характеристики федерального бюджета. 6. Какова структура источников финансирования дефицита федерального бюджета? 7. Что представляет собой государственный долг Российской Федерации? 8. Что представляет собой ненефтегазовый дефицит бюджета? 9. Что представляет собой Фонд национального благосостояния? Литература 1. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – Кнорус, 2011 – 232с. 2. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с. 3. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ. - М.: Высшее образование, 2009. - 715с. 4. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/ А. М. Годин. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 628 с. 5. Финансы: учебник для вузов/ С. А. Белозеров [и др.]; ред. В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби; М.: Проспект, 2008. - 640 с. 6. Бюджетная система России. Под редакцией академикаГ. Б. Поляка. -3-е изд., М.: ЮНИТИ, 2011
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|