Революционная действительность в творчестве Пастернака.
Проза Пастернака важна для понимания его поэзии, как и наоборот. Поэзия его устремлялась к прозе, а проза к поэзии. Надо было сгладить различия между поэзией и прозой, чтобы поэзия явила собой что-то новое, незнакомое и сразу берущее внимание читателя в свои теплые руки. Что же касается до прозы, то тяготением ее к поэзии отмечена проза всех почти писателей начала XX в. Лирика Пастернака тоскует по эпосу, как она тоскует по широко понятой действительности. Поэзия Пастернака тоскует по прозе, по прозаизмам, по обыденности. Пастернак пишет, что «эпос внушен временем»*{{Писатели о себе. // На лит. посту. 1927, № 4. С. 74.}}. Он сам стремится быть всегда открытым времени. Он ищет возможности в лирике перейти к эпосу, в поэзии перейти к прозе. Но эпос его остается лиричен, а проза — поэзией. Это бунт против всего косного и неподвижного. Это восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак — сын своего времени, времени трех революций, когда рушились не только старое государство и старый общественный строй, но все перегородки и когда все пришло в движение. Пастернака нельзя понять вне его времени, вне революций и войн. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими»,— пишет Пастернак в письме к отцу от 25 декабря 1934 г. Очень рано в словесном искусстве Пастернака появились «бастующие небеса», «солдатские бунты и зарницы». Здания прошлого становятся снарядами в будущее. Московский кремль в 1918 г. Несется, грозный, напролом, Сквозь неистекший в девятнадцатый... Революционной становится сама природа: «В это знаменитое лето 1917 г.,— пишет он,— в промежутке между двумя революционными сроками, казалось, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звезды. Воздух из конца в конец был охвачен горячим тысячеверстным вдохновением и казался личностью с именем, казался ясновидящим и одушевленным» (архив Н. В. Банникова).
След ветра живет в разговорах Идущего бурно собранья Деревьев над кровельной дранью. Возражая существу поэзии Хлебникова, Пастернак писал: «Поэзия моего понимания все же протекает в истории и в сотрудничестве с действительной жизнью» (с. 267— 268). Словесное искусство Пастернака по своему содержанию и форме целиком соответствовало стилю революций: первой русской революции, первой мировой войне как прологу ко второй революции и революции Октября. Обыденная действительность вторгалась в сознание. Рабочие входили в дворцы, крестьяне — в усадебные дома. В Зимнем устраивались танцевальные вечера рабочей молодежи, в помещениях усадеб — школы ликвидации неграмотности и кружки самодеятельности. Действительность празднично преобразовывалась. Революционные празднества следовали одно за другим: праздновались и взятие Бастилии, и день Октябрьской революции, и День труда. Толпа, нарядная от красных и зеленых галифе, сшитых из сукна, содранного, с письменных столов бюрократов, и от ярких толстовок, выкроенных из бархатных портьер буржуазных квартир, куда была переселена беднота с окраин, восторженно приветствовала в дни революционных праздников звездный дождь военных ракет. Видимые и невидимые нити протягивались между революционной действительностью и той действительностью, которая властно вторгалась в произведения Пастернака. Гг. 20 века. 30-е. Тяжелое время для страны и литературы. (НЭП, репрессии). 1934 – Всесоюзный съезд писателей. Горький во главе готовящих съезд. Участвовало 557 человек (52 народности). Гости: Брехт, Арагон. Результаты: «+» объединил писателей СССР – «Союз советских писателей». «-» принят единый художественный метод – социалистический реализм (конец творческой свободы). Из литературы ушли лирика, сатира. Начала развиваться производственная проза. Утверждены темы: революция, гражданская война, тема труда. Съезд разделил писателей на 2 группы: - Писатели соцреализма, - писатели, которые продолжали писать в манере русского реализма. Расцвел жанр массовой песни: Исаковский «Катюша», «А кто её знает…», Лебедев-Кумач «Песня о Родине», «Веселый вечер». Развивается жанр исторической книги: Толстой «Петр Первый», «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», Шишков «Угрюм-река». Исторические параллели помогали осмыслить настоящее. Советская детская литература: Маршак, Михалок, Барто, Бианка, Толстой – о детях и для детей.
40-50 гг. 2500 писателей пошли на фронт во время войны. Гл. жанры очерки, новеллы, рассказы. Поэзия: Тематика лирики резко изменилась с первых дней войны. Ответственность за судьбу родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность, вера в победу. Баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии стали строки из стихотворения Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» Одические стихи, выразившие гнев и ненависть народа. Были присягой верности отчизне (“Присягаем победой” А.Суркова). Поэты глубже постигают образ Родины. Героическое прошлое. Историч. Параллели СЛОВО О РОССИИ Бедного. Чувство любви солдата к Родине. Женщине-матери. Проза: Толстой,Леонов,Шолохов – выдающ. Публицисты, Фадеев,Вишневский,Тихонов, оптимизм, вера в победу. Проза была в очерковом, информативно-описат. Варианте. Жанры – повесть – героическая и романтическая (Русская повесть – Павленко, Народ бессмертен Гроссмана). В 1942 – 1943 новые новеллы, циклы рассказов (Рассказы Ивана Сударева – Толстого, Март-Апрель – Кожевникова, Морская душа – Соболева) Первое крупное произведение «Дни и ночи» Симонова. В 43-44 углубление историзма, расширение временных и пространственных горизонтов. Укрупнение характеров «Оборона Семидворья» Платонов, Леонова «Взятие Великошумска») В конце войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению «Они сражались за родину» Шолохова, «Молодая гвардия» Фадеева).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|