Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шолохов «Тихий Дон». История, человек, народ в романе




Тихий Дон(1910- 1922годы созд романа) – одно из самых выдающихся произведений рус лит. Раньше «Донщина». В марте 1941 – гос премия 1 степени. В 1965 – нобелевская премия. Действие – 10 лет. Годы: 1 мир войны, февраль переворот 1917г, октябрь революц, гражд война. В революции разделились на бел и красн. Мих шол создал произведение об ожесточенной и беспощадной, братоубийственной, соц войне. Чередование мир и воен сцен, переплет индивид чел судеб- необходимо шол, чтобы подробно изучить и показать чит проблемы нац бытия рус народа, понять, истоки и причины огромной трагедии, кот была в те годы. Народ, его прошл, наст и буд, его счастье – тема всех раздум писателя. Народ в «ТД»неоднороден, различна его роль и судьба различ слоев, не все одинаково ценно и прекрасно в его традициях. 3 группы казачества: богатые(МАХОВЫ), зажиточные(трудолюбие ведет к зажит; МЕЛЕХОВЫ(3 мужч)),бедные(КОШЕВОЙ(2 мужч)). Историч поход к народ традициям. Все происход бы легче,бескровнее, если бы режимам, обреченным на слом, не удавалось вовлекать в борьбу пртив народа какую-то часть народа. В борьбе за свои корыстные интересы онги вынуждены прибегать к обману, демагогии, разжиганию самого темного, жестокого в человеке. По этому эта опора не может быть прочной. Разворач панорама истор событий, показывая как бы изнутри участие в них донского казачества, их полное противоречий и трагических ошибок поведение в гражданской войне, МШ совершенствует подход к изображению казачества, в котором он увидел не только реакционную силу, но и органическую часть народа. Вовлеченное в борьбу против интересов народа, а значит и против собственных интересов, против лучшего в казачьих традициях – вольнолюбия, оно оказалось в трагич ситуации. Ш хотел показать (выделить)характер героя ГРИГОРИЯ, поэтому он описывает очень много других казаков. 1 том о жизни казаков. Ш использует материал, который использовал в книге «Донщина». Казачий диалект(двор - бас).1 том посл глава – начинается война. МЕЛЕХОВЫВасилиса Ильинична, Пантелей Прокопьевич, Дуняша(любимица отца), Петр(стар сын), Гришка), КОРШУНОВЫ –носители традиций.ш показал крестьян не в массе, а бедн, зажит, богат. Т.к. мишка кошевой – бедный, станица собирает его на войну(армия никого не обеспечивала).Казаки всегда работали сами на себя(они – крестьяне, которые бежали от помещика). Казаки одевались вульгарно(как хотят), а крестьяне в мешковине. Казаки презирают в крестьянах то, что они подчинились. Это показ, когда они дерутся на мельнице. Григорий – командир сотни, его люди полегли и ему предложили добрать солдатами(а солдаты-это крестьяне, которые одеты в серую шинель),Григ отказался. Казаков с детства сажали на лошадь и приучали к воен искусству. Им очень важна земля(трудиться)(1том).банда Фомина. Гр видит смысл (в конце) жизни в работе, труде, семье. 2 том – в Могилеве, Быхове.когда они видят не заселенную землю, у них болит душа. Едут косить на луг, они одеты, как на праздник(у муж – красные рубахи, у жен- платья,юбки).для казаков труд – праздник. ГРИГ УТВЕРЖДАЕТ ВОЕННЫЕ ТРАДИЦИИ: 1. военные имеют право брать у населения только то, что нужно армии(еда, для лошади корм)(тож сам говор КУТУЗОВ). 2. не брать, не убивать пленных, если в этогм нет необходимости. (Григ отстранили от управл сотни из-за доброго отношения к пленным. Сначала у белых, потом у красных.Подтелков(красн)приказал расстрелять пленного, после этого Григ уходит от красн). 3 Женщин не насиловать(армия-победительница приходила и думала, что может делать, что захочет.ишка освободил такую женщину). Григ и Аксинья пошли к дворянам(зажиточн). Сословия: рабочие, крестьяне. Считали, что ТД – плогиат(припис Крюкову, Серафимовичу). Считали, что Шолохов очень молод(1906г).1 том -1926, 2том – 27(28), 3 том – 1930. Изначал – это политич роман. У Ш нет образования. 3 том выпуск по главам, сначала несколько, потом неск пропустили, затем сначала. Ш откуаз печатать роман и забрал рукопись. Сталин помог напечатать 3 том «ТД». Ш сначала обратился за помощью к Горькому. Он сказ, что не может помочь, но у него сегодня будет 1 чел, и познаком со Сталиным. 3 том посвящен верхнедонскому восстанию. Знакомство со стал спасло Ш от репрессии(1936)

23. Булгаков.

 

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году.

Титульный лист книги Булгакова «Жизнь господина де Мольера», ЖЗЛ

1922—1923 годы — публикация «Записок на манжетах».В 1924 году — издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,В 1927 году Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег».С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.Тема высшей силы и даже дьявольской силы очень часто встречается на страницах булгаковских творений. Но своего апофеоза она достигает в итоговом произведении Булгакова “Мастер и Маргарита”. Начало работы над романом Булгаков датировал то 1928-м, то 1929 годом. В рукописи 1931 года даты работы над романом проставлены так: 1929 - 1931. В рукописи 1937-го: 19281937. Замысел книги складывался постепенно. Роман рос медленно. Сам Булгаков в письме к жене, почти за два года до смерти, сказал о своем создании: “Последний закатный роман”. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти. Первая редакция отличалась существенно от известного нам теперь романа “Мастер и Маргарита”. В романе не было Мастера и не было Маргариты. Замышлялся и разворачивался сатирический “роман о дьяволе”, в сохранившихся черновиках называвшийся так: “Гастроль...” (Чья? Половина листа оторвана); “Сын...” (второго слова тоже нет); “Черный маг” (тщательно зачеркнуто). Потом появилось название “Копыто инженера”. Это “копыто” еще долго будет удерживаться в заголовках романа. В 1931 году Булгаков назовет свой роман так: “Консультант с копытом”. И даже в окончательной редакции романа “копыто” оставит маленький след - драгоценную подкову, подаренную Воландом Маргарите. Но уже в этих ранних изорванных тетрадях действие романа начиналось именно так, как теперь: со сцены на Патриарших прудах, когда перед двумя москвичами - Берлиозом и Иванушкой появляется загадочный незнакомец.

 

Русская сатира 20 века.

Биография замечательного русского писателя Михаила Михайловича Зощенко насыщена разнообразными событиями. В 20 лет ушел добровольцем на Первую мировую войну. Был ранен, четырежды награжден. После февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почт и телеграфов. Богатый жизненный опыт пригодился, стал материалом его сатирических рассказов. В 1921 году он пришел в литературную группу “Серапионовы братья”. Так началась писательская биография Михаила Зощенко. Первой блестящей удачей Зощенко были “Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова”. С этих рассказов и начался Зощенко-сатирик.

Главный герой этого цикла рассказов побывал на войне и захватил начало революции. Но в его психике можно увидеть следы далеких годов крестьянского рабства. Рассказ “Жертва революции”. Читатель ждет описания крупных событий в этом произведении, но в нем все буднично. В рассказе главного героя революция видится через призму обыденных событий: натирания полов, мелких дел по хозяйству. Где-то гремят бои, где-то слышатся выстрелы, а герой все думает о натертых полах, о пропавших хозяйских часиках. Ровным перечислением мелких событий в жизни главного героя Зощенко наметил контуры мира, где не существует резких сдвигов и где революция не входит в сознание человека как решающий катаклизм эпохи.

Но глубоко скрытый за сатирической маской морализм писателя, даже интонационно напоминая Гоголя, обнаружил себя в настойчивом стремлении к реформации нравов. С конца 20-х — начала 30-х годов сам Зощенко стал считать свою позицию созерцательно-пассивной, немного недооценивая возможности сатирического изображения, игнорируя природу собственного художественного видения.

Судя по произведениям 30—40-х годов — повестям “Возвращенная молодость”, “Голубая книга” и “Перед восходом солнца”,— Зощенко в качестве модели исследования использовал и себя. Пережив революцию, он по себе знал и чувство страха перед его величеством случаем и несовпадением человека с самим собой, и леность сознания, не сумевшего преодолеть жуткую правду реальной жизни. Свое личное несовпадение с окружающей жизнью, невозможность слиться с нею он относил к самому себе и в себе же пытался найти причины, как он говорил, своей мрачности. Отчасти он был прав. В 40-е годы настороженное отношение критики к его “издевательским”, как отмечалось, “анекдотам” о революции было поставлено в прямую связь с аполитичностью “Серапионовых братьев” и в конце концов в 1946 году закончилось громким политическим скандалом, что стоило Зощенко здоровья и сократило его жизнь. В 1958 году писатель умер.

О чем писал Зощенко? Об одичании человека, замороченного барабанным боем пропаганды, замордованного непреходящими бытовыми неурядицами, ожесточенной борьбой за жалкие по сути своей преимущества перед другими. Ложь становится нормой: если врет власть, то неизбежна цепная реакция, доходящая до самого низа, где пациент не считает зазорным обмануть врача, управдом объегорить жильцов, мелкий чиновник — посетителя... и так до бесконечности.

Много десятков лет назад писатель едко высмеял городские власти, вздумавшие разбить на месте кладбища парк с аттракционами. Читая Зощенко, узнаешь, что бичом его времени было повальное пьянство, мелкое воровство на фабриках и заводах, давняя российская беда — взяточничество, мздоимство.

 

Гг. общая характеристика.

60—80-е годы

военная проза: Василь Быков, Виктор Астафьев,

деревенская проза: Василий Шукшин, Виктор Астафьев,

городская проза: Юрий Трифонов

магический реализм: Чингиз Айтматов

драматургия: Алексей Арбузов, Александр Володин,

историческая проза: Дмитрий Балашов, Юрий Давыдов,

научная фантастика: Стругацкие, Иван Ефремов, Кир Булычёв

лагерная проза: Александр Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ, Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), постмодернизм: Валентин Катаев («Трава забвения», «Алмазный мой венец») Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки»), третья волна эмиграции,реалисты и гиперреалисты: Александр Солженицын («Красное колесо»), Юрий Милославский («Укрепленные города», «От шума всадников и стрелков», Сергей Довлатов («Иностранка», «Чемодан»), Василий Аксёнов («Ожог», «Остров Крым»), постмодернисты: Саша Соколов («Школа для дураков», Александр Зиновьев, Иосиф Бродский поэзия шестидесятники (стадионная поэзия): Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, барды:, Булат Окуджава, Высоцкий, Александр Галич, Иосиф Бродский, поэты в эмиграции: Бродский, Кублановский, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Александр Галич, возвращённая литература: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки») советский читатель до конца 80-х годов был изолирован от многих богатств мировой художественной культуры). «Задержанные» произведения частично вернулись к советскому читателю в годы хрущевской критики культа личности», частично в середине 60-х-начале 70-х годов, как многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман» М. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов. Огромными «панорамными романами» с действием, иногда растягиваемым на ряд десятилетий, прославилась «секретарская» литература (создававшаяся секретарями правления Союза писателей - литературным начальством) в период «застоя». Но в 1958-1978 годах появилась и ценная, во многом новаторская тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» (первоначально трилогия «Пряслины»). Количественно они преобладали в метрополии, но крупнейший поэт И. Бродский и крупнейший прозаик А. Солженицын были высланы из СССР. В 90-е годы прозаик вернулся в Россию, а поэт умер в Америке.Эмигрантам первой волны, не видевшим коллективизации, была, по сути, недоступна соответствующая тема, как и «лагерная», «тюремная». Правда, о трагедии коллективизации выдающегося по художественным достоинствам произведения вообще нет. Эмигранты второй и третьей волны внесли в литературу зарубежья свой опыт. Третий поток - литература «задержанная»- вливался рано или поздно в один и другой литературный процесс, пока не произошло воссоединение всех трех потоков. Но таких принципиальных, качественных, резких различий, как раньше, более нет и в литературном процессе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...