Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чешская литра 19-20 вв:история развития, лит направления, представители




Выдающиеся поэты начали сочинять стихи в духе романтизма. Основатель панславизма словак Ян Коллар (1793-1852 гг.) написал поэму "Дочь Славы", Ладислав Челаковский (1799-1852 гг.) сочинял подражания чешской и русской народной поэзии, Вячеслав Ганка (1791-1861 гг.) и еще несколько друзей-поэтов "сфабриковали" собрание стихотворений, выдававшееся за свод старинной чешской поэзии и долгое время считавшееся таковым.

Романтизм сменила первая волна раннего реализма. Божена Немцова (1820-1862 гг.) нарисовала идиллическую картину сельской жизни в романе "Бабушка" (1855 г.). Ян Неруда (1834-1891 гг.), вдохновляясь естественнонаучными идеями, сочинял краткие и выразительные ироничные стихи и юмористическую прозу о жизни простых обывателей Праги.

После 1870 года страну захлестнула новая волна романтизма, на этот раз господствовали французские влияния. Ярослав Врхлицкий, настоящее имя – Эмиль Фрида (1853-1912 гг.) заполнил блестящей романтической поэзией более 100 томов и перевел чешским стихом многие произведения великих мастеров европейской поэзии.

В начале 19 века литература в духе начинающегося преромантизма черпала вдохновение в народной поэзии (Франтишек Ладислав Челаковский); жила также мысль о славянской взаимности (Ян Коллар). К фундаментаьлным темам литературы возрождения принадлежало славное чешское прошлое по контрасту с угрозой существования народу в настоящее время.

Под воздействием желания доказать древность чешской литературы (что бы придало вес тезису о национальной самобытности) авторы шли даже на мистификацию. Появилось две предположительно старочешские рукописи, которые вскоре оказались подделками.

Большая часть патриотической литературы была создана в духе бидермейера. Предпочтение отдавалось небольшим по объему литературным формам – зарисовкам, рассказам (например, Йозеф Каэтан Тыл). Большой популярностью пользовались ограниченные пространства, спокойные характеры, тихие события, было очевидно стремление к идиллии. Литература должна была, прежде всего, развлекать, возбуждать и воспитывать читателя.

1918 –1939 годы стали одним из периодов расцвета чешской литературы. Возникновение самостоятельного государства избавило литературу от необходимости нести побудительную патриотическую миссию и, тем самым, помогло развить в более полной мере ее собственную, эстетичекую функцию. Напомним здесь имена только нескольких прозаиков, таких как Карел Чапек, Ярослав Гашек и Владислав Ванчура. Первые места в чешской поэзии занимают такие поэты как Витезслав Незвал, Йозеф Гора, Франтишек Галас, Ян Заградничек и, естественно, Ярослав Сайферт. Последний получил в 1984 году за свое творчество Нобелевскую премию по литературе.

После прихода к власти Коммунистической партии в феврале 1948 года наступило время жестокой цензуры. Она касалась не только либеральных демократов, консерваторов, католиков и левых авторов (например, Карел Тайге, Йиржи Вайл, Йиржи Коларж), в случае, если они не принимали жесткую норму социалистического реализма.

Кроме запрещения публикаций ряд авторов подвергся и гражданским преследованиям. Многие проводили десятилетия в тюрьмах, Завиш Каландра был казнен.

Несмотря на это возникали произведения (часто они издавались впервые много лет спустя), которые преодолевали политические догматы. Одновременно с последующей либерализацией политической ситуации в конце 50-ых годов в литературу пришли Йозеф Шкворецкий, Милан Кундера, Иван Клима и многие другие.

60-ые годы – время освобождения и развития чешской литературы

Во второй половине 60-ых годов усилились проявления недовольства граждан тоталитарным режимом. Основной конфликт литераторов и власти разыгрался на IV съезде Союза чехословацких писателей (1967 год), на котором выступили, кроме прочих, Милан Кундера, Иван Клима и, с особенно критической речью, Людвик Вацулик.

После либерализации 60-ых годов последовала следующая волна репрессий. Публиковаться могли только произведения проверенных авторов, вне зависимости от их эстетической ценности. Выдающиеся литературные произведения, как правило, колебались на границе между разрешенным и запрещенным. Например, могли издаваться некоторые произведения Богумила Грабала, но только по серьезной проверке и корректуре цензурой.

Новым феноменом чешской литературы стал самиздат – на печатной машинке размножались серии произведений, которые замещали естественную литературную коммуникацию, были островками независимой культуры. Самой известной серией была Петля, которой руководил Людвик Вацулик. Расцвет самиздатовской литературы пришелся на конец 70-ых годов, в связи с деятельностью Хартии 77.

Первая волна отъездов за рубеж в эмиграцию началась уже во время немецкой оккупации – основные центры литературной эмиграции сформировались в Нью-Йорке и в Лондоне. Заграницей печатались, например, произведения Эгона Гостовского, дуэт Восковец и Верих записывали диски для британской Би-би-си и готовили программы для чешской редакции Голоса Америки. Существовал и ряд чехословацких средств массовой информации.

После 1948 года эмиграцию, а не строительство социализма, выбрали многие другие авторы - Ян Чеп, Милада Соучкова, Иван Блатный и другие. В чешской литературе на западе в 50-ые и 60-ые годы преобладала публицистика и поэзия, часто в ней можно было найти темы тоски по родине или обвинения коммунистического режима.

С 1970 года эмигрантская литература приобрела масштаб и известность. Большая часть выдающихся чешских литературных произведений того времени вышла либо только заграницей, либо вначале заграницей. Там печатались как книги авторов-эмигрантов, так и авторов, запрещенных на родине. Самым крупным издательством эмигрантской литературы было Sixty Eight Publishers в Торонто, которым руководил Йозев Шкворецкий и его супруга Здена Саливарова. Другое крупное издательство и центр эмигрантской литературы находилось в Кельне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...