Великая Отечественная война в лит-ре.
Концепция человека, как она утверждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной война. Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» вдобре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности. Образ советского человека рисуется писателями как бы в двух аспектах тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борьбе за подлинно - нравственные ценности в себе в разных ситуациях – фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображение потребовал от писателей заострения нравственно - гуманистической проблематики произведений. Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых заданий. Есть ещё одна мера – его «нравственные установления», составляющие основу характера, двигательные стимулы. В этом смысле герой В. Быкова капитан Ивановский («Дожить до рассвета»), учитель Мороз («Обелиск»), партизан Левчук («Волчья стая»), Степанида («Знак беды») является важным художественной системы не только писателей Ю. Бондарева и В. Быкова, но всей советской военной прозы. Никто не мог уклониться от повседневной «черной» газетной работы - не имел права. «Я писал, - вспоминал Твар- довский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, за метки – все». Можно долго рассказывать, в каких условиях приходилось писателям работать, как доставался им материал, когда они хотели не- пременно получить его из первых рук.
. Вот какой виделась Родина и Победа тогда очень разным поэтам - совпадение поразительное. Стихотворение Симонова было напечатано лишь через двадцать лет после того, как было написано. Это было в порядке вещей. Удивляться надо тому, что стихотворение Эренбурга проскочило в печать. Ведь Сталин совершенно по-иному оценивал положение дел, за несколько дней до Победы - 1 мая 1945 года - он внушал советским людям, что «наша социалистическая экономика укрепляется и растет, а хозяйство освобожденных областей, разграбленное и разрушенное немецкими захватчиками, успешно и быстро возрождается».Хочу отметить одну общую особенность первых книг о войне писателей фронтового поколения - "мемуарность". Излюбленный жанр этих писателей - лирическая повесть, написанная от первого лица.
Современный литературный процесс. Во-первых, следует отметить, что ближайшие десятилетия будут характеризоваться убыстряющимся развитием научно-технической революции. Вторым фактором, определяющим тенденции общественного и культурного развития, можно назвать рост взаимозависимости человеческого сообщества. Третьим фактором, который во многом определяет тенденции общественного и культурного развития сегодня, является возникновение и обострение глобальных проблем. Важным фактором, который во многом определяет будущее культуры, является то, что уже сегодня происходят коренные изменения â сознании человечества. Следующим фактором, который во многом определяет будущее куль туры, является движение человечества к новому этапу своего развития. Литература 80-90-х годовС приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.Прежних классиков Ф. Искандера, А. Битова, Маканина уже живо никто не воспринимает. Взгляды читателей обращены к постмодернистской литературе (Д. Галковскому, А. Королеву, А. Бородыне, З. Горееву).В настоящее время в России большой популярностью пользуются мемуары и массовая литература. У всех на слуху авторы В. Доценко, А. Маринина, Д. Донцова. Формируется особое направление «гламурной литературы», или литературы «рублевки». Она показывает жизнь и систему ценностей целого класса очень богатых и знаменитых людей, который образовался в России за последние 15 лет.
Неоклассическая проза
Неоклассики — течение в литературе и искусстве Европы конца XIX — начале ХХ веков. Россия В России о своей программной приверженности неоклассицизму заявила группа поэтов неоклассиков, возникшая в 1918 году при Всероссийском союзе поэтов. В неё входили Варвара Бутягина, Екатерина Волчанецкая, Георгий Дешкин, Николай Захаров-Мэнский и другие. Неосклассики создали издательство «Неоклассики», выпустившее несколько коллективных сборников.Дешкин Георгий Родился в семье в семье служащего железной дороги. Окончил Виленскую гимназию (1909).В восемь лет начал писать стихи. Гимназистом дебютировал в виленских изданиях «Зорька», «Крестьянин», «Молодые порывы» (1905). В 1908 году увлекся эсперанто. Стал одним из основателей и активных деятелей Виленского общества эсперантистов, представлял его на I Российском конгрессе эсперантистов в Санкт-Петербурге (1910).
До 1915 года жил в Вильне. Во время Гражданской войны в 1918 году в Тбилиси вступил в армию белых. С 1921 года жил в Москве. Арестован в марте 1938 года. Решением Особого Совещания при НКВД СССР в апреля 1939 года осуждён за шпионаж на восемь лет лагерей. Реабилитирован в 1955 году. Последние годы провел пенсионером в Мичуринске Тамбовской области, с 1961 в доме инвалидов в Токаревском районе, затем в Кандауровском доме инвалидов. Литературная деятельность Дебютировал в печати в 1905 году. В Вильне участвовал в гимназических литературных кружках и тесно общался с А. П. Дехтерёвым. Первая книга стихов «Стихотворения» (Вильна, 1909) содержала романсные пейзажные зарисовки и лирические исповеди в надсоновском духе. Второй сборник «В великие дни: (Март 1917 г.): Стихи» (Гомель, 1917) посвящен Февральской революции. После Гражданской войны печатал стихи в сборниках Союза поэтов, сборнике «Лирика» издательства «Неоклассики» (Москва, 1922), готовил третью книгу стихов 1911—1923 «Кочующее сердце». В 1923—1924 печатался также в «Балтийском альманахе» Е. Л. Шкляра и значился представителем «Балтийского альманаха» в России. Эсперантистское творчество Увлёкшись эсперанто, в 1908 году написал своё первое стихотворение на этом языке. Множество стихотворений печатал в различных эсперантистских изданиях («Lingvo Internacia», «La Ondo de Esperanto», «Pola Esperantisto» и других). В Бухаресте вышла книга стихотворений на эсперанто (1912). Участие в эсперантистских изданиях продолжил и после Первой мировой и Гражданской войн — до тех пор, пока с установлением изоляционистского курса И. В. Сталина эсперантистские организации не лишились поддержки и подверглись запретам, а эсперантисты не стали рассматриваться как агенты иностранных спецслужб и пособники международного империализма. Сотрудничество с изданиями на эсперанто возобновил после. Второй мировой войны. Известна книга избранных стихотворений 1904—1956, изданная в Белграде (1957).
Постмодернизм в прозе. Термин "постмодернизм" имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений" [1]. Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе. "Постмодернизм — это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития", — пишет Л.Г. Федорова. В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями в глубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. В поэзии Тимура Кибирова можно найти все приметы постмодернистского мировосприятия: обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир, языковой плюрализм, стремление к совмещению несовместимого, контекстуализм, юнговские архетипы и проч. Мир в творчестве Т. Кибирова представляется как "лежащий во зле", бессмысленности. Мир нуждается в спасении, а защита мира производится через защиту обыденного, простых событий, простой немудреной жизни. "Мудрость непритязательного довольства доступно-бытовым есть опора перед стучащимся в мир ужасом, который изображен в виде недвижного времени... Стоячее время есть символ зла, в котором лежит мир. "Дебютировал в печати в конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту, и концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. В 2008 году Тимур Кибиров стал лауреатом премии «Поэт». В качестве приза он получил 50 тыс. долл. США.
Современная поэзия. Несколько слов о современной поэзии. Долгое время было принято говорить о конце современной поэзии, о немоте как ее голосе. В последнее время отношение к современной поэзии несколько меняется. Поэзию, как и прозу, можно разделить на реалистическую и постреалистическую. К реализму тяготеет лирика Н. Горлановой, И. Евса, О. Николаевой с религиозной проблемтикой. На следовании традициям построена поэзия неоакмеистки Т. Бек. Среди новаторских поэтических
направлений можно выделить: 1) концептуализм (Д. Пригов); 2) метареализм (О. Седакова, И. Жданов); 3) поэзию метаметафористов (А. Еременко, А. Парщиков);4) поэзию иронистов (И. Иртеньев, В. Вишневский); 5) поэзию «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ). Дискуссионным остается вопрос о том, существует ли литература ХХI века. Действительно, в ней реализуются те тенденции, которые были заложены в конце века ХХ особенно в 90-е гг. В то же время, появляются новые писательские имена и теоретические идеи. Айги Геннадий Николаевич, Бек Татьяна Александровна, Вольф Сергей Евгеньевич, Закс Дмитрий Михайлович, Кушнер Александр Семёнович. Евтушенко Евгений Александрович. Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания».В 1952 первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор, как юношескую и незрелую.В 1952 году самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.В последующие годы печатает несколько сборников, («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)). Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза. Не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало, спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, приводило к тому, что его талант, — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает. Евтушенко известен также как режиссёр, актёр, драматург, сценарист. Известны его фотографии, он экспонировал свою фотовыставку «Невидимые нити».В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.
Современная драма Отход драматургов от натурализма и импрессионизма к символизму в конце XIX века, начале XX века наблюдался у писателей, примыкавших в начале своей деятельности к натуралистической концепции драмы. Так Г. Гауптман покидает позиции социальной драмы первого периода своего творчества и, начиная с «Ганнеле» (1892), отступает в мир иллюзорных видений «Потонувшего колокола» (1896) и «Пиппа пляшет» (1906). Глубокая перемена намечается постепенно и в творчестве Г. Ибсена, переходящего в конце 1880-х и в начале 1890-х гг. от критического анализа общества к созданию символических образов последнего периода творчества («Дикая утка», 1884; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, воскреснем», 1899) и тем самым пролагающего пути драматургам-символистам в Германии. Актуальные проблемы русской драматургии конца ХХ-начала ХХI в. Модели героев и их типология: герои В.Розова, А.Володина, А.Вампилова. Проблемы героя в «новой драме»: Е.Гришковец, В.Сигарев, братья Дуреновы, братья Пресняковы, И.Вырыпаев и др. Драматургия Людмилы Петрушевской. Особенности поэтики Николая Коляды. Художественный мир Нины Садур. Документальная драма как новое направление в современной литературе. Феномен монодрамы Евгения Гришковца. Современная подростковая и юношеская драматургия. Современная трагикомедия: модификации жанровой структуры, феномен фарса и трагифарса. «Игра в классики» в современной драматургии, феномен ремейков, сиквелов и т.д. Роль «Театра.doc» в развитии «новой драмы», техника «вирбатим» в создании современного текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|