Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.4. Конституционно-правовой статус судьи.




14. 4. Конституционно-правовой статус судьи.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанными выше законами судьями в РФ могут быть граждане Российской Федерации старше 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Судьям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования. Все кандидаты на должность судьи сдают квалификационный экзамен и проходят медицинское освидетельствование. Экзамен сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд. Отбор происходит на конкурсной основе.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.

До 2009 г. федеральным законом предусматривалось, что в первый раз федеральный судья назначался на должность сроком на три года, затем эта норма была исключена из федерального закона. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, но эта норма не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

 
Все судьи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями и компетенцией.

 

Контрольные вопросы и задания к теме 14

1. Назовите основные функции судебной власти.

2. Какие принципы правосудия относятся к сфере взаимоотношений личности с судебной властью?

3. Принципы организации и функционирования судебной системы.

4. Составьте структурную схему судебной системы РФ.

5. Порядок формирования высших федеральных судов и

иных федеральных судов.

6. Каков порядок назначения мировых судей?

7. Охарактеризуйте статус судьи в РФ.

8. Охарактеризуйте сущность понятия «конституционный судебный контроль»

9. Состав Конституционного Суда РФ.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ.

11. Назовите основные полномочия Конституционного Суда РФ.

12. Охарактеризуйте основные виды решений Конституционного Суда РФ

13. Какова ответственность за неисполнение решений Конституционного Суда РФ.

 

Тема 15. Органы с особым правовым статусом

Учебные цели: уяснение конституционного статуса органов прокуратуры, следственных органов, их функций и порядка формирования, а также статуса иных органов с особым правовым статусом.

 

План

15. 1. Место и роль российской прокуратуры, следственных органов в системе органов государственной власти.

15. 2. Функции прокуратуры и следственных органов и принципы их деятельности. Система органов прокуратуры и следствия.

15. 3. Иные органы с особым правовым статусом в системе органов государственной власти.

 

15. 1. Место и роль российской прокуратуры,

следственных органов в системе органов

 государственной власти

 

Проблемы административного надзора за соблюдением закона возникли одновременно с появлением закона. Решались они по-разному. В России Петр I уже в начале ХVIII в. осознал необходимость создания специального самостоятельного и независимого органа для решения этих задач, и в 1722 г. была учреждена должность генерального прокурора в качестве инструмента надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата и защиты прав граждан.

На протяжении почти трехвековой истории функции российской прокуратуры не раз менялись. Октябрьская революция 1917 г. вообще ликвидировала прокуратуру, и около пяти лет в стране не было прокуроров. Лишь в 1922 г. был восстановлен этот институт, и затем последовательно укреплялись надзорные функции прокуратуры.

Советский этап деятельности прокуратуры в наши дни служит своеобразным пугалом для народа. Прокуратуру представляют, как орудие произвола властей. Однако, сама по себе прокуратура не может быть ни признаком демократичности, ни признаком авторитарности государства. Прокуратуру нельзя отрывать от условий, в которых она осуществляет свою деятельность, от того, как власть относится к праву и законности. Главная же надзорная функция — отслеживание нарушений закона и принятие мер по их устранению — не несет в себе антидемократического заряда и вполне отвечает высоким стандартам правового государства, поскольку прокуратура действует от имени и в интересах общества.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с федеральным законом «О Прокуратуре РФ (от 17. 01. 1992 № 2202-1, ред. от 09. 11. 2020 г., Российская газета № 229 от 25 ноября 1995 г. ) Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Она действует независимо от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В последние годы весьма активно идет процесс реформирования российской прокуратуры. В 2002 г. прокуратура была лишена права применения мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности, которое было передано судам. В 2007 г. в рамках прокуратуры была создана автономная структура следственных органов — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А в 2010 г. Следственному комитету был придан статус самостоятельного федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (см.: Федеральный закон «О Следственном комитете РФ» (от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, ред. от 27. 10. 2020 г., Рос. газ. от 30. 12. 2010 г. ). Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ. Этот же закон оставляет за Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...