Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.3. Конституционный  судебный контроль в РФ.




14. 3. Конституционный  судебный контроль в РФ.

.

Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности. Он заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации.

 Существуют конституционный контроль и конституционный надзор. Существуют также предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий - в отношении действующих законов.

В различных странах может осуществляться различными государственными органами. В США, Канаде и ряде других стран, где действует американская модель, конституционный контроль выполняет общая судебная система (например, Верховный Суд США). Это и есть конституционный надзор.

В большинстве стран Европы и в России конституционный контроль осуществляет специальный конституционный  суд (Германия, Австрия и другие страны, включая Российскую Федерацию).

В Российской Федерации Конституционный Суд РФ решает вопросы о соответствии Конституции федеральных законов, актов Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут ставить вопрос о соответствии указанных законов Конституции РФ в связи с рассмотрением конкретного судебного дела. Но рассматривать этот запрос может только Конституционный Суд РФ.

 

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в РФ, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

 Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя.

 
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется Федеральным конституционным законом«О Конституционном Суде Российской Федерации» ( от 21 июля 1994 г., № ФКЗ-1, ред. от 09. 11. 2020, Рос. газ. от 23 июля 1994 г. ). Как и в большинстве других государств, он такжене рассматривает конкретные дела, так как это орган конституционного контроля.

Конституционный Суд работает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

• федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

• конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению;

• договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

• не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Поправка к статье 125 Конституции РФ позволяет Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов до их подписания Президентом РФ, а также законов субъекта РФ до их обнародования.

По запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Кроме того, он разрешает споры о компетенции между различными федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом РФ, не подлежат применению в ином истолковании.

Если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ, то Государственная Дума во внеочередном порядке принимает новый закон или вносит изменения и дополнения в закон, признанный неконституционным. Также и Президент РФ, Правительство РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ отменяют соответствующие акты, принимают новые нормативные акты или вносят изменения в акты, признанные неконституционными. Аналогичные действия и законодательных органов субъектов РФ. В случае неисполнения решений Конституционного Суда применяются меры ответственности, предусмотренные федеральным законодательством.

Статья 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» гласит: «Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. » Для примера можно привести статью 315 Уголовного Кодекса, предусматривающую за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта штраф, обязательные работы, арест сроком до трех месяцев, лишение свободы сроком до двух лет. Но эти меры предусматриваются для государственных и муниципальных служащих, но не касаются высших органов государственной власти.

Конституционный Суд может обращаться с посланиями к Федеральному Собранию, имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, судьи Конституционного Суда присутствуют при принесении присяги Президентом РФ.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. К нему также предъявляются требования, связанные с иностранным гражданством, видом на жительство за рубежом и др.

Срок полномочий судей до 2005 г. составлял сначала 12 лет, затем — 15 лет, а в настоящее время полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда — 70 лет. На Председателя Конституционного Суда эта норма не распространяется.

Все дела рассматриваются и разрешаются на заседаниях Конституционного Суда в полном составе.

В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства дел, состязательности и равноправия сторон. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, которые не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит опубликованию вместе с решением Суда.

Решения Конституционного Суда принимаются в виде постановлений, заключений, определений. Постановления Конституционного Суда РФ имеют государственно-властный характер, это правовая норма, обязательная для испонения на всей территории РФ. Заключение Конституционного Суда РФ (например, о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления) содержит только положение, констатирующее тот или иной факт. Оно может быть использовано для вынесения правового решения иным государственным органом (например, Советом Федерации). Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Решение Конституционного Суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его оглашения.

Актами Конституционного Суда РФ являются также заявления Председателя Конституционного Суда, послания Конституционного Суда Федеральному Собранию, текст которых утверждается на пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ.

Таким образом, конституционный судебный контроль в Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом РФ. Его главная задача — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Наряду с этим Конституционный Суд РФ представляет собой важное звено системы сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...