Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 11




Контрольные вопросы и задания к теме 11

1. Назовите основные функции законодательных органов.

2. Каков порядок формирования Совета Федерации?

3. Каков порядок формирования Государственной Думы?

4. Кто может быть сенатором РФ?

5. Кто может быть депутатом ГосДумы?

6. Какова структура Совета Федерации?

7. Какова структура Государственной Думы?

8. Назовите основные полномочия Совета Федерации, основные полномочия Государственной Думы.

9. Назовите основные формы работы депутатов Государственной Думы.

10. Назовите основные гарантии депутатской деятельности и социальные гарантии депутатов Государственной Думы.

 

Тема 12. Федеральный законодательный процесс

Учебные цели: Уяснение сущности и содержания законодательногопроцесса, особенностей принятия различных видов федеральных законов.

 

План

14. 1 Роль Государственной Думы в федеральном законодательном процессе.

14. 2 Роль Совета Федерации в федеральном законодательном процессе.

14. 3 Роль Президента РФ в федеральном законодательном процессе.

 

12. 1. Роль Государственной Думы в федеральном законодательном процессе

 

Законодательный процесс — это форма государственной деятельности специально предназначенных органов государственной власти по возведению общеобязательной воли народа в закон. Порядок законодательного процесса в Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации, регламентах палат Федерального Собрания, в соответствующих федеральных законах. Результатом законодательной деятельности могут быть различные виды законодательных актов.

Законы в широком смысле слова — это нормативные правовые акты, установленные государством общеобязательные правила поведения. В узком смысле слова или в юридическом смысле закон — это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе кодексы, законы Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию, законы субъектов Федерации, а также продолжают действовать некоторые законы СССР, РСФСР и Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Силу закона приобретают также договоры, ратифицированные законодательным органом.

Федеральные законы принимаются и одобряются палатами Федерального Собрания, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации и выражают волю всего народа Российской Федерации.

К основным стадиям законодательного процесса относятся: реализация права законодательной инициативы; предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах Государственной Думы; рассмотрение законопроекта Думой в трех чтениях и его принятие; рассмотрение и одобрение принятого Думой закона Советом Федерации; особая стадия — преодоление разногласий, возникающих между Советом Федерации и Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятого Думой закона; подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации; особая стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом, в Думе и Совете Федерации.

1-я стадия. Законодательный процесс начинается с реализации конституционного права законодательной инициативы. Оно принадлежит: Президенту Российской Федерации; Совету Федерации; сенаторам Российской Федерации; депутатам Государственной Думы; Правительству Российской Федерации; законодательным органам субъектов Российской Федерации, а также высшим судам Российской Федерации по вопросам их ведения.

 
2-я стадия. Совет Государственной Думы направляет законопроект в один или несколько комитетов для предварительного рассмотрения. Один из них назначается ответственным. Законопроект направляется также для подготовки и представления отзывов, предложенийи замечаний в комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, Общественную палату, в высшие суды РФ (по вопросам их ведения), в субъекты Российской Федерации (по предметам совместного ведения).

Субъект права законодательной инициативы имеет право изменить текст законопроекта или отозвать его.

 
В итоге законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который может вернуть его на доработку, направить в другой комитет или вынести на пленарное заседание Думы.

3-я стадия. Государственная Дума рассматривает законопроект поочередно в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка его концепции. Возможные решения: принять закон в первом чтении и направить его в Совет Федерации (минуя второе и третье чтения); отклонить законопроект; принять законопроект и продолжить над ним работу в Думе во втором и третьем чтениях.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить все субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет Думы изучает и обобщает все поправки и предложения к законопроекту в виде таблицы поправок с рекомендациями принять поправку или отклонить.

Во втором чтении обсуждаются внесённые поправки, возможно обсуждение каждой поправки в отдельности и постатейное голосование. В результате голосования Дума принимает законопроект во втором чтении или отклоняет его. Принятый законопроект снова направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления аппарата Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки.

Совет Государственной Думы выносит отредактированный законопроект на рассмотрение в третьем чтении, в котором не допускаются внесение поправок и обсуждение отдельных его частей. Законопроект принимается большинством голосов от общего числа депутатов или отклоняется. как исключение, закон по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, может быть возвращен к процедуре второго чтения.

 

12. 2. Роль Совета Федерации в федеральном законодательном процессе.

 

4-я стадия — рассмотрение законопроекта в Совете Федерации. Текст закона, принятого Думой, в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению вСовете Федерации подлежат принятые Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира; все федеральные конституционные законы, а также (по Регламенту СФ) законы по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[10].

Совет Федерации большинством голосов принимает решение: одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения решение также принимается большинством голосов: одобрить или отклонить закон, принятый Думой.

Если же закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, то Председатель Совета Федерации принимает решение не вносить закон на рассмотрение палаты, и закон считается одобренным. Но Председатель может и включить в повестку дня закон на рассмотрение палаты. Это решение может быть обусловлено требованием Президента, Правительства или, по крайней мере, двух членов палаты, представляющих один субъект Российской Федерации.

При рассмотрении такого закона Советом Федерации решение также принимается большинством голосов: или одобрить закон, или отклонить его. При этом Совет Федерации должен предложить свою редакцию отклоненных частей закона.

Закон, одобренный Советом Федерации, а также закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней и считающийся одобренным Советом Федерации, направляется в течение пяти дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Если закон отклонен, то постановление направляется в Думу, и с этого момента начинается особая стадия законодательного процесса по преодолению разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой. Возражения Совета Федерации рассматриваются в соответствующем комитете Думы. Для преодоления разногласий может быть создана согласительная комиссия, которая вырабатывает взаимоприемлемый текст закона для повторного рассмотрения на заседании Думы. Если Дума принимает большинством голосов закон в редакции согласительной комиссии, закон снова направляется в Совет Федерации.

Если же Дума не приняла предложения согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, то она может поставить на голосование закон в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы. Принятый в таком порядке закон в течение пяти дней, минуя Совет Федерации, направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Государственная Дума большинством голосов может снять с повторного рассмотрения закон и вернуть его авторам.

 

12. 3. Роль Президента РФ в федеральном законодательном процессе.

 
На 5-й стадии все федеральные законы, принятые Федеральным Собранием, для вступления их в силу должны быть подписаны Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. Все федеральные законы в течение 7 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru).  

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, или в законе может быть предусмотрен иной порядок: со дня официального опубликования; с конкретной даты, указанной в законе. Причем отдельные части закона могут иметь разные сроки вступления их в силу. Рассматриваемая стадия принятия закона является завершающей, если Президент подписал закон.

Но Президент Российской Федерации имеет право отлагательного вето [11] . В случае отклонения закона Президентом Российской Федерации начинается особая стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом Российской Федерации.

Закон направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. В результате Дума может принять решение: согласиться с предложением Президента и одобрить закон в редакции, предложенной Президентом, или согласиться с Президентом о нецелесообразности принятия закона; преодолеть вето Президента — принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в две трети голосов[12]. Однако, если предложения Президента оказались неприемлемыми для депутатов Думы и сенаторов Российской Федерации, и в то же время закон не смог собрать требуемых двух третей голосов, закон считается отклоненным Президентом РФ

Но если федеральный закон, отклоненный Президентом, при повторном рассмотрении в прежней редакции будет принят Думой и одобрен Советом Федерации двумя третями голосов, то он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Однако поправка к статье 107 Конституции РФ дает Президенту РФ еще один шанс окончательно отклонить этот закон.

Если Президент РФ в течение семи дней обратится в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законопроекта, не подписанного Президентом РФ и соответственно не обнародованного, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. В этом случае, если Конституционный Суд подтвердит конституционность этого законопроекта, то Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если же Конституционный Суд не подтвердит его конституционность, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания (и далее – автору).

 Президент Российской Федерации в соответствии с постановлением Конституционного Суда может возвращать законы по процедурным мотивам, при этом они не считаются отклоненными Президентом.

Федеральные конституционные законы принимаются в том же порядке, что и все федеральные законы, но с определенной спецификой. Федеральный конституционный закон может быть принят только по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации: о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта Российской Федерации; о чрезвычайном и военном положении; о государственных флаге, гербе, гимне; о референдуме; об Уполномоченном по правам человека; о Правительстве Российской Федерации; о судебной системе; о высших судах; о Конституционном Собрании. Закон считается одобренным Государственной Думой, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов. А для одобрения его Советом Федерации необходимо три четверти голосов. После этого закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Президент при этом не имеет права отлагательного вето.

Однако и в данном случае Президент РФ до подписания и обнародования законопроекта имеет право обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого документа. И также, если Конституционный Суд не подтвердит его конституционность, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания.

В порядке принятия федерального конституционного закона принимается и закон Российской Федерации о поправках к главам 3–8 Конституции Российской Федерации. При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации. Принятие Закона «О поправке к Конституции Российской Федерации», в 2020 г., было дополнено процедурой всенародного голосования (не референдума! ), которое состоялось 1 июля 2020 г., что, естественно, повысило легитимность этого закона.

Таким образом, Конституция РФ и регламенты Совета Федерации и Государственной Думы чётко определяют порядок принятия федеральных законов, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации. В законодательном процессе принимают непосредственное участие палаты Федерального Собрания, их комитеты, Президент РФ, а также Правительство РФ и другие субъекты права законодательной инициативы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...