Контрольные вопросы и задания к теме 10
Контрольные вопросы и задания к теме 10 1. Чем отличается правовой статус президента в странах с различной системой правления? 2. Назовите основные функции Президента РФ 3. Какие требования предъявляются к кандидату на пост Президента Российской Федерации? 4. В каких случаях возможна досрочная отставка Президента Российской Федерации? 5. Каков порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации? 6. Какие органы государственной власти формируются Президентом РФ или с его участием? 7. Назовите полномочия Президента в сферах законодательной, исполнительной власти, судебной власти. 8. Какие правовые акты издает Президент РФ? Какие иные акты могут издаваться Президентом РФ?
Тема 11. Федеральное собрание Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации Учебные цели: уяснение конституционного статуса Федерального Собрания, компетенции его палат.
План 11. 1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания. 11. 2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания 11. 3. Конституционный статус депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации.
11. 1. Порядок формирования и работы
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы), возникшие в XII–XIII вв., были феодальными сословно-представительными органами при короле. Парламенты современного типа как общенациональные представительные органы возникли в эпоху буржуазных революций XVI–XVIII вв. В России отдельные элементы народного представительства появились уже в Киевской Руси, Великом Новгороде, а затем и в Московском государстве. В ХVI в. созывается Земский собор, затем формируются Боярские думы как органы сословного представительства. И лишь в 1906 г. была избрана Первая Государственная Дума — первый российский общенациональный парламент. После Великой Октябрьской социалистической революции в России утвердился новый тип народного представительства — советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов.
Принципы формирования парламента: — принцип представительности — в парламент избираются представители, которым народ делегирует свое право управления государственными делами; — принцип разделения властей — парламент — высший законодательный орган, обладающий исключительным правом законодательного регулирования жизни страны. Эти два принципа и позволяют называть парламент представительным и законодательным органом государства.
В России двухпалатный парламент — Федеральное Собрание. Это представительный и законодательный орган государства, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, решения их обязательны на всей территории Российской Федерации. Обе палаты самостоятельны, независимы друг от друга и равноправны. Палаты работают раздельно и самостоятельно решают вопросы, находящиеся в их ведении. Совместно они могут собираться только в случаях, определенных Конституцией − для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.
Но с другой стороны, благодаря системе сдержек и противовесовФедеральное Собрание ограничено в принятии законов необходимостью подписания и обнародования каждого закона Президентом РФ, обладающим правом отлагательного вето, необходимостью согласования с Правительством всех законов, связанных с расходами из федерального бюджета, и возможностью Конституционного Суда признать закон неконституционным. Более того, Президент может распустить Государственную Думу. Федеральное Собрание, со своей стороны, имеет конституционные рычаги воздействия на другие ветви власти. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается соответствующими федеральными законами, которые неоднократно изменялись. Первоначально депутаты Совета Федерации избирались всенародным голосованием на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам, затем в соответствии с федеральным законом (1995) в Совет Федерации входили по должности главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В 2000 г. они были лишены этого права, и члены Совета Федерации стали назначаться (избираться) соответствующими органами государственной власти. В настоящее время после внесения поправок в Конституцию РФ Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят сенаторы РФ (ранее были члены Совета Федерации): * по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти = на срок полномочий соответствующего органа; * Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочного в случае его отставки, = пожизненно. При этом он вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; * не более 30 представителей Российской Федерации, назначенных Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Представитель законодательного органа субъекта Российской Федерации избирается им на срок своих полномочий из числа депутатов законодательного органа данного субъекта РФ. А представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий из числа 3 лиц, предложенных кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ при проведении выборов высшего должностного лица. При этом кандидатами на должность представителя в Совет Федерации могут быть депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации от этого региона, а также депутаты законодательного органа или муниципальных образований этого субъекта. В соответствии со своим Регламентом Совет Федерации из своего состава избирает Председателя Совета Федерации, и заместителей ПредседателяСовета Федерации. В настоящее время избраны 4 заместителя, которые являются представителями разных субъектов Российской Федерации. По вопросам своего ведения в палате (2020 г. ) формируются 10 комитетов. Комитеты осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой законам, разработку собственных законопроектов, организуют проведение парламентских слушаний, занимаются решением других вопросов, относящихся к ведению Совета Федерации. Численный состав комитетов насчитывает 11–21 человек. Каждый сенатор Российской Федерации, кроме Председателя палаты, обязан состоять в одном из комитетов. Могут создаваться также временные комиссии на срок, определяемый выполнением конкретных задач.
В целях обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации по формированию проекта повестки дня, порядка обсуждения вопросов на заседаниях палаты образован Совет палаты. В него входят Председатель Совета Федерации, его заместители и председатели комитетов, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Для подготовки и рассмотрения вопросов законодательной деятельности Совета Федерации проводится Координационное совещание Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации с председателями комитетов Совета Федерации. В работе координационного совещания принимают участие полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, Руководитель Аппарата Совета Федерации. Основными задачами Координационного совещания являются: организация взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой и субъектами права законодательной инициативы по вопросам законодательной деятельности; предварительное обсуждение вопросов, включенных в проект повестки дня заседания Совета Федерации; а также рассмотрение позиций комитетов Совета Федерации по федеральным законам.
с 25 января по 15 июля и осеннюю — с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа сенаторов Российской Федерации в субъектах Федерации, для чего им ежемесячно предоставляется до 10 дней. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями и обращениями, которые принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и оформляются постановлениями палаты. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет (до 2011 г. - на четыре года). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Смешанная система предполагает, что 225 депутатов по-прежнему избираются по пропорциональной системе, а 225 депутатов – по мажоритарной системе относительного большинства. Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата в одномандатном избирательном округе является поддержка их выдвижения избирателями. Для регистрации федерального списка кандидатов в его поддержку необходимо собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей. А в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, но не менее 3 тысяч подписей избирателей. Выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации и не требует сбора подписей избирателей, если федеральный список кандидатов политической партии был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, а также если список кандидатов политической партии был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти хотя бы одного субъекта Федерации. На свое первое заседание депутаты Государственной Думы собираются на 30-й день после избрания, но Президент РФ имеет право созвать первое заседание ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат. Внутреннее устройство палаты определяется ее Регламентом. Дума избирает из своего состава Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя Думы. Важную роль в деятельности Думы играет образуемый ею Совет Государственной Думы, в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители, руководители фракций, а с правом совещательного голоса — председатели думских комитетов или по их поручению представители комитетов Государственной Думы. Если в составе фракции созданы внутрифракционные группы, то в состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят не более двух руководителей внутрифракционных групп.
Для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений по иным вопросам, с согласия профильных комитетов могут образовываться межфракционные рабочие группы. В целях защиты прав малочисленных фракций[8] общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одной фракции на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 процентов от общего числа членов данной фракции. До 2007 г. в Думе из числа депутатов, не вошедших во фракции, формировались депутатские группы. Однако, в 2016 г., когда половина депутатов избиралась по одномандатным округам, абсолютное большинство их (222 из 225) выдвигались в одномандатных округах победившими политическими партиями, и все эти депутаты вошли в состав фракций этих партий. Независимых оказалось всего три депутата, естественно эти депутаты не смогут сформировать депутатские группы, даже если эта норма будет внесена в Регламент Государственной Думы. Из числа депутатов в Думе формируются комитетыпо различным вопросам ее ведения (в 2020 г. — 26 комитетов) численностью от 12 до 35 человек. В их состав входят депутаты от всех фракций пропорционально их численности. Каждый депутат, за исключением Председателя палаты, обязан работать в одном из комитетов. Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок своих полномочий образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики. В её состав не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители. Избирается также Комиссия Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы. Кроме того, могут создаваться различные комиссии для выполнения отдельных поручений.
Дума работает на постоянной основе в сессионном порядке. Ежегодно проводятся две сессии. Ранее Регламент четко определял, что весенняя сессия работает с 12 января по 20 июня, а осенняя — с 1 сентября по 25 декабря. С 2005 г. Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, которое принимается на одном из последних заседаний текущей сессии. Таким образом, каждый год начало и конец работы сессии принимается индивидуальным постановлением и не совпадает с другими годами. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями. Как правило, две недели каждого месяца в этот период предназначаются для проведения заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, одна неделя – для работы депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях и во фракциях, одна неделя – для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. В период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов Государственной Думы с избирателями предназначаются две недели каждого месяца. Заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам. По решению Совета Государственной Думы в иные дни могут проводиться дополнительные. внеочередные заседания Государственной Думы. На заседаниях Государственной Думы в 17 часов проводится «час голосования», на который выносятся законы, законопроекты и проекты постановлений Государственной Думы, которые уже были предметом обсуждения палаты, и здесь не допускается внесение в них поправок и возвращение к их обсуждению. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по понедельникам и четвергам. На заседаниях Государственной Думы, как правило, по средам отводится время для ответов федеральных министров, иных должностных лиц, на вопросы депутатов Государственной Думы («правительственный час»). Парламентские слушания проводятся в дни и время, определенные Советом Государственной Думы. Государственная Дума вправе принимать большинством голосов от общего числа депутатов заявления, обращения, которые оформляются постановлением палаты. Государственная Дума может бытьраспущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ: - после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ для утверждения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации; - после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства РФ для утверждения кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, если в этом случае более одной трети должностей членов Правительства остаются вакантными (за исключением министров «силового блока»); - после выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ повторно в течение трех месяцев; - после отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ при постановке этого вопроса Председателем Правительства РФ в течение семи дней или в течение трех месяцев[9]. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума не может быть распущена: - в течение первого года после избрания Думы при выражении ею недоверия или отказе в доверии Правительству; - с момента выдвижения обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; - в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; - а также исполняющим обязанности Президента РФ; - в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Но эти четыре месяца страна живет без представительного (законодательного) органа. Совет Федерации не может быть распущен никем.
11. 2. Компетенция и акты палат
Компетенция Федерального Собрания устанавливается Конституцией Российской Федерации исходя из принципа разделения властей. Полномочия, общие для обеих палат, включают в себя: принятие и одобрение федеральных законов; утверждение федерального бюджета (также в форме федерального закона). Обе палаты также осуществляют парламентский контроль. Они вправе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам их ведения. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат. Кроме этих функций, Конституция Российской Федерации определяет специальную компетенцию палат, в соответствии с которой каждой из палат предоставляется исключительное право принимать решения по некоторым вопросам в полном объеме. К ведению Совета Федерации относятся: - утверждение изменения границ между субъектами Федерации; - утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации; - назначение выборов Президента Российской Федерации; - отрешение Президента РФ от должности; - лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; - назначение на должность и прекращение полномочий по представлению Президента РФ председателей, заместителей председателей и судей высших судов РФ; - прекращение полномочий по представлению Президента РФ председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов; - проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров; - заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов по представлению Президента РФ; - проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства и др. (силовой блок). К ведению Государственной Думы относятся: - утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации; утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (за исключением «силового блока»); - решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (по предложению Президента); - заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ; - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов по представлению Президента РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; - объявление амнистии; - выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. По вопросам своего ведения большинством голосов каждая из палат принимает постановления, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через 10 дней после их официального опубликования, если в самом акте не указан иной порядок вступления их в силу. Таким образом, одним из важнейших органов государственной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух независимых друг от друга палат – Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется в соответствии с соответствующим федеральным законом. Важную роль в организации деятельности палат играют их регламенты. Главная функция Федерального Собрания законотворческая, а также осуществление парламентского контроля. Наряду с этими функциями каждая из палат имеет круг вопросов своего ведения, по которым палаты принимают постановления, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
11. 3. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации.
Статус депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации одинаков и определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О статусе сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ, ред. от 03. 07. 2016, Рос. газ. от 06. 07. 1999 г. Статус депутата Государственной Думы (а также сенатора Российской Федерации) — это правовое положение депутата, совокупность его прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий его деятельности, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Депутат Государственной Думы — это избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия. Депутат — главная фигура в представительном органе власти. Депутаты обладают специальной правоспособностью, установленной законодательством. В советский период депутатский мандат носил императивный характер, т. е. депутат обязан был выполнять волю народа, выраженную в наказах избирателей и нести ответственность за свои действия. Он мог быть досрочно отозван своими избирателями. В Российской Федерации депутат Государственной Думы обладает свободным мандатом, в своей деятельности он руководствуется общегосударственными интересами с учетом запросов населения избирательного округа и интересов партии или депутатского объединения, в котором он состоит. Однако в 2005 г. в федеральный закон была введена норма о том, что в случае выхода депутата из состава фракции (или его исключения из состава фракции), его полномочия прекращаются досрочно. В этой ситуации «свобода» мандата была урезана. В последнее время в практике депутатской деятельности всё чаще используются наказы избирателей, которые также урезают «свободу» мандата. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом, и прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; несоблюдения требований Федерального закона о статусе депутата (утрата российского гражданства; приобретение иностранного гражданства; открытия (наличия) счетов (вкладов) в иностранных банках, в том числе членами семьи; занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); вступления в законную силу обвинительного приговора суда; а также в связи с роспуском Государственной Думы и др. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Сенатор Российской Федерации — - это назначенный (избранный) представитель от субъекта Российской Федерации; - Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (пожизненно); - а также назначенный Президентом Российской Федерации представитель Российской Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия. В отличие от депутата сенатор Российской Федерации избирается (назначается) конкретным органом государственной власти. Формально он обязан руководствоваться интересами своего региона и нести ответственность за нарушение этих интересов, в том числе в форме досрочного прекращения его полномочий. Так в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации…» была статья о том, что полномочия члена Совета Федерации могли быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Однако в 2012 г. эта норма была исключена из закона. В то же время в 2014 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, в соответствии с которой Президент РФ «назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации». Решение о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения его полномочий. Формы депутатской деятельности определяются правами и обязанностями депутата, которые служат средством выполнения поставленных перед ним задач. В представительном органе — это участие в заседаниях палаты; участие в совместных заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий; участие в работе депутатских объединений; участие в парламентских слушаниях; участие в выполнении поручений палаты; внесение законопроектов; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации (в составе группы численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы); внесение парламентского, депутатского запросов; обращение с вопросом к члену Правительства; обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; другие формы, предусмотренные Конституцией, законами, регламентами. Участие депутата в заседаниях палаты является его правом и одновременно обязанностью. Депутат Государственной Думы имеет право избирать и быть избранным в различные комитеты и комиссии, образуемые палатой; предлагать вопросы для рассмотрения, вносить предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, вносить проекты решений, поправки к ним; вносить предложения по персональному составу создаваемых палатой комитетов и комиссий, по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, присутствовать на любом заседании Совета Федерации. Аналогичные права имеют сенаторы Российской Федерации.
Формы работы депутатов с избирателями: для работы с избирателями депутатам ежемесячно в соответствии с Регламентом предоставляется время. Как правило, для этого предназначается одна неделя каждого месяца во время сессии, а в период проведения выборов Думы нового созыва – две недели каждого месяца. Для выполнения депутатских полномочий в субъекте Российской Федерации ему предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, связью, а также служебный транспорт. Депутаты поддерживают связь с избирателями своего региона в субъекте (или субъектах) Российской Федерации, от которого они были избраны в Думу; рассматривают обращения избирателей; ведут прием граждан; вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через СМИ. Депутаты Думы на территории региональной группы, от которой они избраны, вправе участвовать с совещательным голосом в работе местных представительных органов, а в некоторых регионах они имеют право законодательной инициативы. В период заседаний Государственной Думы депутаты рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы избирателей, могут осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы. Сенаторы Российской Федерации, избранные (назначенные) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также имеют возможность работать в своем субъекте Федерации, для чего им ежемесячно предоставляется до 10 дней, но закон «О статусе…» не регламентирует формы их работы с населением субъекта РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|