М. Б. Кострова. Практикум. По уголовному праву. Общая часть. Методические рекомендации
Стр 1 из 21Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права Кафедра уголовного права и процесса
М. Б. Кострова
ПРАКТИКУМ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие
Уфа – 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Среди различных форм обучения, используемых в подготовке будущих юристов в вузах Российской Федерации, важное место занимают практические занятия по специальным правовым дисциплинам, в том числе и по дисциплине «Уголовное право». Главными задачами данной формы обучения являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, получение дополнительных знаний, формирование практических навыков толкования и применения уголовного закона в конкретных ситуациях. Кроме того, практические занятия позволяют студентам выработать умения находить и анализировать соответствующие уголовно-правовые нормы и нормы смежных отраслей права, понимать их содержание. Эти занятия также способствуют развитию юридического мышления студентов, приобретению умений и навыков юридически грамотно выражать свои мысли и правильно употреблять специальную уголовно-правовую терминологию, доказательно формулировать предлагаемые решения, вести полемику с оппонентами. Приобретение указанных знаний, умений и навыков являются этапами формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Для приближения к условиям будущей деятельности по применению уголовного закона, как показывает многолетний опыт преподавания уголовного права в России, наиболее эффективным методом проведения практических занятий является решение задач (казусов) и выполнение практических заданий. Он позволяет наглядно связать, с одной стороны, теорию уголовного права с положениями уголовного закона, с другой стороны – теорию и закон связать с практикой правоприменительной деятельности. Решение задач (казусов) и выполнение практических заданий представляют собой, по сути, воспроизведение тех основных действий, которые совершаются на практике следователями, дознавателями, прокурорами, судьями при применении уголовно-правовых норм в ходе досудебного и судебного производства по уголовным делам. Необходимым условием правильного решения задач и выполнения практических заданий, а также получения максимальной пользы в целом от практических занятий является предварительная основательная подготовка студентов к ним. Подготовку к каждому практическому занятию целесообразно организовать следующим образом. 1. Ознакомление с вопросами темы, их изучение по учебникам и иным изданиям, указанным в списках основной и дополнительной литературы Рабочей программы дисциплины, размещенной на сайте БашГУ, а также по своему конспекту лекции, прослушанной в период лекционных занятий. При этом необходимо иметь в виду, что любое письменное сочинение по юриспруденции достаточно быстро морально устаревает в связи с вносимыми в нормативные правовые акты изменениями и дополнениям, поэтому следует сопоставлять написанное в учебнике, лекции и т. п. с актуальной редакцией Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) или иного нормативного правового акта, действующей на момент подготовки к практическому занятию (то есть с последними изменениями и дополнениями). При расхождении написанного в лекции, учебнике, и т. п. с актуальной редакцией УК РФ или иного нормативного правового акта предпочтение отдается последнему, то есть содержание учебника, лекции и т. п. должно корректироваться и запоминаться студентом не буквально, а с учетом изменившегося текста УК РФ или иного нормативного правового акта.
Изучение вопросов отдельных тем возможно также по изданию, имеющему наименование «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации » (изданному не ранее 2020 года), в котором содержится постатейное доктринальное толкование норм УК РФ, при этом нужно иметь в виду, что комментарий, во-первых, не является источником уголовного права, во-вторых, он не заменяет учебники. Для более качественной подготовки к практическим занятиям полезно ознакомление с научными статьями в юридической периодике, в частности, в журналах «Уголовное право», «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь» и т. д., с монографической литературой. Их студент может найти в читальных залах библиотеки БашГУ либо в ЭБС (электронных библиотечных системах), перечень которых приведен на сайте https: //bashedu. ru/ru/biblioteka (список журналов содержится в отдельном файле podpicka_2021. pdf в конце страницы). 2. Изучение норм Уголовного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, относящихся к теме. К каждой теме дисциплины составлен перечень нормативных правовых актов, которые необходимо использовать при решении задач и выполнении практических заданий. В нем, согласно принятой традиции обозначения нормативного правового акта, указываются его название (наименование), дата его принятия и номер. Например, для УК РФ в настоящем учебном пособии принято обозначение: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Вместе с тем, при изучении конкретного нормативного правового акта необходимо учитывать следующее. Задачи и практические задания, помещенные в настоящем учебном пособии, составлены с учетом изменений и дополнений, внесенных в УК РФ, иные нормативные правовые акты смежных отраслей права РФ и в международные акты по состоянию на 10 марта 2021 года. Однако процесс внесения изменений и дополнений в УК РФ, в другие нормативные правовые акты РФ, а также в международные акты будет продолжаться и дальше. Поэтому обязательным требованием является изучение УК РФ и иных нормативных правовых актов в их актуальных редакциях, действующих на момент подготовки к каждому из практических занятий (то есть с последними изменениями и дополнениями). Соответственно, решение задач и выполнений практических заданий должно осуществляться на основе только актуальных редакций УК РФ и иных нормативных правовых актов, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений, в том числе и последних, на момент подготовки к каждому практическому занятию. Для этого требуется самостоятельная работа по ознакомлению с официальным опубликованием нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации http: //pravo. gov. ru/. Наиболее удобным способом отслеживания всех изменений и дополнений, в том числе и новейших, является обращение к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п., которые представляют собой обновляемые электронные информационные банки нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, международных актов, судебной практики.
3. Изучение материалов судебной практики. К каждой теме дисциплины составлен перечень материалов судебной практики, которые необходимо использовать при решении задач и выполнении практических заданий. В зависимости от темы практического занятия перечень может включать постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ (например, Ответы на вопросы, поступившие из судов). Поиск материалов судебной практики и их изучение может осуществляться по официальным интернет-сайтам Конституционного Суда РФ (http: //www. ksrf. ru/RU/DECISION/Pages/default. aspx – раздел «Решения КС РФ») и Верховного Суда РФ (http: //www. supcourt. ru/ – раздел «Документы» – подраздел «Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»), по справочно-правовым системам «КонсультантПлюс» и «Гарант». В связи с тем, что в постановления Пленума Верховного Суда РФ периодически вносятся изменения и дополнения, обязательным требованием является их изучение в актуальных редакциях, действующих на момент подготовки к каждому из практических занятий (то есть с последними изменениями и дополнениями).
Общие методические рекомендации для изучения нормативных правовых актов и материалов судебной практики. Первое. Составленные к каждой теме дисциплины перечни нормативных правовых актов и материалов судебной практики, которые необходимо использовать при решении задач и выполнении практических заданий, как правило, являются неполными: в них включены только те, которые не указаны по тексту задач или практических заданий, либо по тексту задач или практических заданий приводится их неполное обозначение (например, без указания даты и номера). В связи с этим студенты должны иметь в виду, что изучению подлежат все нормативные правовые акты и материалы судебной практики, то есть не только включенные в перечни, но и приведенные по тексту задач или практических заданий. Второе. В перечнях нормативных правовых актов и материалов судебной практики имеются два варианта их обозначения – с указанием конкретных статей (пунктов, разделов и т. п. ) и без указания на них. Если конкретная статья (пункт, раздел и т. п. ) не указана, это означает, что студент должен самостоятельно найти в соответствующем нормативном правовом акте, либо в акте Конституционного Суда РФ, либо в постановленииПленума Верховного Суда РФ положения, применимые к решению конкретной задачи, изучить и проанализировать их. Если конкретная статья (пункт, раздел и т. п. ) указана, это означает, что достаточно ее изучения и анализа содержащейся в ней правовой нормы или правила, выработанного судебной практикой. 4. Собственно решение задач и выполнение практических заданий. Студенты должны организовать подготовку к практическому занятию таким образом, чтобы найти ответы на все вопросы, которые обозначены в плане соответствующего занятия, решить все задачи и выполнить все практические задания наиболее полно. Задачи. Решение любой задачи начинается с уяснения ее содержания (фабулы дела) и анализа описанных фактических обстоятельств. Причем делать это нужно так, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как зачастую именно детали содержат необходимые для верного решения данные. Кроме того, надлежит точно уяснить, на какие конкретные вопросы требуется ответить при решении задачи (в задачах они уже поставлены, но иногда нуждаются в детализации). После этого необходимо дать исчерпывающий ответ на каждый из вопросов.
Особое внимание следует уделять аргументации решения каждой задачи. Решение должно быть мотивированным, то есть ответ обязательно должен содержать ссылки на соответствующие статьи УК РФ (их части и пункты, если они имеются), на иные законы и подзаконные нормативные акты РФ, на международные акты, если они применимы к данной задаче. Также требуются ссылки на теоретические положения науки уголовного права, а в необходимых случаях – на постановления и определения Конституционного Суда РФ, на постановления Пленума Верховного Суда РФ. Юридическое обоснование необходимо соотносить с изложенными в задаче фактическими обстоятельствами. При решении задач студенты должны исходить из того, что изложенные в задачах фактические обстоятельства дела предполагаются точно установленными, их не следует считать спорными и задаваться вопросом о доказанности того или иного факта. Если в фабуле задачи не указана дата события, считается, что оно имеет место на момент проведения практического занятия. В учебных целях по инициативе преподавателя или студентов допустимо (иногда и необходимо) уточнение или логическое домысливание целого ряда имеющих уголовно-правовое значение фактических обстоятельств, в зависимости от которых меняется условие задачи и (или) ее решение. Обязательным требованием, предъявляемым к студентам при подготовке к практическим занятиям, является решение задач (а также выполнение практических заданий) в письменном виде в специальной тетради. Письменные решения задач должны быть достаточно подробными, с приведением аргументации в обоснование предлагаемого варианта решения каждой задачи со ссылками на тексты соответствующих статей (их частей, пунктов) УК РФ и на положения теории уголовного права. Также необходимы ссылки на тексты статей (их частей, пунктов) других нормативных правовых актов РФ и международных актов, разъяснения Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, если без ссылки на них невозможно решение задачи. Практические задания. Практические задания также должны быть выполнены в письменном виде, подробная аргументация ответов на поставленные в них вопросы не требуется. Практические задания, помещенные в настоящем учебном пособии, носят поисковый либо аналитический характер. Если практическое задание носит поисковый характер, достаточно найти и указать обозначенную в задании правовую норму (нормы) либо правило (правила), выработанное судебной практикой. Если практическое задание носит аналитический характер, необходимо проанализировать указанную в задании правовую норму (нормы) либо правило (правила), выработанное судебной практикой, в краткой тезисной форме обосновав свой ответ ссылками на нормативные источники и (или) на положения теории уголовного права.
Практические занятия будут эффективными и интересными в том случае, если студенты внимательно изучат данные методические рекомендации и будут следовать им.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|