Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости




В зимний период эксплуатации в системах охлаждения приме­няют низкозамерзающие охлаждающие жидкости — антифризы, являющиеся смесью этиленгликоля с водой.

Этиленгликоль (двухатомный спирт СН2ОН —СН2ОН, или С2Н4(ОН)2) представляет собой маслянистую желтоватую жидкость без запаха с температурой кипения 197 °С и температурой кристал­лизации —11,5 °С. Минимальное значение температуры замерзания смеси этиленгликоля с водой (—75 °С) получают при концентра­ции этиленгликоля 66,7 % (рис. 8.3).

Этиленгликоль и его водные растворы при нагревании сильно расширяются. Чтобы предотвратить выброс смеси, ее не доливают в систему охлаждения на 6...8 % от общего объема. Этиленглико-левые антифризы имеют повышенную коррозионность по отно­шению к металлам и разрушают резину.

В состав антифризов вводят противокоррозионные присадки: декстрин—углевод типа крахмала (1 г на литр), предохраняющий от разрушения свинцово-оловянистый припой, алюминий и медь, и динатрий фосфат (2,5...3,5 г на литр), защищающий черные металлы, медь и латунь.

 

 


 

 

Рис. 8.3. Зависимости плотности ρ при 20 °С (а) и температуры замерзания tз антифризов от содержания в них воды (б)


 

Иногда в простые антифризы вводят молибденовый натрий в ко­личестве 7,5... 8,0 г на литр, предотвращающий коррозию цинковых и хромовых покрытий на деталях системы охлаждения. При этом в обозначении антифриза добавляют букву М.

Отечественная промышленность выпускает простые и деше­вые антифризы марок 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Антифриз марки 40, представляющий собой смесь 53 % этиленгликоля и 47% воды, имеет температуру замерзания не выше —40 °С, а антифриз мар­ки 65, содержащий 66 % этиленгликоля и 34 % воды, — не выше -65 °С.

Впервые для автомобилей ВАЗ в нашей стране был выпущен антифриз «Тосол», содержащий противокоррозионные, антивспе­нивающую и антифрикционные присадки. «Тосол» производится трех марок: АМ, А-40 и А-65М (табл. 8.1).

С 1988 г. выпускается антифриз «Лена» трех марок: ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65.

Поскольку антифризы различаются по рецептуре, смешивать разные марки между собой не следует.

При использовании антифризов надо иметь в виду, что в систе­ме охлаждения в первую очередь испаряется вода, которую необ­ходимо периодически доливать в радиатор.

Необходимо также следить за тем, чтобы в этиленгликолевые жидкости не попадали бензин и другие нефтепродукты, так как это вызывает вспенивание и выброс жидкости через пробку ра­диатора.

Срок службы охлаждающих жидкостей ограничивается. Опыт­ным путем установлено, что «Тосол» надежно работает два года, а при интенсивной эксплуатации — в течение 60 тыс. км пробега.

Этиленгликоль — сильный пищевой яд, поэтому после контак­та с ним необходимо тщательно мыть руки с мылом.

 

Жидкости для гидравлических систем

Жидкости для гидравлических систем применяются в гидрав­лических приводах и амортизаторах автомобилей, а также в подъем­ных устройствах автомобилей-самосвалов.

В гидроприводах автомобилей температура жидкости обычно изменяется от —40 °С зимой до 80... 100 °С летом, а при эксплуата­ции автомобилей в арктических условиях она нередко опускается до —60 °С. При этом рабочее давление в гидроприводах автомоби­лей обычно не превышает 10 МПа.

Для обеспечения надежной работы жидкости для гидросистем должны удовлетворять следующим требованиям:

иметь определенный уровень вязкости, низкую температуру за­стывания и незначительную сжимаемость;

не разрушать металлические и резиновые уплотнительные де­тали гидросистемы;

обладать высокой физической и химической стабильностью; иметь хорошие противоизносные свойства.

 

Тормозные жидкости

Для гидротормозной системы автомобиля (рис. 8.4) производят тормозные жидкости на касторовой и гликолевой основе.

Жидкости на касторовой основе имеют хорошие смазывающие свойства и не вызывают набухания или разъедания резиновых де­талей тормозной системы автомобилей.

В 40-х годах XX века в России была впервые выпущена и до сих пор широко применяется тормозная жидкость БСК, представля­ющая собой смесь 50 % бутилового спирта и 50 % касторового масла и обладающая хорошими смазывающими свойствами. Недостатком этой жидкости является то, что при —20 "С касторовое масло выпада­ет в осадок, что может привести к поломке тормозной системы.

Выпускаемые ранее тормозная жидкость АСК и спиртокасторовая жидкость ЭСК (40 % этилового спирта и 60 % касторового мас­ла), имеющие ряд недостатков, не нашли широкого применения.

Специально для автомобилей ВАЗ была выпущена тормозная жид­кость «Нева» на гликолевой основе с вязкостной и антикоррозион­ной присадками, работоспособная в широком диапазоне температур от —50 до +50 °С. Чуть позже была выпущена тормозная жидкость «Томь», превосходящая «Неву» по низкотемпературным свойствам.

Мировым стандартам (dot-3; dot- 4) соответствует выпускаемая в России тормозная жидкость «Роса».


Жидкости на гликолевой основе огнеопасны и токсичны.

Характеристики отечественных тормозных жидкостей приведе­ны в табл. 8.2.

 

Рис. 8.4. Схема гидравлического привода тормозной системы автомобиля: 1 — главный цилиндр; 2 — поршень главного цилиндра; 3 — резервуар с жидко­стью; 4 — трубопровод; 5 — рабочий цилиндр; 6 — поршни рабочего цилиндра


Таблица 8.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...