Тема 17. Обеспечение законности
В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Вопросы для докладов и обсуждения 1. Понятие и элементы механизма правового регулирования. 2. Режимы правового регулирования. 3. Понятие и принципы законности. 4. Способы обеспечения законности. Методические рекомендации для подготовки докладов Проблема законности одна из центральных в юриспруденции. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами права действующего законодательства. Практически режим законности может осуществляться только в рамках правового регулирования, поэтому тема семинарского занятия посвящена обеспечению законности в механизме правового регулирования. Данная тема обобщает ранее изученный материал. В докладе по первому вопросу, прежде всего, необходимо проанализировать теоретическую модель, которая в юриспруденции именуется «механизм правового регулирования общественных отношений» (МПР), обратив внимание слушателе на то, что по своей сути эта модель является абстрактной, она не существует в натуральном виде. Эта модель показывает, как происходит процесс правового регулирования от момента установления юридического правила до момента его воплощения в поведении субъектов права. Далее следует рассмотреть в логической последовательности следующие элементы механизма правового регулирования: 1) нормы права (как формально-правовая основа регулирования); 2) юридические факты (как материальная основа правового регулирования); 3) правовые отношения (как процессуальная основа регулирования); 4) акт реализации права (как итоговая цель правового регулирования); 5) акт применения права (как необходимый посредник правового регулирования). Для иллюстрации работы механизма используйте схему, на которой нужно показать последовательность взаимодействия всех элементов МПР.
В докладе по второму вопросу необходимо рассказать о режимах правового регулирования. Режим устанавливается законодателем в зависимости от целей регулирования., например, уголовно-исполнительным законодательством установлено три режима отбывания уголовного наказния (общий, строгий, особый) Выбор режима зависит от политических, экономических, социальных факторов. В учебной литературе выделяют два режима (метода) регулирования: разрешительный или императивный и общедозволительный или диспозитивный. Следует сказать, что в юридическом процессе эти режимы взаимодействуют, т.е. на каких-то этапах режим общедозволительный, а на каких-то переходит в строго обязательный. Для демонстрации этого процесса рекомендуется проследить вид режима регулирования на различных этапах заключения сделок с недвижимым имуществом. Рекомендуется отметить, что режим правового регулирования может изменяться (например, раньше был разрешительный режим регистрации граждан по месту жительства, а сейчас уведомительный). В докладе по третьему вопросу необходимо показать, что законность является общеправовым принципом, и привести примеры, как этот принцип закреплен в Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе» и в других нормативных актах. Нужно заострить внимание на том, что законность одновременно является главным принципом права и режимом регулирования общественных отношений. Противоположностью законности является произвол и правонарушения. Для того чтобы законность соблюдалась в юридической науке и практике, выработано несколько правил (принципов) законности, а именно: 1) единство законности на всей территории государства; 2) распространение законности на всех субъектов права (всеобщность); 3) недопустимость подменять законность целесообразностью. Нужно подробно раскрыть эти три правила законности.
В докладе по четвертому вопросу нужно раскрыть юридические и организационные способы обеспечения законности. В начале доклада обратить внимание, что обеспечение законности является одной из приоритетных задач государственной политики. Система способов обеспечения законности находится в постоянном развитии. Способы обеспечения законности условно можно разделить на две группы. В первую группу входят формально-юридические средства. Нужно будет объяснить содержание основных юридических средств, а именно: 1) установление иерархии нормативно-правовых актов; 2) разграничение правотворческих полномочий между органами государственной власти; 3) возможность конституционного контроля действующего законодательства; 4) возможность обжалования действий и решений органов власти и должностных лиц. Во вторую группу входят организационные средства обеспечения законности. Общеизвестно, что государство создает и обеспечивает работу системы правоохранительных органов. Нужно кратко рассказать об организации системы правоохранительных органов в РФ, обратить внимание на полномочия, которыми наделены эти органы для борьбы с правонарушениями. Рекомендуется подробней рассмотреть роль прокуратуры в обеспечении режима законности. Практические задания Задание 1. В контрольной работе по теории права студент написал: «Механизм – это исключительно материальное явление, он может существовать только в технике, а в социальных отношениях механизмов нет, т.к. все действия людей зависят от воли, цели и потребностей». Согласитесь ли вы с таким выводом? Как вы считаете, механизм правового регулирования общественных отношений является материальным или абстрактным явлением? Задание 2. Дайте общее определение и укажите юридические функции каждого из элементов механизма правового регулирования общественных отношений по предложенной в табл. форме:
Задание 3. Между студентами юридического факультета возник спор по вопросу: «Какой из элементов механизма правового регулирования является самым важным?». Студент Ганов утверждал, что самым важным является норма права, т.к. она образует законодательную базу для всего регулирования. Студент Жуков утверждал, что самым важным будет акт реализации права, так как он является целью всего регулирования. Студент Рыжин утверждал, что самым важным элементом являются юридические факты, т.к. только при их наличии могут начаться правоотношения и заработает весь механизм регулирования. Кто из студентов прав? Выскажите свою точку зрения по существу спора. Задание 4. В учебнике были представлены две схемы работы механизма правового регулирования гражданских отношений. Механизм правового регулирования покупки гражданином продуктов питания в магазине был изображен так: – Нормы права + Юридические факты + Правовые отношения = Акт реализации права. Механизм правового регулирования покупки гражданином квартиры был изображен так: – Нормы права + Юридические факты + Правовые отношения + Акт применения права = Акт реализации права В чем разница между этими формулами? Почему в схему покупки недвижимости был включен факультативный элемент механизма правового регулирования? Задание 5. Обучаясь в вузе, студенты реализуют конституционное право на получение высшего профессионального образования. Реализация этого права происходит путем связанной работы всех элементов механизма правового регулирования образовательных отношений.
По предложенной в табл. форме раскройте содержание каждого элемента механизма правового регулирования высшего профессионального образования:
Задание 6.
В редакцию юридического журнала часто поступали письма от граждан, в которых они просили разъяснить те или иные вопросы работы по совместительству. От имени редакции составьте общую консультативную заметку на тему: «Механизм правового регулирования работы по совместительству» (для подготовки используйте общую схему механизма правового регулирования общественных отношений и нормы ТК РФ). Задание 7. В силу экономической выгоды продажа лесных ресурсов в соседний Китай в Забайкальском крае в 2000–2006 гг. приняла массовый характер, в результате чего началось варварское уничтожения лесных массивов. В целях прекращения дальнейшего уничтожение леса губернатор Забайкальского края издал Постановление о запрете вывоза сырой (необработанной) древесины субъектами предпринимательской деятельности в КНР. – Какой метод правового регулирования использовал Губернатор? – Дайте оценку эффективности этого метода. – Дайте оценку законности Постановления губернатора. Задание 8. В популярном кинофильме «Место встречи изменить нельзя» Г. Жеглов и В. Шарапов задержали на месте преступления вора-карманника К. Сапрыкина (в фильме кличка Кирпич), во время сопровождения в отделении милиции Г. Жеглов подбросил в карман Сапрыкина кошелек, который тот украл в трамвае, но успел выбросить во время задержания. При составления протокола Г. Жеглов указал на факт наличия в кармане Сапрыкина кошелька, тем самым было получено прямое доказательство преступления. Дайте оценку законности действий Г. Жеглова? По каким причинам между Г. Жегловым и В. Шараповым возник спор о действиях сотрудников уголовного розыска? Задание 9. Иванов в 2007 г. вложил все свои сбережения в долевое строительство многоквартирного дома. По условиям договора дом должны были сдать в 2010 году и передать дольщикам их квартиры, однако в силу экономического кризиса строительная организация объявила себя банкротом. Строительные работы были выполнены только на 5 %. После процедуры банкротства дольщикам вернули по 10 % от первоначального вклада. Какой вид правоотношений возник между дольщиками и строительной организацией? Дайте оценку законности действий строительной организации. Задание 10. Оцените изложенные фабулы и попытайтесь объяснить, какие принципы законности были нарушены: 1) в субъекте Российской Федерации был принят закон, который установил уголовную ответственность за незаконную перепланировку жилых помещений;
2) уставом университета одного из субъектов были установлены преимущества по поступлению и режиму обучения для студентов татарской национальности; 3) граждане направили коллективное заявление на имя начальника краевого управления госнаркоконтроля с просьбой ликвидировать место нелегальной торговли наркотиками в их микрорайоне. Однако спустя месяц ответа о принятых мерах им не направили; 4) перед началом учебного года инспектор МЧС проверял пожарную безопасность здания школы и ряд недостатков. Однако директор и его заместитель уговорили инспектора «не портить начало учебного года детям» и подписать акт приема здания в эксплуатацию. Задание 11. В ст. 7. ФЗ «О противодействии коррупции» (принят в 2008 г.) перечислены направления государственной политики по борьбе с коррупцией. Выберите одно из перечисленных в законе направлений борьбы с коррупцией и подготовьте по нему доклад. В докладе отразите практические действия, которые были сделаны для обеспечения этого направления. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан, к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в т.ч. при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки, с другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ Нормативные акты 1. О противодействии коррупции: федер. закон [от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 19 декабря 2008 г. // СПС. Консультант Плюс. 2. Об Общественной палате Российской Федерации: [федер. закон от 04 апреля 2005 г. № 32-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 16 марта 2005 г. // СПС. Консультант Плюс. 3. Российская Федерация. Президент (2008–, Д.А. Медведев) О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ [от 19 мая 2008 г. № 815] // СПС. Консультант Плюс. Учебная и научная литература 1. Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. – 2008. – № 1. – С. 100-108. 2. Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации // Государство и право. – 2009. – № 4. – С. 86-90. 3. Лунев В.В. Коррупция в России // Государство и право. – 2007. – № 11. – С. 20-24. 4. Лыскова Е.И. Право граждан на обращения в органы публичной власти: теория и практика // Государство и право. – 2009. – № 9. – С. 105. 5. Суменков С.Ю. Принципы права и исключения в праве: аспекты соотношения // Государство и право. – 2009. – № 5. – С. 23. 6. Шобухин В.Ю. Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. – 2008. – № 11. – С. 89.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|