Тема 10. Правовые отношения
Вопросы для докладов и обсуждения 1. Понятие, признаки, виды и состав правоотношений. 2. Субъекты правовых отношений. 3. Юридические факты и их классификация. 4. Понятие и виды правовых статусов. Методические рекомендации по подготовке докладов Тема семинарского занятия посвящена изучению юридического механизма действия правовых норм в повседневной жизни граждан, организаций органов власти. Понятийный аппарат этой темы необходим юристу для анализа правоотношений любого вида и содержания. В первом вопросе необходимо дать определение понятию «правовое отношение», назвать характерные признаки правоотношения и отличия от других видов общественных отношения (политических, экономических, культурных и др.). Следует обратить внимание, что правоотношения не изолированы от других видов общественных отношений, они обусловлены индивидуальными и общественными мотивами и целями. Говоря о классификации правоотношений, нужно остановиться на двух наиболее практически значимых критериях. Рекомендуется рассказать об отраслевом и функциональном критериях разграничения правоотношений. В докладе по второму вопросу необходимо обратить внимание на тождественность понятий «структура правового отношения и «состав правового отношения». Данное понятие выступает специальной юридической конструкцией, которая разработана юридической наукой для того, чтобы любое правовое отношение можно было «разложить» на элементы и детально анализировать. В начале доклада рекомендуется рассказать о классификации субъектов правоотношений. Говоря о видах субъектов правоотношений, обратите внимание на наличие общих и специальных субъектов, например: юридические лица делятся на общественные организации, хозяйственные общества, предприятия, товарищества, а физические лица делятся на граждан, должностных лиц, иностранцев, несовершеннолетних и т.д. докладе необходимо подробно рассказать о содержании комплексного понятия «правосубъектность», раскрыть отличия правоспособности от дееспособности. Следует раскрыть юридические критерии дееспособности. Такими критериями выступает календарный возраст, психическое здоровье, факт государственной регистрации организации. Для подготовки доклада рекомендуется использовать статьи главы 3 ГК РФ.
В докладе по третьему вопросу нужно объяснить значение юридических фактов для существования правоотношений и уточнить, по каким признакам юридические факты отличаются от повседневных действий и событий. Рекомендуется рассмотреть два критерия классификации юридических фактов – волевой критерий и критерий роли юридического факта в развитии правоотношения. Следует рассказать о взаимосвязи юридических фактов и гипотез юридических норм, т.е. каким образом юридические факты формулируются законодателем в гипотезах нормативных предписаний. Можно использовать примеры изложения юридических фактов в УК РФ, ГК РФ, СК РФ. В докладе по четвертому вопросу необходимо дать определение понятию «правовой статус», рассказать о его роле в спектре социальных статусов. Рекомендуется отметить, что весь ход мирового исторического процесса связан с борьбой за содержание правового статуса. В правовом статусе социальных групп как в зеркале отражается политика государства, общественные интересы и ценности, уровень развития правовой культуры общества. Говоря о структуре правового статуса, следует обратить внимание на то, что он включает четыре элемента: 1) права субъекта; 2) свободы субъекта; 3) обязанности субъекта;
4) запреты субъекта. В юридической литературе предлагаются различные классификации видов правовых статусов. В докладе рекомендуется остановиться на двух критериях классификации. Первый критерий – круг субъектов, на которых распространяется статус, по этому критерию выделяют: 1) конституционный статус; 2) специальный статус (например, статус судей РФ); 3) индивидуальный статус (например, статус губернатора Забайкальского края). Второй критерий связан с видом правовых отношений (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.).
Практические задания Задание 1. В левой части таблицы изложены фактические ситуации. Проанализируйте их содержание и в правом столбце таблицы дайте обоснованный ответ на вопрос: «Является ли данная ситуация правовым отношением?».
Задание 2. Проанализируйте содержание ситуации, которую рассказал посетитель юридической консультации и укажите все виды правовых отношений (по отраслевому критерию), которые в ней прослеживаются: «Грушева обратилась в управляющую компанию с заявлением о ремонте электропроводки в своей квартире. Не имея штатного электрика, управляющая компания заключила договор подряда на производство ремонтных работ в квартире Грушевой с индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель направил своего работника Гусева (студента 2-го курса энергетического факультета) для работы в квартиру Грушевой. Гусев произвел ремонт, Грушева расписалась в акте приема о том, что претензий не имеет, а Гусев потребовал оплату в размере 3 тыс. р., сказав, что в управляющей компании его обязали взять плату и передать ее бухгалтеру. Грушева передала указанную сумму работнику. Через несколько дней в квартире Грушевой случился пожар, общий ущерб от которого по расчету Грушевой составляет 1 500 тыс. р. По заключению пожарной экспертизы пожар возник по причине грубого нарушения правил монтажа проводки. Грушева обратилась в управляющую компанию о возмещении ущерба, но там ответили, что ей нужно обратиться с иском к индивидуальному предпринимателю, у которого работал «горе» электрик».
Задание 3. Между студентами юридического факультета возникла дискуссия по вопросу вида правовых отношений, которые существуют между ними и университетом. Были высказаны следующие мнения и аргументы: – Студент Климов утверждал, что право на образование закреплено в Конституции РФ, они реализуют это право обучаясь в вузе, поэтому между студентами и вузом конституционные правоотношения. – Студентка Шишкина утверждала, что обучение большинства студентов происходит на платной основе, между студентами и вузом заключен договор об оплате образовательных услуг, поэтому между студентами и вузом гражданские правоотношения. – Студентка Мальцева утверждала, что все отношения в вузе регулируются ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Правилами внутреннего распорядка университета, а учеба в вузе является разновидностью трудовой деятельности, поэтому между студентами и вузом трудовые правоотношения. Кто из студентов прав? Выскажите свою точку зрения по существу спора. Задание 4. Проанализируйте изложенное правоотношение и укажите элементы состава этого правоотношения по предложенной форме: «После расторжения брака Иванова обратилась в Центральный районный суд г. Чита с исковым заявлением о признании права долевой собственности на квартиру, которую приобрел в собственность Иванов за счет кредита, полученного во время брака».
Задание 5. Проанализируйте изложенное правоотношение и укажите элементы состава этого правоотношения по предложенной форме: «Управляя автомобилем, Хлебов был остановлен сотрудниками ГИБДД за нарушение скоростного режима, во время оставления протокола об административном правонарушении инспектор заподозрил, что Хлебов находится в состоянии алкогольного опьянения. На предложение инспекторов пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения Хлебов ответил отказом. Инспектор составил протокол об изъятии водительского удостоверения, отстранения от управления транспортным средством и направил материалы мировому судье для привлечения Хлебова к административной ответственности».
Задание 6. Проанализируйте изложенное правоотношение и укажите элементы состава этого правоотношения по предложенной в таблице форме: «Следственными органами Груздеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 105 УК РФ, однако, заслушав и оценив представленные доказательства со стороны обвинения и защиты в судебном заседании, судья вынес оправдательный приговор по причине недоказанности вины Груздева, признал за ним право на реабилитацию и одновременно направил дело прокурору для производства дополнительного расследования».
Задание 7. Аргументированно объясните, кто из перечисленных в списке является субъектом правовых отношений? 1. Мировой судья. 2. Ректор вуза. 3. Служебная собака. 4. Земельный участок. 5. Право на наследство. 6. Завещание 7. Грудной ребенок. Задание 8. Престарелая, одинокая бабушка обратилась к нотариусу для составления завещания. Согласно представленному тексту завещания она распорядилась после своей смерти передать квартиру и другое имущество, принадлежащее ей на правах собственности, своему домашнему коту Мурзику, т.к. у него есть свидетельство о родословной. Опекуном Мурзика бабушка просила назначить директора местного зоопарка. От имени нотариуса дайте консультацию по вопросу законности завещательных намерений бабушки. Задание 9. По предложенной форме заполните сравнительную таблицу, содержания структурных элементов правосубъектности:
Задание 10. Лужин обратился на сайт юридической консультации с просьбой разъяснить возможность досрочного оформления дееспособности, он написал: «С 12 лет занимаюсь программированием и обслуживанием компьютеров и достиг значительного прогресса в этой сфере. Однако открытию собственного бизнеса мешает мое несовершеннолетие (в настоящее время –15 лет). Что мне нужно сделать, чтобы стать полноправным субъектом гражданских правоотношений?» Используя нормы ГК РФ объясните: 1) какой объем дееспособности существует у Лужина в 15 лет? 2) как можно признать Лужина полностью дееспособным? Задание 11. Проанализируйте ситуацию и дайте ответ на поставленный вопрос. После ДТП в следствии тяжелой травмы головы Еремин частично потерял память и стал плохо понимать значение своих действий. Какие действия в отношении дееспособности Еремина возможно провести? Крюкова с 25 лет стала злоупотреблять спиртными напитками, она систематически занимала деньги и продавала домашние вещи для покупки спиртного, чем ставила свою семью в тяжелое материальное положение. Какие действия в отношении дееспособности Крюковой возможно провести? Объясните чем признание лица недееспособным отличается от ограничения дееспособности. Задание 12. Крюков обладал каллиграфическим подчерком, в один из дней он написал: – лекцию по ТПГ; – заявление в деканат; – записку девушке; – нецензурное слово на парте в адрес студентов старшего курса; – свою подпись в уведомлении о получении повестки в военкомат. Какая из записей Крюкова и по каким основаниям будет являться юридическим фактом? Задание 13. Распределите перечисленные юридические факты по трем группам в зависимости от их роли в правоотношении. Получение диплома о высшем профессиональном образовании, увольнение с работы, утверждение мирового соглашения в суде, приватизация квартиры, регистрация брака, прогул работы, подача заявления в ОВД о преступлении, смерть гражданина, банкротство предприятия, издание приказа о переводе работника, вынесение обвинительного приговора, вынесение оправдательного приговора, отказ исца от исковых требований.
Задание 14. В законодательстве юридические факты абстрактно изложены в гипотезе правовой нормы. Согласно правилам законодательной техники факты могут излагаться тремя способами: 1) простой, т.е. один факт; 2) сложный, т.е. совокупность фактов; 3) альтернативный, т.е. перечисление фактов. В нижеприведенной таблице выполните следующее задание: 1) укажите, какой способ изложения юридических фактов использовал законодатель в приведенных нормах права; 2) подберите из действующего законодательства по одному примеру простых, сложных и альтернативных юридических фактов.
Задание 15. Заполните нижеприведенную анкету, которую предложили студентам юридического факультета во время социологического исследования.
Задание 16. Проведите сравнение видов правовых статусов по предложенной в таблице форме.
Задание 17. Между студентами юридического факультета возник спор по поводу смысла, закрепленного в ч. 2. ст. 17 Конституции РФ принципа, согласно которому: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Одни студенты утверждали, что «неотчуждаемость» означает запрет любых ограничений конституционных прав и свобод. Другие говорили, что «неотчуждаемость» не исключает возможности ограничивать конституционные права и свободы, но только в установленном законом порядке. Какая группа студентов права? Дайте комментарий юридического смысла принципа неотчуждаемость основных прав и свобод. Задание 18. Проанализируйте содержание гл. 2 Конституции РФ и выпишите в таблицу все конституционные обязанности и конституционные запреты физических и юридических лиц.
Задание 19. Губернатор Забайкальского края издал Постановление, по которому гражданам КНР, проживающим на территории края запрещалось покупать жилые помещения и земельные участки на территории края. Обладают ли иностранные граждане на территории РФ конституционным статусом? Как можно ограничивать конституционный правовой статус? Дайте правовую оценку Постановлению губернатора. Задание 20. В ч. 2. ст. 19 Конституции РФ установлен принцип равенства прав и свобод человека независимо от пола, национальности, должностного положения. Тем не менее, в некоторых федеральных законах (о статусе судей, о статусе депутатов) установлен правовой иммунитет в отношении указанных должностных лиц. Объясните содержание понятия «правовой иммунитет». Соответствует ли, по вашему мнению, правовой иммунитет принципу юридического равенства? ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС. Консультант Плюс. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 21 окт. 1994 г. // СПС «Консультант Плюс». 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 23 окт. 2002 г. // СПС «Консультант Плюс». 4. Семейный кодекс Российской Федерации [от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 08 дек. 1995 г. // СПС «Консультант Плюс». 5. Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 24 мая 1996 г. // СПС «Консультант Плюс». 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 22 ноября 2001 г. // СПС «Консультант Плюс».
Учебная и научная литература 1. Невзгодина Е.Л. Полномочия представителя в гражданском праве // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 21-29. 2. Хорунжинский С.Н. Решение суда в теории юридических фактов как основание возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей // Государство и право. – 2008. – № 7. – С. 39-43. 3. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 23-31. ТЕМА 11. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Вопросы для докладов и обсуждения 1. Формы реализации норм права. 2. Применение права: понятие, субъекты, стадии. 3. Акты применения права. 4. Пробелы и коллизии в праве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|