Тема 10. Функциональные области логистики. Информационная логистика
Тема 10. Функциональные области логистики. Информационная логистика
Информационные потоки в логистике. Логистическая информационная система предприятия. Информационные технологии в логистике. Использование технологии штрихового кодирования. Электронный бизнес. 10. 1 Информационные потоки в логистике
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе и между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями. Изучение некоторых классификаций [2, с. 162], [8, с. 361], предложенных в теории логистического менеджмента, позволяет выделить следующие виды информационных потоков: - по виду связываемых потоком информационных систем: горизонтальный (связывает функциональные подсистемы (группы задач) в рамках одного уровня иерархии управления) и вертикальный (связывает информационные системы разных уровней управления); - в зависимости от места происхождения: внешний и внутренний; - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной, выходной; - по типу носителей информации: на бумажных носителях; на магнитных носителях; электронные, прочие[46]; - по времени возникновения и периодичности использования: регулярные (стационарные потоки, соответствуют регламентированной во времени передаче данных), периодические (с жестким ограничением на время передачи), оперативные потоки (обеспечивающие связь между абонентами в интер-активном и диалоговом режиме); - по назначению информации: директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные;
- по отношению к материальному потоку: опережающие (информационный поток генерирует материальные потоки), следующие вместе с материальным потоком или после материального потока (информационный поток генерируется материальным потоком); сонаправленные материальному и противоположно направленные. Например, опережающий противоположно направленный информационный поток может содержать информацию о заказе; опережающий сонаправленный – информацию о предстоящем прибытии груза; сонаправленный информационный поток передаваемый одновременно с материальным, как правило, несет информацию о количественных и качественных характеристиках материального потока (груза); противоположно направленный информационный поток, следующий после материального, может передавать информацию о результатах приёмки груза по количеству и качеству, претензии, подтверждения. Управлять информационным потоком можно, например, изменяя направление потока, ограничивая скорость передачи (объем передаваемой информации в единицу времени) до соответствующей скорости приёма.
10. 2 Логистическая информационная система предприятия
Информационная подсистема логистической системы сама представляет собой сложную систему, состоящую в свою очередь из различных подсистем [1, с. 83-84], [2, с. 165-169]. По роли в обеспечении деятельности, в информационных системах выделяют две подсистемы: - функциональная –определяет набор задач, решаемых в рамках каждой из логистических функций, их взаимосвязи и иерархию; - обеспечивающая – определяет средства и методы решения поставленных задач. Обеспечивающая подсистема информационной логистической системы включает в себя следующие элементы: - техническое обеспечение – совокупность технических средств, позволяющих осуществлять обработку и передачу информационных потоков;
- информационное обеспечение – включает в себя справочники, классификаторы, кодификаторы, другие средства формализованного описания данных; - математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач логистической информационной системы; комплекс программ и средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных, и функционирование технических средств. В соответствии с иерархией систем управления в информационной логистической системе выделяют три уровня (вида) подсистем: 1 плановые – создаются на высшем уровне управления и служат для принятия решений, долгосрочного, стратегического характера; 2 диспозитивные (диспетчерские) – обеспечивают деятельность среднего менеджмента (логистическое управление в подразделениях предприятия); 3 исполнительные (оперативные) – создаются на уровне оперативного управления; обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Логистические информационные системы, входящие в эти группы отличаются как по своим функциональным, так и обеспечивающим подсистемам. В соответствии с концепцией логистики, для обеспечения эффективности процессов товародвижения и эффективного функционирования предприятия в целом, необходима интеграция всех составляющих информационной логистической системы предприятия. Указанная интеграция предполагает осуществление взаимосвязи между плановой, диспозитивной и исполнительной подсистемами посредством вертикальных информационных потоков; а также интеграцию функциональных и обеспечивающих подсистем каждой логистической функции между собой и с однородными подсистемами других функций посредством горизонтальных информационных потоков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|