Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 12-2 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЧАСТЬ 1 Учебные задачи: — формирование общих теоретических знаний об органах, осуществляющих деятельность по выявлению и расследованию преступлении в Российской Федерации; — усвоение основных понятий, раскрывающих правовой статус органов по выявлению и расследованию преступлений; — усвоение направлений деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации. В результате изучения данной темы обучающиеся должны: Знать — основные понятия, используемые для раскрытия правового положения и деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации; — теоретические основы деятельности органов, осуществляющих вы явление и расследование преступлений в Российской Федерации; — полномочия и деятельность органов, осуществляющих предвари тельное следствие, а также их компетенция; — полномочия и деятельность органов, осуществляющих дознание, а также их компетенция; — полномочия и деятельность органов, осуществляющих оперативно разыскную деятельность, и их компетенция; Уметь — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих выявление преступлений в Российской Федерации; — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие право вой статус органов, осуществляющих расследование преступлений в Российской Федерации; — оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;
— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации; — принимать решения, определяющие порядок деятельности органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации; Владеть — юридической терминологией; — навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и деятельность органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации; — навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов по выявлению и расследованию преступлений и Российской Федерации. Ключевые слова: выявление и расследование преступлений; органы дознания; органы предварительного расследования; органы предварительного следствия; обнаружение преступлений; оперативно-разыскная деятельность; процессуальные действия; оперативно-разыскные мероприятия; подследственность[1].
Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений
Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественных отношений от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-разыскной деятельностью и предварительным расследованием.
Таким образом, выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве. Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявлять преступления и возбуждать по ним уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования. Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственного изменение конституционного строя Российской Федерации, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ).
Назначение полиции — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). Одним из основных направлений деятельности полиции признается выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона). Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-разыскная деятельность — Закона об ОРД. Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль). Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности: — расследование уголовных дел (предварительное расследование);
— оперативно-розыскная деятельность. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания. Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на: — предварительное следствие; — дознание (ст. 150 УПК РФ). Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями. С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-разыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|