Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционально-организационная структура отбора проектов инициативного бюджетирования




Аннотация

Методические рекомендации разработаны Центром инициативного бюджетирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основе имеющихся теоретических знаний и анализа (мониторинга) практического опыта реализации проектов инициативного бюджетирования муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Целью данных методических рекомендаций является комплексная подготовка участников процесса инициативного бюджетирования
в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данный документ позволяет осуществить поэтапное планирование
и организацию конкурсов инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях, построить систему управления проектом, распределить роли
и задачи основных участников проекта.

Рекомендации предназначены для глав муниципальных образований, руководителей финансовых органов, специалистов местных администраций, населения муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и иных лиц, заинтересованных в реализации проектов инициативного бюджетирования.

При реализации практик инициативного бюджетирования любому
из вышеперечисленных лиц обязательно обладать следующим минимальным набором знаний и умений:

• Знать основные требования и условия конкурсного отбора, прописанные в нормативно-правовом документе муниципального образования.

• Уметь планировать и организовывать работу представителей поселения, инициативной группы на каждом этапе конкурсного отбора.

• Проводить мониторинг хода реализации проекта с использованием инструментов мониторинга и информационной системы управления.

• Оценивать результаты работы поселения, причины удачного
или неудачного опыта участия.

• Организовывать совещания с сотрудниками администрации поселения, старостами и инициативными гражданами перед каждым новым этапом конкурсного отбора.

• Контролировать процессы информирования населения на всех этапах

конкурсного отбора.

 

Общие вопросы

Инициативное бюджетирование — это один из инструментов вовлечения граждан в местное самоуправление и управление бюджетом территорий. Начиная с 2015 года данный проект запущен в более 50 субъектах Российской Федерации. Инициативное бюджетирование направлено на вовлечение граждан в управление своими территориями.
Это механизм, позволяющий оперативно выявлять и решать наиболее острые (по мнению самих жителей) социальные проблемы местного уровня.

Жители поселений путём открытого обсуждения и голосования
на местных собраниях сами выбирают наиболее острую проблему
для оперативного решения. Далее проекты и вся подготовленная документация направляются на конкурс, конкурсная комиссия выбирает победителей, после чего выделяются денежные средства, и инициатива воплощается в жизнь.

В фокусе проблем — местная инфраструктура: благоустройство территорий, ремонт дорог, организация освещения, водоснабжения, спортивные площадки и т.д.

Основные задачи инициативного бюджетирования: участие граждан
в общественной жизни муниципального образования, генерирование идей, учёт мнения граждан в решении проблем муниципального образования.

Ожидаемый эффект — реально действующий общественный контроль, повышение уровня доверия населения к власти, их взаимодействие
и софинансирование сообществами собственного развития.

Типология проектов (инициатив) граждан, может быть направлена
на решение вопросов местного значения и содержать мероприятия
по развитию следующих типов объектов общественной инфраструктуры
(в том числе по текущему ремонту объектов капитального строительства, приобретению оборудования, техники и материалов)[1]:

 

❖ автомобильные дороги местного значения и сооружения на них; ❖ объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; ❖ объекты для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; ❖ игровые площадки; ❖ учреждения библиотечного обслуживания населения; ❖ учреждения культуры; ❖ учреждения образования; ❖ объекты культурного наследия; ❖ объекты жилищно-коммунального хозяйства;   ❖ объекты физической культуры и массового спорта; ❖ места массового отдыха населения; ❖ специально отведенные места захоронения; ❖ другие объекты общественной инфраструктуры, находящиеся в собственности соответствующих муниципальных образований. ❖ объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, ❖ объекты благоустройства (включая освещение улиц), объекты сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора;

 

Реализация программы инициативного бюджетирования опирается
на выявленные потребности и приоритетные для решения проблемы, определяемые непосредственно жителями Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. По завершению первого полного цикла реализации инициативного бюджетирования проводится анализ приобретенного опыта
с учетом мнений основных заинтересованных групп, к которым можно отнести представителей региональных органов исполнительной власти, представителей органов местного самоуправления, представителей инициативных групп и консультантов. По итогам анализа результатов работы, выводов на основе целей дальнейшего развития инициативного бюджетирования в Югре могут быть изменены следующие параметры программы:

- Географический охват и типы участвующих муниципальных образований. К примеру, могут быть реализованы более узкие практики инициативного бюджетирования с учетом таргетирования
на определенные целевые группы жителей – молодежь, жители сельской местности и т.п.

- Механизмы вовлечения граждан в процедуры выдвижения
и выбора проектов. В частности, может варьироваться использование таких механизмов вовлечения, как очные собрания жителей, очная подача заявок
и подача заявок через дистанционные каналы связи, интернет-голосования, sms-голосования, очные и телефонные голосования, принятие решений бюджетной комиссией, состоящей из избранных жителями представителей
и т.п.

- Критерии оценки проектов. Поскольку различным критериям оценки присваиваются различные веса, изменение весов само по себе способно обеспечить реализации практики инициативного бюджетирования новый импульс. К примеру, увеличив вес такого показателя как доля участия населения в проекте, организаторы добьются большего вовлечения жителей
в программу. Могут быть изменены и сами критерии оценки.

- Общий размер и соотношение различных источников софинансирования в рамках практики, минимальный и максимальный размер софинансирования каждого проекта. При увеличении стоимости проектов как правило происходит снижение их количества, проекты становятся более крупными, заметными, и, наоборот, при снижении стоимости проекта количество проектов увеличивается, они становятся более локальными, точечными.

- Информационная стратегия программы инициативного бюджетирования. Различные элементы стратегии могут корректироваться исходя из определяемой целевой аудитории, успешности взаимодействия
с ней в ходе предыдущего этапа работы.

 

Реализация проектов инициативного бюджетирования в Югре создаст возможности для последующей реализации новых практик, в том числе
за счет того, что:

- уже реализованные проекты имеют важный демонстрационный эффект, иллюстрирующий возможность и перспективность вовлечения жителей в выбор и реализацию проектов общественной инфраструктуры;

- создан Центр инициативного бюджетирования Югры, который выступает в роли консультанта, медиатора, модератора и организатора принципов и механизмов реализации инициативного бюджетирования
в Югре.  

- усиливается информационная кампания, которая актуализирует
в общественном сознании тему вовлечения жителей в проекты развития,
что позволит заложить основу для последующего конструктивного взаимодействия.

 

Функционально-организационная структура отбора проектов инициативного бюджетирования

Участники Роли/функции Задачи
Население муниципального образования, Инициативная группа Инициатор/ Мотивация, контроль Спонсор/ Отобрать проект/предложение, обеспечить софинансирование и общественный контроль/организовать работу с населением, подготовить конкурсную документацию, обеспечить софинансирование со стороны населения и общественный контроль
Индивидуальные предприниматели Инициатор/Спонсор/ Мотивация, контроль Отобрать проект/предложение, обеспечить софинансирование
Общественные организации Инициатор/Заявитель/ Мотивация, планирование, исполнение, контроль Организовать работу с населением, подготовить конкурсную документацию, обеспечить софинансирование со стороны населения и общественный контроль
Администрация муниципального образования, Структурные подразделения администрации муниципального образования Организатор/ Планирование, администрирование, контроль, исполнение Информировать о сроках и условиях отбора проектов, инициированных заявителями, организовать прием, хранение и обработку заявок, утвердить состав конкурсной комиссии, организовать заседание конкурсной комиссии, довести результаты до участников отбора, обеспечить поддержку при подготовке сметной документации, обеспечить реализацию отобранных проектов
Главные распорядители бюджетных средств по направлениям Исполнитель/ Планирование, исполнение Обеспечить поддержку при подготовке сметной документации, обеспечить реализацию отобранных проектов
Конкурсная комиссия Организатор/ Контроль Оценить проекты, сформировать перечень победителей, принять объект

 

В настоящее время в Российской Федерации идет активный процесс появления и апробации новых практик участия граждан с элементами инициативного бюджетирования, а также расширения ареала распространения хорошо зарекомендовавших себя практик инициативного бюджетирования.

 

1) Практика Программы поддержки местных инициатив (ППМИ).

ППМИ запущена в Российской Федерации в 2007 году Всемирным банком. К особенностям ППМИ относятся конкурсность процедур, вовлечение населения в обсуждение приоритетов бюджетных расходов
и принятие решений, софинасирование проектов из внебюджетных источников, включенность в административную, бюджетную и правовую систему, консультационное сопровождение реализации проектов специалистами Всемирного банка. Практика предполагает активную роль представителей органов местного самоуправления и обеспечивает высокую экспертность процесса подготовки конкурсных заявок.

Проекты для предоставления субсидии отбираются строго
на конкурсной основе по заранее согласованным, утвержденным
и опубликованным критериям оценки и закрепленным конкурсным процедурам. Результаты конкурсного отбора публикуются в свободном доступе. Проекты, финансируемые за счет средств ППМИ, в обязательном порядке софинансируются в денежной форме муниципальным образованием, которое является получателем региональной субсидии, и населением муниципального образования. Проекты могут дополнительно софинансироваться, в том числе местным бизнесом в денежной и любой иной форме. В ряде случаев предусмотрен нефинансовый вклад со стороны населения, а также иные формы софинсирования, например, депутатские фонды.

 

2) Практика партисипаторного бюджетирования

В основу российской практики партисипаторного бюджетирования Центром «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге положена апробированная практика ПБ, реализованная в конце 1980-х гг.
в Порту-Алегри. Данный механизм предполагает распределение специально выделенной части бюджета или внешних привлеченных средств комиссией, состоящей из граждан. Такие комиссии формируются по жребию из числа подавших заявки на участие. Комиссии служат каналом коммуникации между горожанами и представителями власти, создают возможности совместной работы и взаимообогащения новыми идеями и знаниями.

Члены комиссий имеют право на выдвижение собственных инициатив по расходованию этих средств. Заседания продолжаются в течение 1-2 месяцев, в течение этого периода горожане дорабатывают выдвинутые идеи, работают над оформлением проектов и определяют на какие инициативы направить выделенные средства. Для повышения уровня компетенций горожан и, в конечном счете, для повышения качества предлагаемых проектов, для членов комиссии организуются лекции, проводятся консультации, предоставляется возможность обсуждения инициатив
с приглашенными экспертами и сотрудниками местных администраций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...