Раздел 1. Психогенетика как область науки.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения учебной дисциплины «Основы психогенетики» является знакомство обучающихся с основами генетики поведения человека. Освоение элементарных знаний в этой области способствует формированию у студентов адекватного представления о различных причинах поведенческих особенностей индивида. Эти знания позволят профессионально участвовать в организации и проведении процессов обучения и воспитания. Для предупреждения нежелательных социальных последствий современный специалист-психолог должен профессионально диагностировать причинно-следственную связь формирования различий индивидуальных психологических особенностей человека. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия. Основные задачи дисциплины: - формирование у студента научного понимания о приоритетном значении наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека; - эти знания определят выбор стратегий деятельности специалиста в социокультурном пространстве с учетом личностных характеристик человека; - позволят специалисту-психологу диагностировать и продуктивно содействовать благополучию семьи, развитию и становлению отдельной личности и в целом формированию психоэмоциональной стабильности социума.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ Дисциплины «Основы психогенетики» представляет собой дисциплину базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3) по направлению 030300 «Психология».
Дисциплина «Основы психогенетики» имеет взаимосвязь с дисциплинами базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3): «Организационная психология», «Психология личности» и с дисциплинами вариативной части профессионального цикла (Б.3): «Психология массовых коммуникаций», «Психология семьи», «Психология конфликта». Дисциплина является частью дифференциальной психологии и объясняет природу происхождения индивидуальных различий, изменчивость и закономерность индивидуальных признаков. Психогенетика выявляет причины межиндивидуальной изменчивости за счет двух показателей: различий в генетической конституции людей и в условиях средовых характеристик. В соответствии с Государственным образовательным стандартом по психологии курс «Основы психогенетики» читается в 1-м семестре и завершается итоговым экзаменом. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: 3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук; ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; ОК-8: нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них 3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен: · Знать: · основные условия проявления наследственности и последствий воздействия внешней среды на формирование индивидуальных особенностей личности(ОК-2); · основные положения современной генетики, специфику психологических признаков как объектов генетического исследования(ПК-9);
· применение знаний молекулярно-генетических исследований в научно-практических областях психологии(ПК-11); · Уметь: · анализировать проявления наследственных и средовых факторов поведенческих особенностей нервно-психической деятельности человека(ОК-3, ПК-11); · применять знания в методах изучения закономерностей функционирования и развития психики(ПК-9); · Владеть: основными методами психогенетических исследований и понимать прикладной смысл их результатов, а также иметь представление о перспективах развития генетики как научной области с целью осознания определяющего значения генетических законов для здоровья народонаселения(ОК-2, ПК-9).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Структура преподавания дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Основы психогенетики» составляет 5,00 зачетных единиц или 180 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для разных форм обучения очная форма обучения
Содержание дисциплины 4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины: Раздел 1. Психогенетика как область науки.
Тема 1.1 Человек как объект и субъект психогенетического исследования. Роль и место психогенетических исследований в системе биологических и психологических знаний. Основные проблемы. Этапы развития психогенетики в рамках общей генетики: античное время, Средние века, Мендель и Гальтон, первая половина XX века, настоящее время. Позитивная и негативная евгеника. Предмет «Основы психогенетики». Краткий обзор исследований в области детерминации психики. Фундаментальные проблемы, основные направления и перспективы развития современной психогенетики. Семинарское занятие: 1. Общие принципы организации живой системы. 2. Сущностная целостность личности. Дух, душа, тело. Литература: 1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г. 2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г. 3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г. 4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008. 5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009. 6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008. 7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011. 8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с. Интернет – ресурсы: 1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн. 2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь. 3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. 4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-
Тема 1.2 Основные понятия и категории современной генетики. Эволюция представлений о наследственности. Концепция гена. Понятия доминантности, рецессивности, кодоминантности. Аллелизм. Генотип и фенотип. Норма реакции. Гены и хромосомы. Организация и передача генетического материала. Нуклеиновые кислоты. Избыточность ДНК в геноме человека. Тонкая структура гена. Кодирующие и некодирующие последовательности. Механизмы транскрипции. Генетический код. Генетические карты. Динамичность генома. Мобильные элементы и эволюция.
Семинарское занятие: 1. Взаимодействие организма с внешней средой и регуляция его внутренних процессов. 2. Механизмы сохранения и воспроизведения стабильности систем. Литература: 1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г. 2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г. 3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г. 4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008. 5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009. 6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008. 7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011. 8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с. Интернет – ресурсы: 1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн. 2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь. 3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. 4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-
Тема 1.3 Генетический аппарат человека. Хромосомный комплекс человека, особенности организации, отклонения. Сведения о внехромосомном генетическом материале. Семинарское занятие: 1. Хромосомный набор человека. 2. Причины хромосомных нарушений. Литература: 1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г. 2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г. 3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г. 4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008. 5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009. 6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008. 7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011. 8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с. Интернет – ресурсы: 1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн. 2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь. 3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. 4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|