Организация самостоятельной работы студента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Перечень вопросов к зачету: 1. Предмет психогенетики. Краткий исторический обзор исследований в области детерминации психики. 2. Человек как биологическая система. Принципы организации. 3. Генетический аппарат человека. Аномалии в определении пола. 4. Биологические особенности процесса размножения человека. Гаметогенез, оплодотворение.
5. Основные этапы эмбриогенеза человека. 6. Психологический признак как объект генетического исследования. Понятие «психофен», наследование устойчивых поведенческих паттернов. 7. Методы и результаты исследования в области генетики. 8.Простейшие математические методы для выделения генетической и средовой дисперсий, генетических и средовых корреляций. 9.Взаимодействие и взаимовлияние генов. 10. Концепция дестабилизирующего отбора. Роль генетической программы, среды и поведения в морфогенезе. 11. Психогенетические исследования личностных характеристик. 12. Психогенетические исследования когнитивных способностей. Наследование интеллекта. 13. Популяционная психогенетика. Теории этногенеза и психогенетика. 14. Психогенетика и онтогенез человека. Основные этапы развития психики в онтогенезе, их особенности и регуляция. 15. Основные прикладные аспекты психогенетики.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену: 1. Объект и предмет психогенетики. 2. Понимание терминов «психогенетика» и «генетика поведения» в работах отечественных и зарубежных ученых. 3. Проблема индивидуальности – ее изучение в дифференциальной психологии, психогенетике. 4. Исследование индивидуальных различий в психике людей. 5. Сравнительный анализ трех исследовательских парадигм в изучении этиологии индивидуальности. 6. В чем разница между ядерной и цитоплазматической наследственностью? 7. Что такое кариотип? В чем разница между кариотипами мужчины и женщины? 8. Что такое фенотип? 9. В чем разница двух типов наследования? 10. Что такое популяция и о чем говорит закон Харди-Вайнберга? 11. Какие факторы могут менять частоту генов в популяции? 12. В чем разница объектов исследования менделевской и количественной генетики? 13. Дайте определение нормы реакции и диапазона реакции. 14. Что такое взаимодействие и ковариация генотипа и среды?
15. Генотип в контексте: типы средовых влияний и генотип средовых эффектов: ГС-корреляция, ГС-взаимодействие. 16. Основная схема генеалогического метода, его возможности и ограничения. 17. Что такое генограмма? 18. Что такое сцепление и как оно обнаруживается в семейных исследованиях? 19. Метод приемных детей, его преимущества и ограничения. 20. Метод близнецов, его основания и ограничения. 21. Разновидности метода близнецов. 22. Основные результаты психогенетических исследований интеллекта и других когнитивных функций? 23. В чем трудности психогенетического изучения темперамента? 24. Чем интересно исследование движений и в изменчивости какого типа движений обнаруживается большее влияние наследственности? 25. Какие отделы нервной системы относятся к центральной и к вегетативной? Каковы их функции? 26. Как изменяется соотношение наследственных и средовых детерминант ЭЭГ в разных зонах мозга, разных ритмах ЭЭГ и их разных параметрах? 27. В чем состоит предмет психогенетики развития? 28. Какие методы используются в психогенетике? 29. Что такое индивидуальные траектории развития и какова роль генотипа в их детерминации? 30. Возрастные аспекты генетической психофизиологии. 31. Что понимается под дизонтогенезом? 32. Что такое аутизм, какова его этиология? 33. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности? Какова его частота и причины возникновения? 34. К чему, по-вашему, должны стремиться родители: создавать в семье единообразные для всех детей средовые условия или индивидуализированную среду для каждого ребенка? 35. В чем своеобразие психического развития детей-близнецов? Что такое феномен близнецовости и как он влияет на развитие?
6.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: - текущий контроль качества усвоения знаний состоит в контроле за овладением учебным материалом в процессе изучения каждой темы; - рубежный контроль качества усвоения знаний состоит в итоговом контроле знаний по изучению каждой темы; - промежуточный контроль качества усвоения знаний студентов заключается в оценке знаний студентов по базовым понятиям и проблемам курса, проведении экзамена по окончании семестра.
Критерии оценки итогового экзамена: - уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой; - уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины; - уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи курса; - обоснованность, четкость, полнота изложения ответов; - уровень информационной и коммуникативной культуры.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избр. психологические труды. М.: Педагогика, Т. 1., 1980. 2. Анохин А.П. Генетические основы нейрофизиологических особенностей человека // Успехи современной генетики /Под ред. Н. П. Дубинина. М.: Наука, 1987. 3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 4. Аузбах Ш. Наследственность. М.: Атомиздат, 1969. 5. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук / Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 143-145. 6. Беляев Д.К. Трут Л.Н. Конвергентный характер формообразования и концепция дестабилизирующего отбора. //Вавиловское наследие. Л.: Наука, 1989, С. 155-167. 7. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека //Человек в системе наук /Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 143-145. 8. Генетика и наследственность. Сб. статей: Пер. с франц., М.: Мир, 1987. 9. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1983. 10. Докинз Р. Эгоистический ген. М.: Мир, 1993. 11. Дубинин Н.И. Что такое человек. М.: Мысль, 1883. 12. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики //Вопросы психологии, № 5-6. 1992. 13. Ломов Б.Ф. Проблемы генетической психофизиологии человека /Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. 14.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. 15.Медников Б.М. Современное состояние проблемы вида и видообразования // Вавиловское наследие. Л.: Наука, 1978. С. 133-145. 16. Марютина Т.М. Психологические факторы как регуляторы генотип-средовых соотношений //Психологический журнал, № 2, 1994. 17. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Смирнов А.А., Лурия А.Р., Небылицин В.Д. Естественные основы психологии. М.: Педагогика, 1978. С. 295-337.
18. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики //Психологическая диагностика /Под. ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1988. 19.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека //Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. 20.Рычков Ю.Ф. История как фактор генетического развития народонаселения / Человек в системе наук /Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 169-171. 21.Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий //Под.ред. Л.В. Крушинского. Л.: Наука, 1981. 22.Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983. 23.Фогель Ф. Мотульски А. Генетика человека, М.: Мир, в 3-х томах., 1990.
б) дополнительная литература: 1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? //Игрушка и антиигрушка. – М., 2006. 2. Бажан В. Книга для супругов и молодежи // О тайне пола. – М., 2006. 3. Вертьянов С.Ю. Общая биология. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 4. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998 5. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа //Общественные науки и современность. – М., 2001. 6. Иероним Блаженный. О сохранении девственности. – СПб., 1997. 7. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – М., 2003. -694 с. 8. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2007. 9. Мид М. Культура и мир детства. - М., Наука, 1989 10. Ничипоров Борис, прот. Введение в христианскую психологию. – М., 1994. 11. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х т. – СПб,2005. 12. Православный Женский Журнал «Славянка», №№2007-2008. –М., ООО Издательский дом «Славянка». 13. Проф.В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. –YMCA PRESS PARIS, 1934. 14. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // Материалы международной духовно-медицинской конференции. – Симферополь, 2005.-483 с. 15. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н., М., 1997 16. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. М., 1995,с.112-114 17. Филиппова Г.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, т.2, вып.3, - М.,1996 18. Целомудрие и телегония. Современная наука о проблеме генетических инверсий. – 2004. 19. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М., 1997.-480 с. 20. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики //Психологическая диагностика /Под. ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1988. 21. Штерн К. Генетика человека. Основы генетики человека. М., 1965.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html 2. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн. 3. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь. 4.http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. 5.Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: - Учебники, учебные и учебно-методические пособия по дисциплине для подготовки к занятиям; - Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии); - Наглядные и технические средства обучения (альбомы схем, плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, электронная интерактивная доска).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|