Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




 

6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:

Примерные темы эссе, рефератов:

    1. Ф. Гальтон - основоположник психогенетики.
    2. История психогенетики в России.
    3. Наследуемость интеллекта и расовая политика.
    4. История зарубежного евгенического движения.
    5. Евгеника в России.
    6. Международный проект "Геном человека".
    7. Генетика и общество.
    8. Что такое изменчивость?
    9. Особенности человеческих популяций.
    10. Проблема избирательности браков (эволюционный аспект).
    11. Слагаемые успеха Г. Менделя. История открытия и значение работы Г. Менделя для развития генетики.
    12. История развития хромосомной теории наследственности.
    13. История изучения ДНК.
    14. Что такое поведенческий фенотип.
    15. Факторы, влияющие на количественную изменчивость.
    16. Понятие нормы реакции в генетике и психогенетике.
    17. Показатель наследуемости и особенности его использования в психогенетике.
    18. Генотип-средовое взаимодействие и генотип-средовая ковариация как составляющие фенотипической дисперсии.
    19. История биометрического подхода в генетике человека.
    20. Проблема семейной среды в психогенетике.
    21. Дерматоглифика человека как количественный признак. История изучения и применения.
    22. Явление близнецовости у человека.
    23. История создания и применения близнецового метода в генетике.
    24. Близнецы как особая группа людей.
    25. Особенности воспитания и развития близнецов.
    26. Психогенетические исследования в проекте "Геном человека".
    27. Генетика поведения животных и психогенетика.
    28. Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка.
    29. Критические и сензитивные периоды развития.
    30. Работа генов в нервной клетке.
    31. История изучения развития. Теории преформации и эпигенеза.
    32. Наследственные и средовые причины правшества-левшества у человека.
    33. Расовые различия и наследуемость интеллекта.
    34. Экстраверсия - интроверсия - невротизм: история исследования и наследуемость.
    35. Факторно-аналитический подход к исследованию личности и психогенетические исследования.
    36. Психические заболевания и наследственность.
    37. Евгеника и неоевгеника.
    38. Умственная отсталость и наследственность.
    39. Девиантное поведение и наследственность.
    40. Наследуется ли алкоголизм и преступность?

 

Контрольные вопросы для самопроверки к Разделу 1

«Психогенетика как область науки»:

1. Что изучает психогенетика?

2. Что такое дифференциальная психология и какое место в ней занимает психогенетика?

3. Какие факторы лежат в основе индивидуальных различий?

4. Почему психогенетика относится к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии?

5. Каковы две основные задачи генетики?

6. Какое место занимает психогенетика в генетике?

7. Как трактуется в генетике поведения термин "поведение"?

8. Чьи работы положили начало психогенетике?

9. Какую роль в становлении психогенетики сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина?

10. Что такое евгеника и почему это направление не получило дальнейшего развития?

11. Какое место занимают психогенетические исследования в проекте "Геном человека"?

12. Какова роль генетики поведения животных в развитии психогенетики?

13. С чем связано интенсивное развитие психогенетики, начиная с 80-х гг.?

14. Каковы основные тенденции развития современной психогенетики?

15. В чем своеобразие развития психогенетики в России?

Контрольные вопросы для самопроверки к Разделу 2

«элементарные основы общей психогенетики»:

1. Какие виды изменчивости встречаются в природе?

2. Приведите примеры дискретной и континуальной изменчивости.

3. Какой вид изменчивости характерен для большинства психологических признаков?

4. Как графически изображается частота встречаемости в популяциях для качественных и количественных признаков?

5. Что такое признаки с пороговым эффектом?

6. В чем специфика понятия популяции в генетике?

7. Каковы причины образования популяций?

8. В чем специфика человеческих популяций?

9. Что вы можете сказать о популяции мегаполиса?

Контрольные вопросы для самопроверки по Разделу 3

«биометрическая генетика»:

1. Что такое психологические тесты и почему они являются основным измерительным инструментом в психогенетике?

2. Почему тесты, применяемые для измерений в психогенетике, должны отличаться надежностью и валидностью?

3. Что такое дисперсия и по какой формуле она вычисляется?

4.Что такое межиндивидуальная и внутрииндивидуальная дисперсия?

5. От каких факторов зависит количественная изменчивость признаков?

6. Что такое генотип и фенотип?

7. Объясните разницу между понятиями "генотип" и "геном".

8.Как можно объяснить, что генотипические и средовые факторы влияют на количественную изменчивость в популяции?

9.Как можно представить взаимодействие генотипа и среды в индивидуальном развитии человека?

10.Почему в психологии и генетике ведутся дискуссии по проблеме соотношения наследственного и средового в человеке?

11.Что можно сказать о потомстве при скрещивании по количественным признакам?

12.Что такое аддитивное действие генов?

13.Какие типы генов могут влиять на выраженность количественного признака?

14Может ли возникать нормальное распределение признака в популяции при отсутствии генетической изменчивости?

15.Какие группы организмов называются клонами?

16.Существуют ли клоны в человеческой популяции?

17.Почему невозможно получить нормы реакции для человека?

18.Равномерно ли распределены генотипы в популяции?

19.От чего зависит количественная изменчивость в пределах одного генотипа?

20.Может ли интервал времени между популяционными исследованиями на одной и той же территории повлиять на соотношение генетической и средовой составляющих дисперсии?

21.От каких параметров зависит показатель наследуемости?

22.Может ли высокая наследуемость сочетаться с возможностью значительных средовых изменений признака в процессе онтогенеза индивида?

23.Объясните, почему показатель наследуемости является чисто популяционной характеристикой?

24.Что такое генотип-средовая ковариация и какие ее виды вы знаете?

25.Какие факторы могут приводить к увеличению и уменьшению сходства между родственниками?

Контрольные вопросы для самопроверки к Разделу 4 «экспериментальные методы психогенетики»:

1. Каким основным методом изучения наследственности пользуется генетика?

2. Почему у родственников имеются общие гены?

3. Почему близкородственные браки запрещаются законом?

4. Как вычисляется конкордантность у близнецов?

5. На каком принципе основывается подсчет корреляции?

6. О чем может говорить высокая корреляция между родственниками?

7. Что такое регрессия и как она применяется для оценки семейного сходства?

8. Что такое регрессия на среднюю в исследовании Ф. Гальтона?

9. Если в генетической детерминации признака присутствуют эффекты доминирования или эпистаза, будут ли коэффициенты корреляции соответствовать коэффициентам родства?

10. Что такое ассортативность? Приведите примеры признаков человека (в том числе и психологических), по которым наблюдается ассортативность.
Контрольные вопросы для самопроверки по Разделу 5

«психогенетика и развитие»:

1. Можно ли по данным психогенетических исследований прогнозировать фенотип конкретного индивида?

2. Поясните на графическом примере, как высокая наследуемость может сочетаться со средовой детерминацией индивидуального развития.

3. Как вы думаете, верно ли утверждение, что пределы фенотипа непознаваемы?

4. Что входит в понятие фенотипа клетки? Что бы вы включили в фенотип нервной клетки?

5. Какую роль играет ДНК в функционировании клетки?

6. Что такое процессы транскрипции и трансляции, где они происходят и какие агенты в них участвуют?

7. Что такое экспрессия гена? На каких ступенях экспрессии гена возможна ее регуляция?

8. Какими молекулярно-генетическими механизмами можно объяснить огромное разнообразие клеток и клеточных продуктов в нервной системе?

9. Что такое ранние гены и какую роль они играют в развитии?

10. Какую роль в генетической регуляции играют гормоны и почему?

11. Как вы представляете себе процесс взаимодействия генотипа и среды на разных уровнях: клеточном, организменном, внеорганизменном?

12. Почему особенности поведения во многом определяются этапами раннего развития нервной системы?

13. Какие события связаны с развитием отдельной клетки в нервной системе?

14. Какую роль в развитии нервной системы играют процессы взаимодействия с другими клетками?

15. Как вы представляете себе работу генов в процессе роста и дифференциации нервной ткани?

16. Какую роль в процессе развития нервной системы играет естественная гибель клеток?

17. Почему развитие можно считать непрерывным процессом?

18. Какие типы движений характерны для плода человека и какова их возможная роль?

19. Какие сенсорные системы начинают функционировать еще до рождения?

20. Как факторы среды могут влиять на развитие поведения во внутриутробном периоде?

21. Что известно о влиянии раннего слухового опыта плода на поведение новорожденного?

22. Как ранний вестибулярный опыт плода может влиять на закладку функциональной асимметрии мозга?

23. Благодаря чему самый ранний опыт может существенно влиять на последующее развитие поведения?

24. На какие процессы развития может влиять физиологическое состояние родителей?

25. Какие генетические процессы чувствительны к физиологическому состоянию родителей?

26. Что представляет собой явление генетического импринтинга?

27. Что такое материнский эффект и из каких элементов он складывается?

28. Как вы представляете себе пренатальный и постнатальный материнский эффект у человека?

29. Какие факторы материнской среды могут иметь отдаленные последствия?

30. Что такое эпигенез?

31. Какие закономерные и случайные ненаследуемые факторы развития вы можете назвать?

32. Что понимается под исторической природой развития?

33. Как можно представить себе модель развития в четырехмерном пространстве?

34. Какую роль в развитии играет прошлый опыт организма?

35. Что вы знаете о сензитивных и критических периодах развития? На какие периоды онтогенеза они приходятся?

Контрольные вопросы для самопроверки по Разделу 6

«Психогенетические исследования»:

1. Какие наследуемые характеристики сенсорного восприятия вы знаете?

2. Наследуется ли музыкальный слух?

3. Какой вид сенсорной чувствительности, сцепленный с полом, вы знаете?

4. Какие сведения о наследуемости морфологических особенностей мозга вам известны?

5. Что такое мета-анализ и для чего он применяется в психогенетике?

6. Что такое электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и как ее регистрируют?

7. Какие методы сравнения родственников использовались в психогенетике ЭЭГ?

8. Какой из ритмов ЭЭГ обладает высокой наследуемостью?

9. Что такое промежуточный фенотип и почему можно использовать ЭЭГ в качестве маркера?

10. Какой метод психофизиологии используется для изучения сенсорного восприятия?

11. О чем может свидетельствовать индивидуальная специфичность ВП?

12. Какие топографические различия в коэффициентах наследуемости ЭЭГ и ВП вам известны?

13. Как влияет интенсивность и содержание зрительного стимула на наследуемость зрительных ВП?

14. Как влияет психологический контекст на наследуемость потенциалов мозга, связанных с движением (ПМСД)?

15. Охарактеризуйте в целом состояние психогенетических работ в области моторики.

16. Какие типы двигательных действий исследовались в психогенетике?

17. Что вам известно о наследовании правшества-левшества?

18. Какие методы изучения движений используются в психогенетике?

19. Какие физиологические показатели могут использоваться в психогенетических исследованиях моторики?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...