Рис. 1.2. Ротор турбокомпрессора
Рис. 1. 2. Ротор турбокомпрессора Диффузор нагнетателя (рис. 1. 3) Представляет собой круговую решетку из направляющих лопаток, образующих расширяющиеся каналы. При движении воздуха по каналам диффузора уменьшается его скорость и возрастает давление. Лабиринтовые уплотнения между ротором и корпусом служат для предотвращения утечки воздуха в газовыпускную полость нагнетателя, утечки газа из корпуса турбины в полость опорного подшипника, подсоса воздуха и масла из корпуса опорно-упорного подшипника в приемную полость центробежного нагнетателя. Наибольшее применение получили гребенчатые радиальные уплотнения. Гребешки выполняют на вставных чугунных кольцах или на валу ротора; они могут выполняться также в виде завальцованных в вал ротора тонких (0, 1—0, 2 мм) колец. Количество гребешков четыре — шесть. Воздух или газ, проходя через малые зазоры между гребешками и выточками в корпусе, дросселируются, давление воздуха или газа падает, а за счет изменения направления движения уменьшается скорость. В камеры укупорки, расположенные между гребешками, подается воздух от нагнетателя. Для предотвращения попадания масла из полостей подшипников к лабиринтам служат маслосгонная резьба и маслоотбойные кольца.
Рис. 1. 3. Диффузор нагнетателя Пропуск масла в воздушную и газовую полости нагнетателя происходит при засорении каналов, подводящих воздух в камеры укупорки. Масло образует нагар на сопловом аппарате и рабочих лопатках турбины, снижает ее КПД. Большие нагарообразования в зазоре между колесом и корпусом нагнетателя могут вызвать заклинивание ротора. Газотурбокомпрессоры типа ТК (рис. 1. 4) выпускаются нескольких типоразмеров и устанавливаются на двигателях мощностью от 300 до 3000 кВт. Конструкция нагнетателя состоит из трех частей: газоподводящего корпуса 9 с двумя патрубками для присоединения выпускных коллекторов, газовыпускного корпуса 7 и корпуса компрессора 2 с улиточным воздухосборником 4. Ротор составной, с приваренным к полувалам 5 диском 6; от действия газов защищен кожухом 14. Компрессорное колесо 17 отлито за одно целое с вращающимся направляющим аппаратом 1. Диффузор 15 безлопаточный. Литые турбинные лопатки 12 приварены к диску. Сопловой венец 8 набран из литых сегментов. Подшипники скольжения 10 расположены по концам ротора. Смазка к подшипникам подводится от главной масляной магистрали двигателя. Воздух в камеры лабиринтовых уплотнений 11 подается по каналам 3 и 13 в корпуса ГТК. Газоподводящий 9 и газовыпускной 7 корпуса охлаждаются водой. Чтобы уменьшить нагревание воздуха, между корпусом компрессора 2 и газовыпускным корпусом поставлена теплоизоляционная стенка 16.
Рис. 1. 4. Газотурбокомпрессор типа ТК
Для продувки и наддува двухтактных двигателей системах механического и комбинированного наддува применяют нагнетатели объемного и центробежного типов. К нагнетателям объемного типа относят роторно-лопастные нагнетатели и поршневые насосы. Роторно-лопастные нагнетатели (ротативные насосы) могут приводиться в действие от коленчатого вала двигателя или иметь автономный электропривод. В корпусе нагнетателя (рис. 1. 5) размещены два ротора, валы которых связаны шестернями. Роторы вращаются в противоположные стороны. Между роторами и корпусом имеется постоянный минимальный зазор 0, 02—0, 08 мм. Роторы выполняют с двумя (рис. 8. 6, а) или тремя (рис. 8. 6, б) лопастями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|