Опишите проблемы и способы оценки состояния потребительских рынков в России (на примере одного из этих рынков)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Практикум по дисциплине «Микроэкономика»
Задания: Опишите закон спроса и предложения. Приведите пример взаимодействия этих понятий для конкретного товара или группы товаров. Ответ: Закон спроса — экономический закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях, то есть уровень спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно пропорциональной зависимости. Закон предложения — экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях[1]. Рассмотрим действие законов спроса и предложения на примере рынка колбасных изделий. На рынке колбасных изделий присутствует достаточно узкая специализация по товарным группам, каждая из которых имеет свою собственную специфику. В последние годы соотношение продукции разных ценовых категорий ежегодно менялось в сторону увеличения доли дорогостоящей продукции. В настоящее время на колбасы дорогого сегмента приходится порядка 20%. В зависимости от состояния экономики (повышения или снижения уровня доходов населения) происходит перераспределение в потреблении данных продуктов. Так, в период кризиса потребители стали предпочитать мясные продукты среднего и низкого ценовых сегментов. Происходила переориентация спроса населения от дорогой продукции – ветчинных изделий, сырокопченых колбас, деликатесов – к более дешевым. В этих условиях производитель, дл повышения объема сбыта может снизить цены. В результате спрос на более дорогие изделия вновь возрастает.
В качестве примера выберите конкретный товар. Опишите факторы, которые определяют поведение потребителей при приобретении этого товара.
Ответ: Исследуемый товар: колбасы. Колбасные изделия являются одним из самых покупаемых продуктов питания в России. В последние годы в потребительском поведении следует выделить возросшую роль ценового фактора при покупке колбасных изделий. На сегодняшний день цена занимает третью позицию в рейтинге характеристик, на которые ориентируются россияне при выборе колбасных изделий. Помимо цены наиболее важными критериями выбора колбасных изделий являются дата производства и срок годности, а также вкус приобретаемый продукции. Кроме того, в пятерке наиболее важных критериев выбора колбасных изделий присутствует критерий «отсутствие пищевых добавок, ГМО, соевого белка», а также фирма-производитель продукции. Таким образом, потребители стараются все более тщательно следить за своим здоровьем и при выборе колбасных изделий все чаще доверяют качеству продукции ведущих производителей. Сравнивая критерии выбора колбасных изделий мужчинами и женщинами, отметим, что для мужчин более важна низкая цена покупаемой колбасы, тогда как некоторые другие критерии качества продукции (например, на надпись «Сделано по ГОСТу») они обращают меньше внимания. Для молодежи одним из самых главных критериев выбора колбасных изделий остается цена. Это связано, в первую очередь, с тем, что у представителей данной возрастной группы самые низкие доходы среди всех рассмотренных в исследовании возрастных групп, поскольку среди молодежи очень велика доля студентов, а также молодых людей, которые еще не нашли себе работу и находятся на обеспечении у родителей. С другой стороны, молодежь, выбирая цену, готова жертвовать качеством - так, на такие критерии выбора колбасных изделий, как «Отсутствие пищевых добавок, ГМО, соевого белка», «Фирма-производитель», а также надпись «Сделано по ГОСТу» она обращает значительно меньше внимания, чем представители других старших возрастных групп.
Молодые люди также чаще других предпочитают ориентироваться по запаху продукта. Кроме того, среди этой группы потребителей значительна выше доля тех, кто при выборе колбасных изделий ориентируется на мнение своих друзей, родственников и знакомых, что говорит о том, что часто у молодежи не так много опыта совершения покупок товаров повседневного спроса и ей постоянно требуются советы. Таким образом, в данном случае - это сигнал для производителей колбасных изделий - продвигать свою продукцию преимущественно среди покупателей возрасте от 40 лет, которые, в свою очередь, будет через «сарафановое» радио советовать их продукцию свои детям. Наконец, молодые люди значительно больше внимания обращают на дизайн упаковки. Поэтому многим крупным компаниям, которые еще не успели провести ребрендинг своей продукции, возможно, стоит поторопиться, чтобы в перспективе не потерять часть своих клиентов. Сегодня наиболее популярными являются три вида упаковки и нарезки приобретаемых колбас. Чаще всего опрошенные россияне покупают целый батон колбасы в заводской упаковке весом преимущественно до 500-600 грамм. Однако покупки весовой колбасы по-прежнему распространены. Нарезанные куски батона колбасы, упакованные в заводскую упаковку, выбирают около трети покупателей.
Продажи колбас в цивилизованной заводской упаковке начинают превалировать над весовыми продажами. Во многом этому способствовала адаптация заводских упаковок под нужды потребителя - прежде всего, вследствие уменьшения веса предлагаемой продукции до 200-600 грамм. Нарезанные колбасные изделия в вакуумной или МГС-упаковке, а также в так называемой «магазинной» нарезке пока не так популярны. Причиной непопулярности такой продукции, прежде всего, является высокая цена, посчитанная за грамм веса, поэтому покупатели чаще выбирают цельные упаковки, а нарезка продукта чаще всего осуществляется самостоятельно. Единственной нишей, где нарезанная колбаса пользуется повышенным спросом, являются покупки данной продукции для праздников или прочих событий, где у потребителей нет возможности нарезать колбасные изделия самостоятельно или есть ограничения во времени.
Номинально самыми известными мясокомбинатами, предлагающими своим покупателям широкий выбор различных видов колбасных изделий, в России являются «Микоян», «Царицыно», «Останкино», «Черкизово», «Дымов» и «КампоМос». Известность данных колбасных брендов объясняется их хорошей представленностью по всей России, рекламной активностью, а также широким ассортиментом колбасной и мясной продукции.
Опишите проблемы и способы оценки состояния потребительских рынков в России (на примере одного из этих рынков)
Ответ:
Исследуемый рынок – рынок продуктов питания. В настоящее время наблюдается улучшение в системе информации по конъюнктуре продовольственного рынка. Территориальные органы статистики осуществляют ценовой мониторинг потребительского рынка, обрабатывают и систематизируют различную конъюнктурную информацию. Органы исполнительной власти на уровне субъекта Федерации имеют соответствующие аналитические службы. Собственной информацией располагают министерства: промышленности и торговли, экономического развития, сельского хозяйства, регионального развития Российской Федерации. В центре и в районах действуют альтернативные статистические и конъюнктурные службы, обычно коммерческие, которые предлагают свои оценки различных экономических процессов и явлений, занимаются анализом и прогнозом конъюнктуры рынка. Однако развитие отраслей продовольственного рынка региона существенно сдерживается отсутствием единой системы информационного обеспечения маркетинга, эффективных маркетинговых служб в управленческих структурах. Именно они позволяли бы местным товаропроизводителям и потребителям продовольствия своевременно реагировать на изменение конъюнктуры регионального и внешних продовольственных рынков, определять наиболее выгодные каналы реализации продукции. Отсутствует и система прогнозирования (по длительности периодов) и ориентирования хозяйствующих субъектов отраслей, что выступает причиной сложности организации их рациональной деятельности.
Общая схема системы исследования продовольственного рынка должна содержать следующие блоки анализа. 1. Оценка конъюнктуры отраслевого рынка. 2. Оценка структуры отраслевого рынка. 3. Характеристика поведения рыночных субъектов. 4. Оценка результативности отраслевого рынка. Каждый выделенный блок рассматривается как отдельная информационная система. В качестве входных данных для этих систем могут выступать: статистическая информация, внутренняя и внешняя отчетность предприятий, сведения опросов, наблюдений. В качестве выходных данных систем рассматриваются аналитические данные о потенциале продовольственного рынка, его привлекательности, барьерах, объемах спроса, конкурентоспособности товаров. Изучение конъюнктуры рынка продовольственных товаров может проводиться на основе блоков информационной системы, представленных в табл. 1.
Таблица 1 Информационно-методическая база проведения анализа и оценки конъюнктуры рынка [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|