Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение растений живого напочвенного покрова по требовательности




Распределение растений живого напочвенного покрова по требовательности

к плодородию и влажности почвы

Растения живого напочвенного покрова по требовательности к плодородию

и влажности почвы

Примеры растений

видовое название (русский язык) видовое название (латынь)
Гигрофиты и мегатрофы    
Гигрофиты и мезотрофы    
Гигрофиты и олиготрофы    
Мезогигрофиты и мегатрофы    
Мезогигрофиты и мезотрофы    
Мезогигрофиты и олиготрофы    
Мезофиты и мегатрофы    
Мезофиты и мезотрофы    
Мезофиты и олиготрофы    
Ксерофиты    

Задание 4. Оцените участие травянистых растений в круговороте азота и зольных элементов в древостоях естественного происхождения и молодых лесных культурах. Для этого заполните табл. 27. При расчетах принять следующее содержание основных макроэлементов (N, Р, К) в различных фракциях древесных и травянистых растений (%): листья, хвоя – 1, 3, 0, 6, 0, 8; ветви, шишки, тонкие корни и прочие фракции – 0, 8; 0, 3; 0, 4; зеленая часть травянистых растений – 1, 8, 0, 6, 3, 0; корни травянистых растений – 1, 2, 0, 1, 0, 6. Данные о величине годичного опада надземных частей растений и отпада корней приведены в табл. 28.

 

 

Т а б л и ц а 27

Содержание различных элементов в ежегодно отмирающих частях древостоя

и травянистых растений в период их интенсивного роста, кг/га

Характеристика

древостоя

Элемент

Древостой

Травянистые

растения

Листья, хвоя Мелкие ветки, шишки, тонкие корни и прочие фракции Всего Зеленая часть Кор-ни Всего
Ельник травяно-зеленомошный, 35 лет N P K            
Ельник травяно-зеленомошный, 130 лет N P K            
Ельник сложный, 83 года N P K            
Сосняк (культуры), 10 лет, сомкнутость 0, 8 N P K            
Сосняк (культуры), 10 лет, сомкнутость 0, 5 N P K            

 

Т а б л и ц а 28

Годичный опад надземных частей растений (хвоя, ветви, шишки и др. )

и отпад корней

Характеристика древостоя

Годичный опад и отпад, т/га

Древостой

Травянистые растения

листья, хвоя всего листья, стебли всего
Ельник травяно-зеленомошный, 35 лет 2, 4 2, 9 1, 0 1, 7
Ельник травяно-зеленомошный, 130 лет 1, 6 2, 2 0, 3 1, 6
Ельник сложный, 83 года 2, 5 3, 2 0, 6 1, 2
Сосняк (культуры), 10 лет, сомкнутость 0, 8 3, 1 3, 8 0, 7 8, 4
Сосняк (культуры), 10 лет, сомкнутость 0, 5 1, 7 2, 2 2, 2 15, 5

 

Задание 5. Письменно ответьте на вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные биотические компоненты леса.

2. Каковы положительные и отрицательные свойства подлеска?

3. В чем заключаются индикаторные свойства живого напочвенного покрова?

4. Как изменяется состав и обилие живого напочвенного покрова после: а) сплошных рубок; б) рубок ухода за лесом; в) химического ухода за лесом; г) пожаров?

5. Как влияет живой напочвенный покров на продуктивность древостоев?

6. Назовите представителей следующих групп растений: олиготрофы, мезотрофы, мегатрофы, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты. На каких почвах они встречаются?

7. Назовите меры регулирования живого напочвенного покрова в лесу.

8. Охарактеризуйте роль бактерий и грибов в лесной экосистеме.

9. Как зависит состав микрофлоры от климатического региона и типа почвы?

10. Что характеризуют пищевые цепи и экологические пирамиды в лесу?

11. Назовите основные типы экологических пирамид и охарактеризуйте их достоинства и недостатки. Приведите примеры.

12. В чем заключаются экосистемные функции лесной фауны?

13. Как влияет фауна на процесс естественного лесовозобновления?

14. Каким образом фауна влияет на процессы смен состава лесов?

15. От каких факторов зависят условия обитания отдельных видов животных в лесу?

16. Какие изменения фауны могут произойти в результате: а) сплошных рубок; б) рубок ухода за лесом; в) химического ухода за лесом; г) лесных пожаров?

17. Какими мероприятиями можно уменьшить вред, причиняемый лесу майским хрущом?

18. Назовите лесоводственные способы регулирования численности и видового состава почвенной фауны в лесу.

19. Какими мероприятиями можно уменьшить вред, причиняемый лесу пастьбой скота? Всегда ли выпас скота вреден?

П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е № 9

СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЛЕСА

Вопросы для проработки лекционного материала и подготовки к практическому занятию: Классификация лесов по целевому назначению. Категории лесов. Берего- и руслозащитные леса, их функции, размещение по площади, оптимальный состав. Водоохранные функции леса. Водорегулирующая роль леса и факторы, ее определяющие. Оптимальный состав водорегулирующих лесов. Влияние лесистости на речной сток. Нормы лесистости и размещение лесных массивов. Количественная оценка водорегулирующих свойств леса. Зависимость речного стока от состава древостоя, его возраста, свойств почвы. Почвозащитная и санитарно-гигиеническая роль леса. Функции почвозащитных лесов.

Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельного изучения: Значение горных лесов. Государственные меры по усилению водоохранных и защитных функций леса. Вредные соединения в атмосфере, их основные источники. Устойчивость древесных пород к загрязнению атмосферы. Газоочищающая способность насаждений. Влияние радиоактивного загрязнения на лес. Пути повышения устойчивости насаждений.

 

З а д а н и я:

Задание 1. Составьте схему разделения лесов по целевому назначению и категориям защитности по Лесному кодексу Российской Федерации, 2007 г.

Задание 2. Заполните табл. 29 «Категории защитных лесов и их характеристика».

Т а б л и ц а 2 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...