Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика лесной подстилки




Характеристика лесной подстилки

Тип лесной подстилки Масса лесной подстилки, кг Степень разложения подстилки Реакция среды Характеристика флоры Характеристика почв Произрастающие древесные породы
             
             
             

Задание 3. Определите для своего варианта среднюю высоту древостоя одного возраста в различных типах леса, с использованием морфологических моделей О. Г. Чертова [Чертов О. Г. Экология лесных земель. Л.: Наука, 1981. 192 с. ]:

Сосна: Нср=9, 93+0, 096х1+3, 80х3–0, 024х4+0, 70х5-0, 00025х12–0, 12х22–0, 44х32

Ель: Нср=21, 01+0, 013х1–0, 069х4 +094х5–0, 061х22+0, 048х32+0, 00022х42–0, 034х52

Здесь: х1 – возраст древостоя, лет; х2 – механический состав горизонта А1 в баллах (1 – песок, 2 – супесь, 3 – легкий суглинок, 4 – средний суглинок, 5 – тяжелый суглинок, 6 – глина, 7 – торф); х3 – механический состав горизонта С в баллах; х4 – средняя мощность лесной подстилки или торфа, см; x5 – отношение средних величин мощности А1 к мощности А0 (для торфа – отношение сильно разложившегося торфа к мощности слабо разложившегося торфа – очеса в верхнем 30-сантиметровом слое торфа).

В каждом из вариантов (табл. 25) имеется шесть типов леса с соответствующими почвами:

1 – сосняк вересковый, почва грубогумусная поверхностно-подзолистая, на дюнных песках;

2 – сосняк-кисличник, почва модергумусная слабоподзолистая супесчано-суглинистая, на двучленных наносах;

3 – сосняк кустарничково-сфагновый, почва торфяно-болотная, на глубоких торфах;

4 – сосняк сфагновый, почва торфяно-перегнойная, на мелких торфах;

5 – ельник-брусничник, почва грубогумусная сильноподзолистая супесчаная, на песчаной морене;

6 – ельник-кисличник, почва модергумусная среднеподзолистая суглинистая, на ленточной глине.

Т а б л и ц а 25

Варианты задания

Древесная порода

Тип леса

X1

Х2 ХЗ Х4 Х5

Вариант 1 (0, 1, 2, 3 – последняя цифра номера зачетной книжки)

С

0, 3

С

3, 3

С

С

0, 5

Е

0, 2

Е

Вариант 2 (4, 5, 6 – последняя цифра номера зачетной книжки)

С 0, 4
С 3, 5
С
С 0, 4
Е 0, 3
Е

Вариант 3 (7, 8, 9 – последняя цифра номера зачетной книжки)

С

0, 25

С

3, 6

С

С

0, 5

Е

0, 3

Е

                   

 

Поясните, какие морфологические характеристики почвы в наибольшей мере определяют продуктивность хвойных пород на дренированных и заболоченных местообитаниях.

Задание 4. Письменно ответьте на вопросы для самоконтроля:

1. Почему для леса нередко важнее водно-воздушный режим почвы, чем ее богатство элементами минерального питания? Почему возможен успешный рост некоторых древесных пород на землях, не пригодных для сельскохозяйственного производства?

2. Какие древесные породы называются олиготрофами, мезотрофами, эвтрофами? Приведите примеры.

3. Какова роль материнской породы для роста леса? Что вы знаете об одном из методов поиска полезных ископаемых по анализу золы деревьев? Как объяснить, что в северной подзоне тайги на отдельных участках лиственница имеет запас до 650 м2/га?

4. Объясните, что означает потребность древесных пород в элементах почвенного питания и требовательность к ним. Приведите примеры.

5. Почему в одних и тех же гидротермических условиях лесная подстилка, образованная опадом разных пород, разлагается с разной скоростью? Опад, каких пород способствует более быстрому разложению подстилки, какое это имеет значение для роста леса?

6. Можно ли по соотношению мощности верхних горизонтов почвы судить о направлении почвенных процессов и плодородии почвы?

7. Назовите основные лимитирующие рост леса факторы почвенного плодородия. Какие из них можно изменить?

8. Что означает большой и малый биокруговорот элементов питания в лесу?

9. Какими показателями можно оценить скорость биокруговорота в лесу?

10. Как влияет на лесную почву длительное существование на ней одной и той же древесной породы? Какие почвы требуют чередования пород и почему?

11. Перечислите лесохозяйственные мероприятия, повышающие плодородие почвы. От каких действий человека в лесу плодородие почвы снижается?

12. Что вы знаете о статистических моделях продуктивности лесных почв? Какие почвенные характеристики используются для построения морфологических и физико-химических моделей?

13. Какова роль органического вещества почвы для роста леса? Как образуются малогумусные, муллевые и торфяные почвы? Оцените их плодородие и предложите мероприятия по его повышению.

П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е № 8

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ ЛЕСА

Вопросы для проработки лекционного материала и подготовки к практическому занятию: Роль растительных компонентов в лесной экосистеме. Древостой как эдификатор, доминант и основной продуцент. Положительное и отрицательное значение подлеска в жизни леса. Факторы, определяющие видовой состав и состояние живого напочвенного покрова в лесу. Растения-индикаторы и спутники. Положительное и отрицательное значение живого напочвенного покрова в лесу. Влияние фауны на структуру и динамику растительности в лесу. Основные экосистемные функции фауны, ее роль в биокруговороте веществ и связь с онтогенезом древостоя. Пищевые цепи и экологические пирамиды.

Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельного изучения: Ценотические отношения в лесу. Влияние хозяйственной деятельности в лесу на фауну. Пастьба скота в лесу.

З а д а н и я:

Задание 1. Назовите растения-спутники:

а) дуба;

б) сосны;

в) ели.

Задание 2. Для лесного биоценоза придумайте и зарисуйте:

а) одну пастбищную и одну детритную пищевую цепь;  

б) одну пищевую сеть;

в) по две экологические пирамиды численности и биомассы («правильную» и «перевернутую»);

г) одну экологическую пирамиду энергии.

Задание 3. Используя дополнительную литературу (М. Д. Сибиряко-ва, 1962), заполните табл. 26.

 

 

Т а б л и ц а 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...