Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Баланс влаги в лесу (по С. В. Белову)




Баланс влаги в лесу (по С. В. Белову)

Возраст, лет Прирост сухой фитомассы Δ М, т/га Осадки под пологом, мм Оскр, мм Ф, т/га Вф, мм И, мм Сп, мм Сг, мм Т, мм Σ И, мм

1. Березняк кисличный, 9Б1Ос, I класс бонитета, полнота – 0, 9,

общее количество осадков – 560 мм/год

4, 0          
5, 2          
7, 2          
7, 4          
7, 2          
6, 9          
6, 6          
3, 6          
3, 0          

2. Осинник кисличный, 9Ос1Б, I класс бонитета, полнота – 0, 8,

общее количество осадков – 570 мм/год

6, 2          
6, 8          
7, 2          
6, 6          
6, 1          
5, 1          
3, 8          
2, 6          
1, 5          

3. Сосняк кисличный, 10С, I класс бонитета, полнота – 0, 8,

общее количество осадков – 580 мм/год

4, 4          
6, 0          
6, 5          
6, 9          
6, 8          
6, 6          
6, 2          
5, 7          
5, 5          
3, 8          
2, 3          

 

 

П р о д о л ж е н и е   т а б л. 18

Возраст, лет Прирост сухой фитомассы Δ М, т/га Осадки под пологом, мм Оскр, мм Ф, т/га Вф, мм И, мм Сп, мм Сг, мм Т, мм Σ И, мм

4. Сосняк брусничный, 9С1Б, III класс бонитета, полнота – 0, 8,

общее количество осадков – 510 мм/год

3, 0          
4, 1          
4, 8          
5, 0          
5, 0          
4, 9          
4, 4          
3, 7          
3, 1          
2, 2          
1, 7          

5. Ельник кисличный, 9Е1С, I класс бонитета, полнота – 0, 9,

общее количество осадков – 650 мм/год

5, 1          
6, 1          
6, 6          
7, 0          
6, 8          
6, 6          
6, 3          
5, 6          
3, 0          
2, 2          

6. Ельник чернично-кисличный, 9Е1С, II класс бонитета, полнота – 0, 9,

общее количество осадков – 540 мм/год

3, 2          
4, 1          
4, 7          
5, 4          
5, 5          
5, 4          
5, 3          
5, 1          
4, 9          
3, 9          
2, 3          

П р о д о л ж е н и е   т а б л. 18

Возраст, лет Прирост сухой фитомассы Δ М, т/га Осадки под пологом, мм Оскр, мм Ф, т/га Вф, мм И, мм Сп, мм Сг, мм Т, мм Σ И, мм

7. Березняк брусничный, 10Б, III класс бонитета, полнота – 0, 7,

общее количество осадков – 560 мм/год

3, 5          
4, 8          
6, 3          
6, 5          
6, 2          
5, 1          
4, 8          
3, 6          
2, 6          

8. Дубняк кленово-снытевый, 9Д1К, I класс бонитета, полнота – 0, 9,  

общее количество осадков – 530 мм/год

8, 9          
9, 5          
10, 1          
10, 2          
10, 3          
10, 2          
10, 0          
9, 6          
9, 2          
8, 4          
7, 5          
6, 8          

9. Разнотравно-ежевиковый буковый древостой, Кавказ, Н = 1100 над у. м., 10Бк+П,

I класс бонитета, полнота – 0, 9, общее количество осадков – 2300 мм/год

3, 9          
6, 6          
9, 2          
11, 1          
11, 5          
12, 0          
10, 0          
9, 0          
8, 0          
6, 1          
5, 1          
4, 7          
3, 5          

 

О к о н ч а н и е   т а б л. 18

Возраст, лет Прирост сухой фитомассы Δ М, т/га Осадки под пологом, мм Оскр, мм Ф, т/га Вф, мм И, мм Сп, мм Сг, мм Т, мм Σ И, мм

10. Ельник черничный, 9Е1Б, III класс бонитета, полнота – 0, 7,

общее количество осадков – 520 мм/год

2, 5          
3, 4          
4, 0          
4, 2          
4, 4          
4, 3          
4, 0          
3, 4          
2, 8          
1, 5          
1, 3          

Задание 3. Определите характер и причины отрицательного воздействия влаги на отдельные древесные породы (табл. 19).

Т а б л и ц а 19

Влияние осадков на лес

Факторы Какие породы чаще повреждаются Результат повреждения
Снежный покров    
Снеголом    
Снеговал    
Град    
Изморозь    
Ожеледь    

Задание 4. Письменно ответьте на вопросы для самоконтроля:

1. Напишите формулу водного баланса в лесу.

2. Как изменяются отдельные статьи расхода влаги: а) по климатическим зонам; б) в зависимости от рельефа?

3. Как изменяются отдельные статьи расхода влаги в лесах: а) на различных почвах; б) за период онтогенеза древесных пород?

4. Какие предложены методы для определения потребности древесных пород во влаге и каковы их недостатки?

5. Какие древесные породы больше пострадают от засухи: а) в древостоях с высокой или низкой полнотой; б) на свежих, мокрых или сухих почвах?

6. В каких случаях и где почва под лесом промерзает глубже, чем на открытом месте?

7. Какие существуют точки зрения по вопросу о влиянии леса: а) на количество выпадающих осадков; б) на уровень грунтовых вод?

8. Почему в условиях Севера лес может расти при малом количестве осадков?

9. Какими лесоводственными мерами можно улучшить водный режим рек?

10. Какими лесоводственными мерами можно увеличить снегонакопление под пологом леса?

11. Какие средства борьбы со снеговалом и снеголомом являются наиболее радикальными?

12. Как изменяется после рубок ухода и рубок спелых и перестойных лесных насаждений влажность почвы и гидрологический режим рек?

П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е № 6

ЛЕС И АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Вопросы для проработки лекционного материала и подготовки к практическому занятию: Роль ветра в жизни леса. Влияние леса на ветер. Ветровал и бурелом. Меры повышения ветроустойчивости древостоев.

Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельного изучения: Состав воздуха и его значение в жизни леса. Изменение содержания углекислого газа в лесу по вертикали. Роль леса в поглощении углекислоты. Влияние леса на газовый состав атмосферы.

З а д а н и я:

Задание 1. Распределите следующие древесные и кустарниковые породы (акация белая, бархат амурский, береза пушистая и повислая, дуб черешчатый и красный, ель европейская и колючая, каштан конский, лиственница сибирская, можжевельник обыкновенный и виргинский, пихта сибирская, рябина обыкновенная, сосна обыкновенная, туя западная, ясень обыкновенный) по степени газоустойчивости на три категории: очень устойчивые, средней устойчивости и неустойчивые.

Задание 2. Распределите типы леса по степени вероятности в них ветровала ели европейской: 1) ельник кисличный; 2) ельник приручейный; 3) ельник черничный; 4) ельник сфагновый; 5) ельник брусничный.

Задание 3. В каких типах леса нецелесообразно оставлять одиночные семенники сосны: 1) сосняк брусничный; 2) сосняк сфагновый; 3) сосняк вересковый; 4) сосняк лишайниковый.

Задание 4. Рассчитайте скорость ветра в м/с на разном расстоянии от опушки леса (табл. 20). Ветер дует перпендикулярно стене леса. Скорость ветра на открытом месте выбирается по табл. 21. Каждый студент выполняет свой вариант задания. Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки. По полученным данным постройте график. Масштаб принять равным по оси абсцисс («Х»): 1 см = 100 м; по оси ординат («Y»): 1 см = 2 м/с.

Определите скорость ветра с наветренной и подветренной сторон на расстояниях, равных 5, 10, 20, 30, 40 и 50 высотам древостоя (средняя высота древостоя 22 м):

1) в процентах от его скорости на открытом месте;

2) в м/с от его скорости на открытом месте.

Результаты расчетов представьте в табл. 22.

Т а б л и ц а 20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...