Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безусловная программа зачатия 17 глава




Ребенок никогда не возьмется за тяжесть, которую не сможет поднять. Он инстинктивно понимает предел своих возможностей. Но если человек хочет отличиться, то может похвастаться, не задумываясь особо о последствиях своего хвастовства. У детей это мягко называется фантазиями и, по мнению взрослых, не влечет за собой значимой ответственности. Взрослым, обещающим многое и не способным выполнить хотя бы часть своих обещаний, скоро приходится держать ответ за бездумно брошенные слова.

Сфера силовых взаимодействий характеризуется прежде всего тем, что закомплексованная, рефлексирующая личность неадекватно оценивает себя, свои возможности. Желание показать свою значимость намного превышает возможности и часто говорит о низкой дееспособности человека, о том, что он живет в мире своих иллюзий и верит в них. От грез он освобождается в тот момент, когда нужно держать ответ за данные в запале обещания, и тогда он лихорадочно ищет поводы для оправданий. Устойчивое психологическое состояние для таких людей — поиски причин, оправдывающих бездействие, а не усилия, направленные на достижение обещанного.

Социальная сфера. Неравенство положения людей дети чаще всего осознают на примере своих родителей. Самому ребенку все равно, в какие пеленки он завернут или какие на нем колготки. Два малыша рядом будут одинаково счастливы и довольны всем, если они накормлены, лежат в сухости и тепле. Их не волнует, что один может быть завернут в тряпки, а другой — в тончайшие батистовые пеленки. Не влияет на их состояние и самочувствие то, в какой кроватке лежат они: в инкрустированной из красного дерева или в простой корзине. У малышей другая система оценки окружающего их мира. Они еще не взрастили в себе ядовитый росток жажды материального благополучия, и главным богатством для них является личное комфортное состояние, чувство удовлетворения, сытости, покоя. Внешние атрибуты их практически не интересуют.

Когда взрослый человек в результате глубокой самоработы становится другим, достигает высот в своем внутреннем развитии, он возвращается в состояние ребенка. Ему не нужны материальные блага. Гораздо более нужным является состояние некой «духовной сытости», наполненности чувством гармоничного слияния с миром, с жизнью, прикосновения к Богу.

Для ребенка осознание социального неравенства, разницы в имущественном и властном положении в обществе приходит вместе с причитаниями родителей об их бедности, нищете или, наоборот, презрительно-барским отношением ко всем, кто по общественному статусу ниже их. Родительская реакция служит одной из причин комплекса, который впоследствии может создать устойчивый стереотип «психологии нищеты» и будет давить на человека всю жизнь.

Или, наоборот, ребенок, получавший все легко и просто, во взрослой жизни может стать иждивенцем и бездельником, прожигающим жизнь и родительские деньги. И такое поведение вполне обоснованно, ибо он не зарабатывал сам, не вкушал сладости личной реализации, оценки другими своего труда.

Но социальная сфера интересна еще и тем, что ребенок, оказавшись в той или иной ипостаси своего бытия, бессознательно чувствует свое место в жизни, ориентируясь на родительскую оценку социального положения семьи. Если они считали себя бедными и несчастными, то и у малыша будет бессознательное чувство бедности, которое во взрослой жизни определит стиль действий и поведения. Даже обретая богатство и занимая высокую социальную ступень, человек в глубине души может оставаться нищим и вести себя так, как если бы действительно был бедняком... Психология нищеты проявляется во всем, в том числе и во взаимоотношениях с людьми.

Заносчивость, непомерная гордыня, пренебрежительное отношение к людям — это тоже скрытые проявления комплекса нищеты. В итоге происходит смещение ценностных ориентиров: человек уходит от необходимости внутреннего духовного роста в сторону накопления материальных благ, которые, как ему кажется, помогут в жизни купить все: радость, любовь, счастье... Однако прозрение неминуемо приходит.

Мы описали семь сфер, из сочетания которых складывается жизнь любого человека. Конечно, даны только схемы, и реальное наполнение сфер значительно ярче и многообразнее. Нам для работы важно создать чувственный символ для каждой из них.

К примеру, возьмем сферу бытовых и житейских взаимодействий. Вряд ли мы задумывались над тем, как ассоциируются в нашем воображении быт или какие-то жизненные контакты. Когда мы говорим о быте как общем понятии, то обязательно возникает ощущение. Это может быть чувство комфорта или неустроенности, сытости или голода, тепла и покоя или же просто отвлеченное ощущение, которому и аналогов подобрать нельзя. Скажем, в моем восприятии слово «быт» ассоциируется с чем-то ровным, гладким и мягким. Это и есть символ бытовой сферы, который накрепко засел в ассоциативной памяти и который при воспоминании настраивает на решение бытовых проблем. Каждый может отследить ощущение, осознать и запомнить его. Это может быть запах борща и жареного лука, что-то большое и переливчатое, маленькое и незначительное, гладкое, шершавое... Словом, сколько людей, столько и ассоциаций, которые могут рассказать человеку о том, насколько важна для него эта сфера жизни.

После нескольких попыток удастся четко представить чувственный символ бытовой и житейской сфер. А теперь, опираясь на опыт ощущения бытовой сферы, постараемся выявить и осознать ассоциативные символы всех остальных сторон бытия. Представим себе половую сферу и послушаем внутренние ощущения, которые появляются при этом. Это может быть образ, переживание или слово, олицетворяющее в воображении человека половую сферу.

Таким же образом выявим для себя все остальные символы сфер бытия, запомним их и закрепим в своей памяти. Чувственные переживания мы можем назвать символ-сферами бытия или просто символ-сферами. Когда все они обозначены и закреплены в ассоциативной памяти (для этого нужно только почувствовать сам символ и запомнить, к какой сфере он относится), начнем формирование ключевого для всей будущей работы понятия, которое назовем «наш дом сегодня».

Мы живем в пространстве, сочетающем проявления всех описанных выше сфер. И каждая из них во время формирования в младенческие и детские годы закрепила в нашей психике бессознательную программу. Мы принимаем решения, совершаем поступки, не думая о том, что в них проявляются детские комплексы. Они формируют основы желаний, которые мы считаем своими, выстраданными. Люди не задумываются и над тем, что большинство устойчивых привычек также являются отголосками детских комплексов. Но, даже осознав это, просто так в себе ничего не изменишь. Нужно выявить комплексы, найти подходы к ним, вытащить их из многолетних напластований психики.

Почувствуем состояние «нашего дома сегодня». Все символ-сферы, из которых складывается наша реальная жизнь, соединим мысленными усилиями в одно целое. Странное возникает чувство: словно бы внутри смешиваются в удивительном психологическом вихре состояния, ощущения, намерения и желания. Бурление продолжается какое-то время и наконец останавливается, затихает. Появляется ощущение, которым мы можем обозначить свою сегодняшнюю жизнь во всем многообразии ее проявлений. И нам достаточно будет вспомнить его, для того чтобы войти в информационно-энергетическое пространство «нашего дома сегодня». Важно ощутить это состояние во всех нюансах. Это понадобится для активной коррекции своих психологических реакций, гармонизации себя в окружающем мире.

 


Глава 4

«Черные дыры» подсознания

Мы живем в мире, полном запретов. С детства и до смерти осознаем: этого делать нельзя по таким-то причинам, этого — по иным. Запретами наполнена вся жизнь, и мы уже настолько свыклись с ними, что искренне полагаем: без них все в мире может рухнуть, рассыпаться, ибо запреты ограждают нас от множества опасностей, агрессии, непредвиденных обстоятельств. Но есть такие формы запретов, которые внедряются в глубины психики, создают там особые состояния, провоцируют появление страхов, патологических фантазий, отрицательно влияют на гармонию личности.

В предыдущей главе мы уже говорили о возникновении детских комплексов как следствии множества запретов. Вспомним: ребенок остро чувствует жизнь, его восприятие наполнено удовольствием познания. Но когда стремление к удовольствию (поисковая активность) наталкивается на запрет, то желание вытесняется в подсознание, находит там свою нишу и оседает, постоянно обрастая новыми, «запрещенными» желаниями.

Ниши психики, которые можно назвать параллельными реальностями нашей внутренней вселенной, являются, по сути, «черными дырами», куда бесследно проваливаются психическая энергия, информация. Что происходит там, за барьером понимания? Какие удивительные трансформации? Загадка! Рискнем чуть-чуть приоткрыть завесу тайны.

Желание ребенка познать мир, его стремление к удовольствию открытия нового, вытесненное запретом в подсознание, формирует вокруг себя иную модель жизни. В ней стремление к удовольствию становится главным, и формы его достижения могут быть самыми невероятными. Представим ситуацию, когда малыш хочет сунуть пальчики в электрическую розетку и посмотреть, что из этого получится... Можно было бы спокойно его отвлечь, попытаться объяснить, почему этого делать не стоит. И тогда само желание естественным путем прекратилось бы. Но перепуганные родители начинают кричать, чтобы окриком, запретом остановить малыша и предотвратить возможные последствия. В результате желание ребенка проваливается в «черную дыру» подсознания, где и образует свою нишу. Можно предположить, что прерванное запретом действие в параллельной бессознательной реальности продолжается. Там ребенок все-таки засовывает свои пальчики в розетку.

В настоящей розетке ребенок получил бы сильнейший электрический удар, который, возможно, навсегда, отучил бы его от ненужного любопытства. В пространстве бессознательного, где существует созданная запрещенным желанием модель, электричества нет, и выполненное действие, как и предполагал малыш, доставило ему удовольствие, прибавило знаний. Мы уже упоминали, что в детстве удовольствие ассоциируется прежде всего с реализацией поисковой активности, то есть с возможностью познавать мир. Для любого малыша это вполне естественно. А вот для взрослых детская непоседливость, стремление всюду сунуть свой любопытный носик становятся источником беспокойства, раздражения.

Удовольствие многогранно и понимается людьми широко: вкусно поесть, сладко поспать, покурить, выпить, отдохнуть в приятном обществе, насладиться каким-то зрелищем и т. д. Секс в системе удовольствий взрослого занимает важное, но не ведущее место. А вот для ребенка все удовольствия так или иначе сексуальны по своей сути. Еще в первые дни жизни, когда женская грудь была единственным источником питания, ребенок неосознанно ощущал мать и все, связанное с нею, как что-то очень большое, нежное, теплое и бесконечно приятное, как своеобразный сексуальный символ. Ощущения удовольствия в детском восприятии ассоциируются с наслаждением, которое он получал при кормлении грудью. И когда желание, вытесненное запретом в ниши подсознания, создает там свою модель реальности, где достигается «приятно», через цепочку ассоциативных изменений это «приятно» обретает сексуальную окраску. Происходит подобное еще и потому, что в наших инстинктивных жизненных программах нет более яркого и высокого наслаждения, чем сексуальная реализация.

Трансформация вытесненного желания завершается тем, что, попав в нишу бессознательной реальности, оно превращается там в удовольствие. А удовольствие в «черной дыре» неосознанной реальности обязательно приобретает половую направленность. Рождается бессознательная сексуальная фантазия, в которой желанием, ведущим к наслаждению, стало стремление (как в нашем примере) воткнуть свои пальцы в дырки электрической розетки.

Логика подсознания продиктована степенью и глубиной родового конфликта и чаще всего значительно отличается от житейской логики. Подчиняясь установкам внутренней логики, фантазия постепенно меняется. Дырки электрической розетки похожи на две ноздри. И вот уже в одной из ниш непроявленных сексуальных фантазий появляется стереотип удовольствия, который подталкивает человека засовывать свои пальцы в ноздри. Внешне это выглядит как вульгарное ковыряние в носу. А самому человеку приносит удовольствие, не всегда им осознаваемое. Чаще всего желание засунуть палец в ноздрю осуществляется автоматически, как бы по привычке. А на самом деле таким образом происходит стимуляция зоны удовольствия, создание для себя состояния «приятно». С точки зрения общественных норм это неприлично, но проделывается постоянно, несмотря на запреты, ибо сила, толкающая к удовольствию, выше сознательного контроля личности.

Пример с электрической розеткой взят для пояснения схемы возникновения фантазии. Сейчас рассмотрим реальный случай, который мне пришлось исследовать во время консультаций.

Молодая красивая женщина Клара М. вышла замуж и после начала регулярной половой жизни почувствовала странные необъяснимые желания. В минуты соития, когда пылкость чувств, казалось бы, должна затмевать разум, она все время пыталась нащупать рукой что-то рядом с собой. Поначалу супруги не обращали внимания на это, но скоро муж заметил странность поведения жены и спросил, что она ищет на кровати подле себя. Женщина не смогла ответить, ибо и сама не понимала смысла своих действий. В конце концов, это не мешало молодоженам, и они перестали придавать значение такой мелочи.

Однако накал страстей стал ослабевать. Женщина пугалась того, что вместо ярких, сияющих чувств половой акт приносил ей только физическое удовольствие. Эмоциональная сторона соития притупилась. Во время беседы и анализа переживаний выяснилось, что однажды, в доме у своей подруги, женщина играла с ее домашней собакой. И когда она положила свою ладонь на голову пса, вдруг испытала мгновенно вспыхнувшее в ней сильнейшее возбуждение. Наша героиня перепугалась.

«Это половое извращение, я ненормальная!» — решила она. Позже несколько раз она пробовала класть руку на голову разным животным, но эффекта не было. И только в доме у подруги, когда снова коснулась ладонью головы пуделя, возникло возбуждение. Уже не такое сильное, так как она жестко контролировала себя.

В том, что таким образом проявляется бессознательная сексуальная фантазия, мы не сомневались. Важно было понять, что она представляет, как влияет на поведение и какой комплекс скрывает. Женщина уже успела построить в своем воображении картину извращения: пудель подружки влюблен в нее и своими кобелиными энергетическими эманациями притягивает ее к себе. Поэтому ей нужно либо разорвать отношения с подругой и больше не появляться у нее в доме, либо уговорить ее избавиться от собаки. Учитывая способность женской психики придумывать воображаемые события (а попросту — заниматься «самозаводом»), можно предположить, что нафантазировала наша дама.

Исследовали глубинные закладки детства при помощи информационных пальцев, определили настройки на перинатальные программы, выявили родовой конфликт и степень его тяжести. Дело это было трудное и долгое... Не будем касаться деталей. Важен результат. Странный и неожиданный. Мы могли бы сомневаться в объективности и точности своих опытов, но успешно проведенная коррекция подтвердила правильность исследований. Расскажем вкратце о той фантазии, которая в виде комплекса засела в глубинах подсознания.

Мама кормила девочку грудью долго, до года. Место для кормления всегда было одно и то же — на диване. Когда девочка уже начала понимать происходящее, она одновременно с кормлением развлекалась тем, что левой рукой перебирала завитки покрывала из искусственного меха на спинке дивана. Мать боготворила свою дочь и всякий раз при кормлении буквально таяла от нежности к ней. Но кроме родительского чувства мать, когда ребенок сосал ее грудь, переживала и сексуальное возбуждение. Поэтому отношение к дочке имело скрытый эротический оттенок.

Девочка росла, развивалась, и примерно в два года родители заметили в ее поведении такие особенности: часто, забравшись на диван, она начинала гладить ладошкой покрывало из искусственного меха, и это приводило ее в состояние томной заторможенности. Девочка не реагировала на родительские попытки отвлечь ее, взгляд туманился, она, по-видимому, переживала состояние возбуждения, которые отец с матерью принимали за психические отклонения, болезненные реакции и т. д.

Попытки родителей исправить поведение дочки были эпизодическими. В какие-то моменты молодых родителей устраивало, что девочка затихает на диване и дает возможность им заниматься друг другом. Когда стала очевидной странная тяга малышки к меху на диване, родители начали действовать радикально: жестко и решительно запретили ей даже прикасаться к покрывалу. А вскоре заменили его, убрав сам предмет, вызывавший болезненные (как им казалось) состояния у дочки.

На этом внешняя часть события завершилась. Дальше история развивалась в глубинных пластах психики ребенка, в нише подсознания, куда было вытеснено желание.

Во время опроса и активизации ее детских воспоминаний Клара М. вспомнила, что несколько раз неосознанно пыталась найти замену искусственному меху, но сознательно не ставила перед собой такую цель. Скоро все успокоились. Девочка росла крепкой, симпатичной, с разносторонними интересами, хорошо училась, была строга к себе и разборчива в выборе друзей. До свадьбы сохраняла невинность и с сексуальным возбуждением, половым желанием познакомилась только после замужества. Когда появились первые всплески полового наслаждения, она не знала. Ей было хорошо, и она отдавала всю себя любимому человеку. Насторожилась Клара только после его вопроса: что она ищет рукой на кровати во время акта? Этот вопрос засел в подсознании и вступил в противоборство со скрытым комплексом детства. Женщина понимала, что в ней что-то происходит, но ответить ни себе, ни мужу не могла и в глубине души очень переживала. Ее невротическое состояние привело к снижению наслаждения от полового акта, ибо Клара все время следила за собой, своим поведением, боялась, что снова начнет что-то искать на кровати, боялась, что у мужа возникнут вопросы, боялась... Словом, на бессознательный детский комплекс начали наслаиваться приобретенные страхи.

Пудель у подружки Клары был шаловливым кобельком, всеобщим любимцем, домашней игрушкой. Его без конца купали, мазали новомодными витаминными препаратами для укрепления собачьей шерсти и т. п. Шерстка на голове у него была мягкая, нежная и завитая, словно только что с бигудей. Клара пришла к подружке и, как всегда во время разговора, играла с пуделем. И вот сошлось: рука ложится на голову кобелю, шерсть на ней напоминает завитки искусственного меха на диване, где мать кормила ее грудью. Мать испытывала половое наслаждение, когда девочка сосала грудь. Оно наполняло грудное молоко особым информационным содержанием. А девочка в этот момент гладила ладошкой покрывало на спинке дивана. Ощущение прикосновения нежных завитков искусственного меха к ладони сопровождалось чувством «приятно» от насыщения материнским молоком. Информация о половом наслаждении матери из грудного молока поступала в память клеток ребенка. Создавалась устойчивая ассоциация. Когда малышку отняли от груди, она хотела получать удовольствие и просто гладила мех на покрывале. Жесткий родительский запрет, а потом и избавление от покрывала вытеснили желание удовольствия в «черную дыру» параллельной реальности, где и сформировался комплекс. Он дремал до тех пор, пока женщина не получила первый опыт полового наслаждения. Сладострастные переживания активизировали спящую программу, тоже направленную на получение сексуального наслаждения. Особенностью ее было то, что удовольствие усиливалось во время прикосновения ладони к завиткам меха. Этим последним недостающим звеном активизации бессознательной фантазии стала шерсть на голове пуделя.

Для коррекции данной фантазии понадобилось всего несколько сеансов самостоятельной работы, с использованием уже описанных техник. Однако сексуальные фантазии бывают необычайно сложные и глубокие, и просто так от них избавиться не удается. Поэтому ниже мы предложим практический курс, который позволит выявить в себе бессознательные сексуальные фантазии, отбросить ненужные, а конструктивные переживания использовать для коррекции поведения и достижения высоких чувственных состояний любви, нежности, счастья.


Глава 5

Бессознательная опора секса

(диалог о скрытых сексуальных фантазиях)

Что такое скрытая (или бессознательная) сексуальная фантазия? Выше мы немного рассказали о возможных путях появления фантазий в нашем подсознании. Но это не просто скрытое от всех состояние психики. Это стиль поведения, реагирования, понимания (или непонимания). Многие полагают, что они удачно устроились в жизни, но проходит время, со временем чувствуют усталость от переживания того набора ощущений, состояний и действий, который раньше расценивался как определенный жизненный успех. Так в чем же дело? Усталость от успеха? Нет! Усталость от глубинного сравнения. В потемках «черных дыр» бессознательных комплексов постоянно идет сопоставление возможностей человека, который рядом с вами, с образами скрытых сексуальных фантазий. Если ваш партнер соответствует уровню бессознательных фантазий и в общении с ним удается реализовать хотя бы часть их, появляется чувство мощного основания, на котором можно творчески раскрыть свои подсознательные порывы и желания. Но фантазии могут противоречить всем общественным и личностным нормам и правилам таким, как инцест[2], гомосексуализм и т. п. Фантазии, которые общественными установками определены как отклонения или извращения, означают, что в сознании человека доминирует реальность, где эта фантазия является нормой и поощряется. Там она рассматривается не как отклонение от полового стандарта, но как норма индивидуального полового поведения, как норма самовыражения.

Но человек живет не внутри своего подсознания, а в реальной жизни, где существуют конкретные социальные установки, законы, правила поведения, наконец.

Вот поэтому столкновение двух реальностей — практической жизни и бессознательной фантазии — приводит к конфликту, который провоцирует неадекватное поведение человека в жизни. Чаще всего конфликт неосознан, и его проявления в поведении человек не может объяснить какими-то рациональными причинами.

«Тогда это неизбежность? Ведь все мы сталкивались с различными запретами и у каждого в подсознании скрыто множество сексуальных фантазий!» — скажете вы.

Нет неизбежности. Вспомните главу, где рассказывалось о формировании бессознательных программ дородового периода. Там объясняется феномен информационного иммунитета. Он действует и в случае формирования сексуальных фантазий. Если у человека сильны этические позиции, он может и хочет контролировать свое поведение в обществе, то он никогда не допустит выплеска фантазий из подсознания. Хотя такое сдерживание и становится причиной возникновения новых бессознательных конфликтов, оно для большинства — единственное средство борьбы с проявлениями глубинных комплексов.

Гораздо более эффективным средством борьбы будет осознание отклонений, их выявление, анализ причин, использование негативной энергии фантазий для коррекции своего внутреннего состояния и общественного поведения. Нужно выбрать подходящие средства, и тогда все сложности внутренней жизни могут быть подчинены цели — совершенствованию человека.

«А как выбрать? Не всякий может заглянуть в себя, проникнуть в сокровенные глубины и проанализировать то, что почувствовал...»

Выбор средств и их применение — это сила желания и диапазон возможностей самого человека. Не нужно бродяге оперировать высокими философскими понятиями. И ученый-философ, и простой землепашец чувствуют одно — глубокое внутреннее неудовлетворение, природа которого происходит не от интеллектуальной мощи... Интеллект, эрудиция, внешний лоск или напор — все это средства маскировки внутреннего конфликта.

«А поиск, исследование, знание, наконец? Они тоже происходят от внутреннего конфликта?»

Да, это средство замещения, которое ничего не замещает, но обостряет конфликт, загоняя его все глубже. Так продолжается до тех пор, пока не будет понята суть конфликта. Когда придет понимание, человек осознает, что только оно способно вытеснить бессознательную фантазию из глубин психики, сделать ее предметом исследования и либо использовать ее силу для пополнения резервов организма, либо же стереть.

«Что означают фантазии? Как можно их отследить, как к ним добраться?»

Фантазии показывают, что бытие, особенно в скрытой сфере, имеет много вариантов. Каждый одновременно существует в нескольких реальностях. В одной — это добропорядочный гражданин со своим социальным имиджем. В другой — шаловливый ребенок, который все время исследует жизнь и готов к самым неожиданным и непредсказуемым поступкам. В третьей — это садист или мазохист... В четвертой — пылкий романтический любовник (любовница), которого (которую) мгновенно увлекают женские (мужские) достоинства.

Подобных реальностей внутреннего бытия может быть очень много, и все они проявляются в поведении человека, диктуют манеру реакций и форму восприятия. Но сильнее всех — доминирующая фантазия. От нее зависит и степень проявления остальных бессознательных фантазий. Если доминанта сильна, то другим фантазиям просто не остается места для внешнего выражения. Если доминанта нечетко выражена, то в человеке постоянно идет борьба внутренних реальностей. Одни фантазии побеждают, другие временно вытесняются. Сами фантазии — это средство переноса информации из внутренних бессознательных реальностей в ту, где мы живем проявленной материальной жизнью.

«А как можно изменить все внутри?»

Представим ситуацию: некто живет монотонной жизнью и совершенно не стремится к самореализации. Это показатель того, что его бессознательные фантазии никак или почти никак себя не проявляют. Они упрятаны в подсознание настолько глубоко, что не могут оттуда влиять на поведение человека, или (что наиболее вероятно) слабы и малоактивны. У обычного человека влияние бессознательных сексуальных фантазий на реальную жизнь активно и многообразно. У одного — странности поведения, у другого — экспериментаторский зуд, который он реализует в своих отношениях с другими. В любом случае стремление выделиться из общей серой массы, обрести свое лицо, быть неповторимым — это проявление глубинных фантазий. Находясь под контролем сознания, они позволяют человеку достигать в своем развитии высот творчества. Но не в каждом фантазии будят позитивные силы. Может активизироваться и творческий потенциал зла, когда самоутверждение одного будет происходить за счет унижения и издевательств над другими.

Фантазии можно исследовать в их готовом, сформированном виде. Но можно заглянуть и глубже, туда, где начинается разделение внутренних реальностей, где появляется самоосознание личности. Всякий опыт понимания себя — уже самореализация, так как человек в этом случае занимает определенную позицию, действует во исполнение своей внутренней программы. Позиция прямо связана с внутренней реальностью, которая создает бессознательную фантазию и провоцирует человека на действие, движение, поиск.

Низший уровень такого поиска — подчинение своим фантазиям (прихотям) окружающих, использование их для удовлетворения своих порочных желаний. К этому уровню можно отнести акты садизма, половых извращений. Если проанализировать скрытые сексуальные фантазии известных маньяков, можно выявить множество комплексов, которые из-за низкого самоконтроля толкали человека на преступную реализацию. Люди этой ступени поиска и реализации даже не задумываются о необходимости каких-то внутренних изменений в себе. Они идут на поводу у своих желаний и просто исполняют их.

На среднем уровне, когда самоконтроль достаточен для запрета себе антиобщественных, противоправных поступков, чаще всего реализация фантазий связана с поисками ниши, в которой человек мог бы на время расслабиться, позволить себе отдых от постоянного сдерживания бессознательных желаний. Это внебрачные связи, гомосексуальные контакты, привязывание себя к умелому врачу, психологу или иному целителю. Стремление перевалить свои проблемы на другого человека, рассказав ему обо всем. На этом уровне также не предпринимается каких-то усилий для осмысления своих побуждений, их исследования, поиска средств, которые помогут внутренний конфликт превратить в самодвижущую силу.

Но есть и третий — высший уровень поиска. В нем конфликт как двигающая сила исключается, и все внутреннее действие опирается на стремление к постижению тайного в себе. На этой ступени поиска человек ни на кого не вешает свои проблемы, сам исследует их, постигает и находит пути решения и в борьбе с собой обретает уверенность и глубокую внутреннюю свободу.

«А что практически нужно делать для понимания своих бессознательных сексуальных фантазий и сопутствующих комплексов?»

Вспомним предыдущие главы, когда описывалась практика совмещения своего внутреннего идеального с реальным жизненным партнером. Конечная цель этой работы заключалась в том, чтобы определить отношение к своему партнеру как к идеалу. Идеальный — значит, соответствующий множеству фантазий, допущенный в пространство внутренних реальностей. А такое соответствие может появиться только в том случае, когда партнеры раскрываются навстречу друг другу.

Максимальное соответствие партнеров означает, что они допускают друг друга внутрь своего мира и в этом проникновении получают опору.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...