или о рождении общества и права
Стр 1 из 5Следующая ⇒ К истокам дискурса, или о рождении общества и права Аннотация. Автор считает началом общества объединение в дуально-групповые союзы абсолютно враждебных коллективов homo sapiens, обеспечившее превосходство над неандертальцами, ставшее возможным благодаря формированию правового дискурса, обусловившего мир в отношениях остававшихся друг другу чужими сторон дуального союза и переход в случае конфликта от аргументов силы к силе аргументов, а также стимулировавшего рывок в языковом и когнитивном развитии, в том числе формирование принуждающей силы логики.
ВВЕДЕНИЕ: модифицируя Леви-Стросса, или о победе «молекулярных» сообществ сапиенсов над «атомарными» группами неандертальцев
Гордый мем homo sapiens, с легкой руки Линнея впечатанный в научное и массовое сознание, едва ли адекватен в качестве названия нашего биологического вида. Вид этот, как утверждают современные антропологи, существует более двухсот тысяч лет. Ранние группы сапиенсов - за неимением другого, придется пользоваться этим названием, - судя по всему, насчитывали едва ли более двух-трех десятков человек, как и современные им неандертальцы, денисовцы и прочие homo, и находились в абсолютной вражде друг с другом. Умозрительная реконструкция Гоббсом войны всех против всех, видимо, оказалась близкой к действительности. Сегодня для обозначения характера отношений между людьми в те давние времена часто используется термин парохиальный альтруизм –
высочайшая внутригрупповая сплоченность и готовность к самопожертвованию в контексте непримиримой конфронтации с окружением. В отличие от, например, муравьев или пчел, у которых он обеспечивается жесткими детерминистскими механизмами, у людей сплоченность обусловлена сильной внутригрупповой эмпатией, формирующей, особенно в некоторых обстоятельствах, чуть ли не общую психику, когда боль другого ощущается как собственная, межиндивидные границы стираются, и группа превращается едва ли не в единое многоголовое существо.
Согласно гипотезе Леви-Стросса середины прошлого века, человеческое общество начинается с обусловленного возникновением экзогамии формирования межгрупповых союзов[1]. Спустя 30 лет приматологи обнаружили экзогамию у обезьян, а еще через четверть века палеоантропологи показали, что она существовала на протяжении всего периода антропологической эволюции, и, значит, в части механизма появления межгрупповых союзов Леви-Стросс ошибся. Однако мысль, что именно такие союзы стали отправным пунктом качественно нового типа бытия, который и имеет смысл называть обществом, несомненно, продуктивна, что далее будет показано. При этом ключевую роль в образования первых дуально-групповых союзов[2] мог сыграть рациональный правовой дискурс, формирующийся между сообществами сапиенсов в контексте их жесткого противостояния неандертальцам. Именно с этого времени термин sapiens может сравнительно адекватно применяться к миру людей. Кажется загадочным, что, согласно современной антропологии, скрещивание сапиенсов и неандертальцев происходило только в период первой[3], неудачной[4] попытки сапиенсов выйти из Африки. Когда же они маршем оккупировали Европу, соседствуя при этом с неандертальцами в течение нескольких тысячелетий, никаких скрещиваний не происходило. 40-50 тысяч лет, отделявших провалившуюся попытку от блицкрига, для эволюции человека хоть и не миг, но недостаточное время для возникновения биологического барьера скрещиванию. Объяснить загадку, однако, можно образованием культурной пропасти, в свете которой, по выражению российского эволюциониста Маркова, «теперь бывшие родичи годились только на обед[5]».
Когда homo sapiens впервые вышли из Африки, спустившиеся несколько позже с севера неандертальцы загнали их обратно, что не удивительно, ибо неандертальцы физически были значительно сильнее. Странным кажется другое – спустя лишь несколько десятков тысячелетий соотношение сил изменилось кардинально, «…коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем [ранее] считалось»[6]. Процесс занял не более 6 тысяч лет[7]. «После этого уцелевшие неандертальцы доживали свой век в уединенных уголках Европы (таких как полуостров Гибралтар, Балканы и Крым) — вплоть до окончательного вымирания»[8]. Принципиально важно, что археология не только не подтверждает какого-либо решающего военно-технического превосходства сапиенсов над неандертальцами в то время, но, напротив, порождает все чаще высказываемые сомнения в самом существовании значимого превосходства вообще. А вот организация homo sapiens в дуально-групповые союзы вполне объясняет как их решающее боевое доминирование, обусловленное численным преимуществом, так и быстрый культурный отрыв от неандертальских конкурентов. Э. Эванс-Причард описал, как враждующие между собой группы нуэров объединяются перед лицом общего врага[9]. Такое объединение - типичный для бесписьменных обществ поведенческий паттерн, предпосылкой которого является некоторая единая самоидентификация объединяющихся групп на фоне оппозиции другим – чужим. Могли ли и древние homo sapiens, выталкиваемые из Африки прямо на неандертальцев демографическим давлением[10], аналогичным образом создать межгрупповые объединения? Принципиальная способность наших предков к такому объединению несомненна, ибо антропологически они практически тождественны нам. Однако, в отличие от нуэров, они не имели готовых механизмов, им только предстояло проторить дорогу от «атомарных» к «молекулярным»[11] человеческим группам. Формирование этих сложнейших механизмов заняло, судя по всему, не одно тысячелетие, но результатом его стало возникновение устойчивых дуально-групповых союзов и, как следствие, полное доминирование и «триумфальное шествие» homo sapiens, вытеснение неандертальцев и других видов людей как из Европы, так и с других территорий и, в конечном счете, с лица Земли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|