Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




 

Поскольку, как мы видели, появление права, правового дискурса исторически есть появление дискурса вообще, то становление homo juridicus есть становление homo sapiens. Став homo sapiens, то есть обретя способность выступать субъектом дискурса, человек создает новые сферы дискурса. Так, по-видимому, непосредственно вслед за правовым, почти рука об руку с ним, формируется моральный дискурс, а, например, Античность знаменует рождение мировоззренческого


 

(философского), политического и протонаучного, отчасти даже научного, дискурса. Однако поскольку дискурс как таковой исторически устанавливается именно через право, здесь же устанавливается и социально-онтологический статус дискурса. Логическая реальность правового дискурса становится онтологически приоритетной в сравнении с физической, детерминирует физическое поведение людей и, более того, побеждает в случае столкновения с другими детерминирующими поведение факторами. Разумеется, сказанное не означает, что любой дискурс способен играть решающую роль в детерминации поведения (едва ли это возможно для, например, искусствоведческого или кулинарного дискурса), однако принципиальные возможности дискурса именно таковы. За видимой физической социальной реальностью кроется невидимая, которая и составляет сущность социокультурного бытия, и внутри этой невидимой реальности, несводимой, разумеется, к дискурсу и включающей многое другое, дискурс занимает важнейшее место и иногда оказывается определяющим социальный порядок и социальное движение.


 

Библиография

Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., Наука, 1985. С. 129. 236 с. Пер. с англ. О. Л. Орестова.

Shalyutin B. S. (2011) Pravogenez kak faktor stanovleniya obshchestva i cheloveka [Origin of law as factor of the origin of man and society], Voprosy Filosofii, 2011, No. 11, pp. 14–26. (In Russian)

Markov A. Ehvolyuciya cheloveka. Kniga 1: Obez'yany, kosti i geny [Human Evolution. Book 1: Monkeys, bones and genes] Moscow. Astrel': CORPUS, 2012. 464 pp. (In Russian).

Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: какими они были, и почему их не стало // Неандертальцы: альтернативное человечество. Stratum plus. № 1. 2010. 25-95

Vishnyatsky, Leonid (2010), Neandertal'cy: kakimi oni byli, i pochemu ikh ne stalo [ Neanderthals: What Kind of People They Were and Why They Went Extinct ] Stratum plus, 1, pp. 25-95. (In Russian).

Вишняцкий Л. Б. " Верхнепалеолитическая революция": география, хронология, причины // STRATUM plus. - № 1. - 2000. - С. 245-271

Vishnyatsky, Leonid (2000), Verkhnepaleoliticheskaya revolyuciya": geografiya, khronologiya, prichiny [«The Upper Paleolithic Revolution»: its Geography, Chronology, and Causes] Stratum plus, 1, pp. 245-271. (In Russian).

 

 


[1] Levi-Strauss C. Structural Anthropology, V 2. Chicago, 1983. P. 19.

[2] Обоснование того, почему межгрупповые союзы достаточно долго должны были оставаться дуальными, а не более крупными, включающими в себя более двух базовых групп, см.

[3] Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 1: Обезьяны, кости и гены. М.: Астрель: CORPUS, 2012. С. 324-325.

[4] Как пишет Л. Вишняцкий, «Первая попытка расселения за пределы Африки оказалась… неудачной. Судя по всему, около 70 тыс. лет назад неандертальцы, пришедшие на Ближний Восток с севера, вытеснили оттуда гомо сапиенс». Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: какими они были, и почему их не стало // Неандертальцы: альтернативное человечество. Stratum plus. № 1. 2010. С. 83.

[5] Марков. Обезьяны, кости, гены, с. 358.

[6] Марков. Обезьяны, кости, гены. С. 357-358.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., Наука, 1985. С. 129.

[10] Вишняцкий Л. Б. «Верхнепалеолитическая революция»: география, хронология, причины // «STRATUM plus», №1, 2000. С. 247.

[11] По аналогии с атомарными и молекулярными предложениями.

[12] Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001, с. 16-17.

[13] Hammer E., Salvin M. The Taking of Hostages in Theory and Practice // The American Journal of International Law, Vol_ 38, No_ 1 (Jan_, 1944), p_ 20; Гринёв А. В. Туземцы-аманаты в Русской Америке // Клио. 2003. № 4. С. 128.

[14] Allen J. Hostages and Hostage-Taking in the Roman Empire. Cambridge, 2006. P. 72.

[15] Смирнов А. А. Древнеирландский эпос // Исландские саги. Ирландский эпос. - М., 1973. - С. 553.

[16] Ильин М. В. Слова и смысл: Деспотия, Империя, Держава. /Полис. - 1994. - №2. С. 118.

[17] Emmons G. The Tlingit Indians. Seattle & London - New York, 1993. P. 310.

[18] Johnson H. M. Sociology: A Systematic Introduction. New York, 2006, p. 187.

[19] Подробнее об этом см., например, Шалютин Б. С. Становление свободы: от природного к социокультурному бытию. Изд-во Зауралье. Курган. 2002 г. 88 с. С. 35-48.

[20] Исключая специфические ситуации, когда, например, сопряженное с болью действие спасает от худших последствий, то есть является меньшим злом.

[21] Замечу, что правовой отказ от насилия, как ни странно это может показаться на первый взгляд, надежней эмпатического. Любящая мать может нашлепать лезущего к розетке ребенка, чтобы уберечь его от опасности. Эмпатические отношения не обязательно уравнивают людей, и, например, старший может использовать силу в отношении младшего в его интересах (по крайней мере, как он их понимает), не считая его собственную волю достаточно зрелой и в полной мере готовой к свободе. В рамках же правоотношений воздействие на волю контрагента возможно исключительно посредством рациональной аргументации.

[22] Интересны в этом смысле гераклитовский логос и платоновские идеи, в которых должное и сущее синкретичны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...