Основные теоретические сведения
Посадки с натягом предназначены для получения неподвижных неразъемных соединений без дополнительного крепления деталей, передающих крутящий мо-мент, осевую силу или совместное их воздействие. Относительная неподвижность обеспечивается за счет сил сцепления (трения), возникающих на контактирующих поверхностях вследствие их деформаций, создаваемых натягом при сборке. При одном и том же натяге прочность соединения зависит от материала и размеров деталей, шероховатости поверхностей, способа соединения деталей, условий нагрева и охлаждения и т.д. ввиду такого многообразия исходных факторов выбор посадки следует проводить не только по аналогии с известными соединениями, но и на основе расчетов натягов. Натяг в неподвижном соединении должен быть таким, чтобы гарантировал неподвижность деталей и при этом не вызывал разрушения их при сборке. В большинстве случаев посадки с натягом вызывают упругие деформации контактных поверхностей, но в ряде посадок с натягом, особенно при относительно больших натягах или в соединениях деталей, изготовленных из легких сплавов и пластмасс, возникают упруго-пластические деформации (пластические деформации в одной или обеих деталях распространяются не на всю толщину материала) или пластические деформации, распространяющиеся на всю толщину материала. Применение таких посадок во многих случаях возможно и целесообразно.
3.2 Расчет и выбор посадок с натягом
Таблица 3.1 – Исходные данные
3.2.1 Определим значение минимального расчетного натяга Nmin, мм [2, с.222]: (3.1) dH – номинальный диаметр соединения, м; C1 и C2 – коэффициенты Ляме; E1 – модуль упругости материала вала, Н/м²; E2 – модуль упругости материала втулки, Н/м². При расчете посадки с натягом определяется требуемое минимальное давление Pmin, МПа на контактирующих поверхностях сопряжения при нагрузках крутящим моментом М , продольной осевой R или их совместным воздействием [2, с.223]: , (3.2) где Мкр – крутящийся момент, Н*м; dH – номинальный диаметр соединения, м; Roc – продольная осевая сила, Н; l – длина контакта, м; f – коэффициент трения при продольном смещении. Определяем коэффициент Ляме С2 по формуле [2, с.223]: , (3.3) где - коэффициент Пуассона; d1 - внутренний диаметр вала, м; D - номинальный диаметр соединения, м.
Определяем коэффициент Ляме С1 по формуле [2, с.223]: , (3.4) где - коэффициент Пуассона; d2 - наружный диаметр втулки, м; D - номинальный диаметр соединения, м. Минимальный натяг Nmin, мкм равен:
3.2.2 Определим посадку удовлетворяющую условиям. Выбираем из конструктивных соображений параметры шероховатости втулки и вала и назначаем вид обработки.
Вычисляем величину расчетного натяга с учетом наличия шероховатости поверхности вала и втулки [1, с. 32]. Nрасч = Nmin+ Nрасч =84,2+1,2(4+5)=95 (3.5) где K - коэффициент - величина смятия микронеровностей; Rzd - параметр шероховатости материала. Находим стандартную посадку с натягом, удовлетворяющую условию: Nmin ГОСТ≥ Nрасч Этому условию удовлетворяет посадка Ø100 у которой Nmах =179 мкм, Nmin =109 мкм. 3.2.3 Определим правильно ли выбрана посадка [1, с. 32-33]: Определяем наибольшее удельное давление на сопряженных поверхностях при наибольшем натяге выбранной посадки: Рmax= Рmax= (3.6) Вычисляем наибольшее напряжение во втулке: (3.7) Проверяем прочность втулки по пределу текучести по условию: для стали (3.8) Условие выполняется, следовательно, разрыва втулки не произойдет. Посадка выбрана правильно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|