Определение исходного уровня знаний
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для проведения практического занятия
По дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций»
Тема: «Отравляющие и высокотоксичные Вещества нервно-паралитического действия»
Учебная группа: предназначена для студентов 3-4 курсов всех факультетов.
Обсуждена на заседании кафедры ОМОВ и ЭМ протокол № 10 от «15» июня 2011 года.
I. Учебные и воспитательные цели: Учебная цель: освоение обучаемыми практических навыков по изучению клинической картины, диагностике, подходам к лечению, медицинской сортировке при поражениях отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия. Воспитательная цель: в процессе проведения занятия, рассмотрения больного преподаватель старается привить обучаемым чувство сострадания к больному, чувство ответственности и уверенности за правильность выполнения диагностических и лечебных мероприятий. II. Место проведения занятия: учебный класс (согласно расписанию занятий). III. План проведения практического занятия и расчет учебного времени:
IV. Учебно-материальное обеспечение:
а) литература для самостоятельной работы обучаемых по теме: Основная: · Бова А.А., Горохов С.С. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций. Мн., БГМУ, 2005. · Бова А.А., Горохов С.С. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций. Электронный учебник. - Мн., ВМедФ, 2006. Дополнительная: · Е.А. Лужников, Л.Г. Костомарова. Острые отравления. М 2002 · Н.В. Саватеев. Военная токсикология, радиология и медицинская защита. Л. 1997 · Курляндский Б.А., Филов В.А. Общая токсикология. М., 2002. · И.С. Бадюгин. Экстремальная токсикология. Под редакцией акад. Е.А. Лужникова. М.2006. · Постановление МО РБ, МЗ РБ №61/122 от 21 июля 2008 г. Информационные источники, рекомендуемые обучаемым по разделу: · Сайт БГМУ www.bsmu.by в разделе военно-медицинский факультет, кафедра военно-полевой терапии. б) наглядные пособия: — истории болезни из архива 432 ГВКМЦ, рентгенологические снимки, ЭКГ, ЭхоКГ, данные лабораторных исследований, учебный DVD-диск с презентацией по теме занятия, синдромосходные больные. в) учебные кино- и видеофильмы: — видеофильмы: №17, №18. Д) ТСО — телевизор, DVD-проигрыватель, компьютерный класс.
ж) ситуационные задачи: — ситуационные задачи по теме занятия, компьютерный тест. V. Методические рекомендации преподавателю по организации и проведению практического занятия 1. После приветствия преподаватель проверяет посещаемость студентами занятий, обращает внимание на их внешний вид. Занятие начинается в учебном классе. В кратком вступительном слове преподаватель объявляет тему занятия, подчеркивает ее актуальность для военного и мирного времени, определяет цель и учебные задачи 2. Преподаватель проверяет выполнение задания по самостоятельной подготовке. Методом устного опроса и программированного контроля устанавливается исходный уровень знаний обучаемых по данной теме. Затем преподаватель распределяет больных для курации и дает указания обучаемым по работе с больными. 3. Обучаемые распределяются на группы по 2-3 человека для курации. Используются тематические больные. В случаях отсутствия тематических больных используются пациенты со сходными с поражениями ОВ нервно-паралитического действия синдромами. Ими могут быть больные с бронхиальной астмой, острой дыхательной недостаточностью, судорожным синдромом, психомоторным возбуждением, коматозными состояниями. 4. При демонстрации курируемых больных обучаемый обосновывает установленный им предварительный диагноз заболевания, намечает план обследования и лечения применительно к соответствующей клинической форме поражения, принимает экспертное решение о степени годности к военной службе. Преподаватель по ходу доклада задает вопросы куратору и другим обучаемым, высказывает свои замечания. Вместе с обучаемыми обсуждаются патогномоничные признаки отравления, варианты клинического течения острой интоксикации, вопросы дифференциальной диагностики поражений с другими отравлениями, а также травмами и заболеваниями. В процессе проведения занятия, рассмотрения больного преподаватель старается привить слушателям чувство сострадания к больному, чувство ответственности за правильность выполнения лечебных мероприятий, что является неотъемлемой частью формирования любви к профессии. Преподаватель обращает внимание студентов на характер и объем медицинской помощи на догоспитальном этапе, в приемном отделении и в токсикологическом стационаре. Изучается практическое применение кислородной и дыхательной аппаратуры при лечении больных с данной патологией. Указывается на особенности проводимой терапии в зависимости от вида, степени тяжести интоксикации, а также стадии отравления.
5. После проведения компьютерного тестирования преподаватель подводит итоги занятия, оценивает степень подготовленности обучаемых, еще раз обращает внимание на важность изучаемой темы. Объявляет тему следующего занятия и дает задание на самостоятельную подготовку. Общее время занятия - 3 часа. VI. Мотивационная характеристика темы Любая современная война, локальные или региональные конфликты, которых в условиях мира очень много, не могут не быть химическими, т.к. уровень развития современной химической промышленности таков, что при диверсии или разрушении химического завода возникнет химический очаг, сопоставимый по характеристикам с очагом химического поражения при применении химического оружия. VII. Цель занятия Изучить патогенез и клиническую картину поражений ОВ нервно-паралитического действия, систему и методы их ранней диагностики, принципы сортировки и оказания неотложной помощи на этапах медицинской эвакуации. VIII. Задачи занятия 1. Изучить клинику поражений ОВ нервно-паралитического действия, объем и характер первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи. 2. Выработать у студентов навыки владения методами диагностики поражений ФОВ; умения на основании анамнестических, клинических, лабораторных, инструментальных данных сформулировать и обосновать развернутый диагноз поражения с указанием степени тяжести, основных синдромов отравления, осложнений и последствий. 3. Изучить методы оказания неотложной терапевтической помощи на этапах медицинской эвакуации с использованием табельных средств. 4. Ознакомить студентов с перспективами развития и дальнейшего совершенствования диагностики и лечения поражений ОВ нервно-паралитического действия.
5. После изучения темы занятия и отработки практических навыков студенты должны знать: — патогенез, клинику, диагностику, профилактику, принципы лечения поражений отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия. — объем терапевтической помощи пораженным отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия на этапах медицинской эвакуации и в лечебных организациях в мирное и военное время. уметь: — правильно формулировать и обосновывать клинический диагноз поражений отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия в соответствии с современными классификациями; — оформлять медицинскую документацию на пораженных отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия (первичную медицинскую карточку, историю болезни). — выполнять мероприятия первой врачебной и квалифицированной терапевтической помощи пораженным отравляющими и высокотоксичными веществами нервно - паралитического действия. — использовать принципы медицинской сортировки при организации помощи пораженным отравляющими и высокотоксичными веществами нервно-паралитического действия на этапах медицинской эвакуации.
IX. План проведения занятия Введение, мотивация темы Токсиканты, относящиеся к группе нервно-паралитических, не только имеются на вооружении ряда армий в качестве боевых отравляющих веществ, но также широко распространены в быту (фосфорноорганические инсектициды), используются в медицине, широко используются в химическом производстве. Все это объясняет необходимость знания клиники, диагностики, терапии поражений ОВ нервно-паралитического действия, так как отравления ими возможны не только в военный период, но также при техногенных катастрофах, диверсиях, террористических актах, в быту. Определение исходного уровня знаний Для полного освоения темы необходимо повторить: — из организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины - организационно-штатную структуру и порядок организации работы воинских частей и организаций медицинского предназначения в мирное и военное время; объем лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании первой, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи — из анатомии, гистологии – анатомическое и гистологическое строение органов дыхания, сердечно-сосудистой системы — из патофизиологии – особенности функционирования центральной нервной системы, органов дыхания, сердечно- сосудистой системы в норме и в условиях развития различных видов гипоксии
— из пропедевтики внутренних болезней – методику обследования системы органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, внешние признаки гипоксии ___ из внутренних болезней - принципы обследования больных с соматической патологией, порядок оказания неотложной медицинской помощи пораженным при острой сердечно – сосудистой, дыхательной недостаточности, судорожном синдроме — из фармакологии – фармакокинетику и фармакодинамику холинолитиков, бронхолитиков, противосудорожных средств.
Вопросы для контроля знаний из смежных дисциплин: 1. Классификация холинорецепторов, М- и Н-холинергические эффекты. 2. Классификация фармакологических средств, действующих на холинергические структуры. Ответы на контрольные вопросы из смежных дисциплин: Холиномиметические средства — лекарственные средства, воспроизводящие эффекты стимуляции холинорецепторов их естественным лигандом — ацетилхолином. м-Холиномиметики — ацеклидин и пилокарпин — вызывают локальные (при местном применение) или общие эффекты возбуждения м-холинорецепторов: миоз, спазм аккомодации, снижение внутриглазного давления; брадикардия, замедление предсердно-желудочковой проводимости; бронхоспазм, повышение тонуса и моторики желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, матки; секреция жидкой слюны, усиление секреции бронхиальных, желудочных и других экзокринных желез. Все эти эффекты предупреждаются или устраняются применением атропина и других м-холинолитиков, которые всегда используются при передозировке м-холиномиметиков, отравлении веществами с аналогичным или антихолинэстеразным действием. н-Холиномиметики — алкалоиды лобелин и цитизин — возбуждают постсинаптические холинорецепторы в ганглиях симпатической и парасимпатической нервной системы, в каротидных клубочках и в хромаффинной ткани надпочечников (усиление секреции адреналина). В результате активируются как адрен-, так и холинергические влияния на исполнительные органы. При этом в действии цитизина (препарат цититон) преобладают адренергические периферические эффекты (повышение АД, усиление сокращений сердца), в действии лобелина — холинергические (возможны брадикардия, снижение АД). Оба алкалоида рефлекторно (с рецепторов каротидной рефлекторной зоны) возбуждают дыхательный центр и применяются в основном как дыхательные аналептики в случаях острой остановки дыхания (на фоне длительного угнетения дыхательного центра эффект нестойкий). н+м-Холиномиметики представлены ацетилхолином (препаратом), который практически не применяется в лечебной практике, и близким к нему по химическому строению карбахолином. Вещества, блокирующие холинорецепторы, делятся на 2 группы по локализации в организме: · м-холинолитики · н-холинолитики Обе последние группы делятся на препараты, действующие на центральные и периферические холинорецепторы. ПРЕПАРАТЫ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ДЕЙСТВИЕМ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ М-ХОЛИНОРЕЦЕПТОРЫ: атропин, гоматропин, скополамин, метацин, гастроцепин, атровент. Точкой приложения мускаринохолинолитиков является постсинаптические мембраны органов, которые получают парасимпатическую иннервацию: глаза, слюнные железы, бронхи, сердце, желудок, кишечник, желчевыводящие пути, матка, мочевой пузырь и мочевыводящие пути, сосуды нижних конечностей и потовые железы. Механизм действия м-холинолитиков заключается в том, что когда мы вводим такой препарат, он подходит ко всем м-холинорецепторам, соединяется с ними, препятствуя действию ацетилхолина и уменьшается парасимпатическое влияние на органы. Действие на глаза: расширение зрачка, спазм аккомодации, повышение внутриглазного давления. Действие на бронхи: подсушивающий эффект, расширяют их. Действие на сердце: учащение частоты сердечных сокращений, усиление деятельности сердца. Действие на ЖКТ: понижение секреции соляной кислоты, понижение перистальтики (наблюдается спазмолитический эффект). Основные периферические м-холинолитики: атропин, скополамин, платифиллин, метацин, гастроцепин, атровент. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ М-ХОЛИНОЛИТИКИ Метанизир - при блокировании м-холинорецепторов ЦНС отмечается транквилизирующий эффект (то есть успокаивающий). Н-ХОЛИНОЛИТИКИ. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ Н-ХОЛИНОЛИТИКИ Никотинорецепторы локализуются в ганглиях и в поперечно-полосатых мышцах. Препараты действующие на н-холинорецепторы делятся на 2 группы: · блокирующие н-холинорецепторы ганглиев - ганглиоблокаторы · блокирующие н-холинорецепторы мышц - миорелаксанты. Ганглиоблокаторы - существуют ганглиоблокаторы короткого действия - гигроний, ганглерон, продолжительность их действия 15-25 минут; препараты среднего действия - 1-2 часа: гексоний, пентамин, пахикарпин (применяются на скорой помощи для купирования гипертонического криза) и препараты длительного действия, действующие до 8 часов - диколин, димексин ЦЕНТРАЛЬНЫЕ Н-ХОЛИНОЛИТИКИ Педифен, аргенал обладают транквилизирующим действием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|