Эволюция научных подходов к управлению проектами коммерциализации инноваций
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Программы: «Коммерциализация и коммерческое сопровождение инноваций»
ИЖЕВСК, 2014 Оглавление 1.1 Эволюция научных подходов к управлению проектами коммерциализации инноваций 4 1.2 Формы управления проектами коммерциализации инноваций в России и за рубежом 13 1.3 Инновационная инфраструктура и ее роль в развитии экономики. 26 1.4 Сущность и содержание организации производства научно-технической продукции и оказания наукоемких услуг центрами коллективного пользования научным оборудованием. 47 2.1 Оценка инфраструктурной обеспеченности инновационного развития предприятий 61 2.2 Гибкая организационная структура ЦКП и институциональная организация производственной системы, процессов производства научно-техническом продукции и оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования в инновационной инфраструктуре промышленности. 74 2.3 Разработка модели структурной, процессной и институциональной организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования 89 3 Результаты и эффективность. 111 3.1 Исследование конъюнктуры рынка. 111 3.3 Оценка целесообразности организации НИР центра коллективного пользования в условиях расширения научной, научнообразовательной и научно-производственной интеграции. 113 Список использованной литературы.. 118
Эволюция научных подходов к управлению проектами коммерциализации инноваций Важнейшим элементом структуры инновационной деятельности является процесс управления инновациями, которое включает в себя планирование инновационной деятельности, организацию исследований и востребованности инновации, координацию всех систем организации и их направленность на инновационное развитие, контроль за ходом коммерциализации инноваций и стимулирование их поиска и развития. Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны, они находят свое отражение в любой области менеджмента (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы и др.) Разработка и реализация инновационной политики - необходимое условие роста конкурентоспособности организации в нестабильных условиях рынка.
В основе инновационной политики любой организации лежит: • портфель наиболее перспективных и приоритетных проектов инновационных предложений; • составление по каждому из проектов обоснования и подготовка вариантов бизнес-планов по методике международных стандартов; • просчитанные варианты проектов коммерциализации инноваций; • отработанные схемы финансирования (возможность привлечения инвесторов, кредитов, эмиссия собственных акций, смешанное финансирование, иностранные инвестиции, венчурное инвестирование и т.д.); • сформированная команда по управлению проектами организации. Инновационная деятельность существенным образом зависит от наличия качественных и эффективных идей, как с экономической, так и с технической точки зрения. Поиск этих идей, их коммерциализация и воплощение - вот главная и приоритетная задача руководства конкурентоспособной организации. Коммерциализация является важнейшим элементом инновационного процесса и, по мнению Я.Н. Грика и Е.А. Монастырного [17], эта идея представляет получение дохода от ее продажи или использования в собственном производстве. Толковый словарь дает следующее определение: «Коммерциализация — превращение инноваций в источник дохода, в объект извлечения прибыли» [56]. Конкурентные преимущества, связанные с инновационной деятельностью являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности организации, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями. В отличие от возможностей - это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества, полученные в результате коммерциализации являются главной целью и результатом деятельности компаний.
Ориентация только на прибыль как наиболее часто определяемую цель коммерциализации инноваций организации весьма неполно отражает мотивы управленческих действий. Выбор этой единственной цели некорректен с различных точек зрения, если организация в своей деятельности исходит из долгосрочной перспективы, то она должна вкладывать значительные средства в исследования и повышение квалификации кадров. Все инновационные исследования повышают издержки производства и приводят к снижению прибыли. Очень часто эту цель нельзя ставить в краткосрочной перспективе. Например, если организация проводит коммерциализацию и проникновение инновационного продукта на рынок, то первое время она может не получать никакой прибыли (не только максимальной), расходы на маркетинг инновации достаточно велики и организация может терпеть убытки. Кроме того, принятый во многих странах прогрессивный налог на прибыль способствует тому, что компании невыгодно получать прибыль свыше запланированной величины. Наконец, необходимо отличать текущую прибыль от прибыльности в долгосрочной перспективе. В наших условиях нацеливание коллективов организаций на минимизацию маркетинговых затрат и максимизацию текущего дохода лишает их заинтересованности во внедрении инноваций: новой техники, повышении качества обслуживания, разработку и запуск имеющейся и выпуске новой, соответствующей потребностям рынка продукции. Таким образом, организация утрачивает перспективу развития и, соответственно, возможность получения устойчивой долгосрочной прибыли. «Только в результате получения разумной доли прибыли - не слишком высокой и не слишком низкой - предприятие может расширять свою деятельность» [33].
Коммерциализация инновации, как полагает Дж. Казметский [6], «представляет собой процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке», что указывает на возможность разрыва инновационного процесса на две части: собственно разработка новаций и их трансформация в рыночные продукты, в то время как процесс коммерциализации должен неразрывно связывать оба этих этапа. Кроме того, трудно установить, какие сроки коммерциализации стоит считать «своевременными». В определении Я.Н. Грика и Е.А. Монастырного [16] некоторую неясность представляет использование понятия «инновационная идея», поскольку любой этап инновационного процесса, на наш взгляд, представляет собой определенную инновационную идею, не обязательно при этом предоставляющую возможность для коммерциализации. В связи с наличием неточностей можно привести следующее определение понятия «коммерциализация». Коммерциализация — это процесс трансформации результатов НИОКР, сохраняющих свою рыночную актуальность и востребованность, в продукты и услуги на рынке с целью удовлетворения потребностей рынка и получения дохода от их продажи. При этом процесс коммерциализации предполагает разработку и реализацию проектов коммерциализации инновации включая: поиск идей, оценку (экспертизу) и отбор новаций для финансирования, привлечение средств, юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность, разработку маркетинговых мероприятий по продвижению продукции, внедрение инновации в производство, а также дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта. Поскольку коммерциализация неразрывно связана с инновационной деятельностью, очевидной становится необходимость обеспечения их тесной взаимосвязи. Сегодня такой возможностью обладают, прежде всего, высшие учебные заведения, на базе которых возможно создание инновационных фирм, венчурных наукоёмких структур различных форм собственности, а также таких качественно новых экономических образований, как бизнес инновационные центры, инкубаторы бизнеса, бизнес-ангелы, технопарки, инжиниринговые центры, учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), инновационные кластеры, консалтинговые фирмы и т.п.
Первой задачей по разработке методических основ управления проектами коммерциализации инноваций, на этапе анализа, определена как адаптация управления проектом к специфике деятельности по управлению коммерциализацией инноваций. Важнейшей частью методологии управления проектом является концепция жизненного цикла проекта, поэтому адаптацию управления проектом и разработку методологии управления проектами коммерциализации целесообразно начать с выработки модели жизненного цикла такого проекта (рис. 1, 1.2). Рисунок 1 Жизненный цикл проекта
Одной из характеристик, содержания коммерциализации инноваций, является их проектная ориентация, из которой вытекает эффективность использования методологии проектного управления для управления деятельностью по коммерциализации инноваций. Любая инновация действительно есть проект, а любая инновационная деятельность, в особенности сложное, многоаспектная деятельность по коммерциализации, является проектноориентированной деятельностью, к которой необходимо применять инструменты и формы проектного управления. В любом проекте можно выделить следующие ключевые признаки: · уникальный или оригинальный характер результатов, связанный с их новизной; · доминирование целей над процессами; · ограниченность по ресурсам и времени; сложный состав выполняемых операций; · мультидисциплинарный характер деятельности. Эти характеристики, можно рассматривать, как условия применимости методологии проектного управления. Если сравнить характеристики проекта с основными характеристиками деятельности по коммерциализации инноваций, то можно увидеть полное совпадение. Инновации всегда направлены на создание чего-то нового и поэтому связаны с созданием новых, уникальных или оригинальных результатов. В ходе разработки проектов коммерциализации инновации всегда доминируют цели, а не постоянно повторяющиеся процессы, так как постоянного повторения в инновационной деятельности нет и быть не может. Еще Й. Шумпетер показал, что инновация предполагает всегда перевод системы из существующего состояния в целевое. Коммерциализация инноваций направлена на тиражирование новшества и получение дохода от реализации инновационного продукта. Деятельность по коммерциализации всегда ограничена в ресурсах, так как у инновационных организаций всегда есть бюджетные ограничения. Ограниченность во времени связана с тем, что любая инновация должна своевременно найти своего потребителя. Инновационный процесс состоит из различных этапов, таких как фундаментальные исследования, возможности коммерциализации, маркетинг, и все эти этапы связаны единой целью, а для успешной коммерциализации инновации необходимо прилагать усилия специалистам из самых различных областей знаний.
Единство характеристик инноваций и проекта объясняет, почему проект рассматривается как органичная организационная форма управления для инновационной деятельности. Инновационную деятельность более обосновано и целесообразно воспринимать не как процесс, предполагающий определенную рутинность, цикличность и повторяемость, а именно как проект. В работах В. Баранчеева [5], А. Ивасенко [22], Я. Никоновой [22], М. Каркавина [22], М. Круглова [27], В. Первушина [43], а также С. Бабаскина [4] разработаны полноценные методики управления отдельным инновационным проектом. Коммерциализация предполагает поиск, экспертизу и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, распределение и юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами, управление научным проектом, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта. Инновационный процесс невозможен без коммерциализации и тиражирования инновационной продукции, и представляет собой последовательность реализуемых инновационных проектов, а национальная инновационная система есть не что иное как динамичная сеть инновационных агентов, объединенных на основе их взаимных интересов в большое количество инновационных проектов и программ. Таким образом, коммерциализация инноваций, будучи неотъемлемой частью любой инновационной деятельности, представляет собой проектноориентированную деятельность, управление которой должно строиться на положениях и принципах методологии проектного управления. Проекты коммерциализации инноваций связаны со спецификой российского бизнеса, его проблемами и недостатками. Во-первых, это отсутствие ориентиров для выбора направлений поиска, т.е. перспективные разработки могут вестись в самых разнообразных областях. Во-вторых, полная юридическая и коммерческая безграмотность разработчиков. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных путях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Зачастую авторы инновационной разработки не могут составить даже примитивный бизнес-план, они, скорее всего, вместо этого представят план финансирования своих исследований. Для разработки проекта коммерциализации даже профессионалам непросто подготовить проработанный бизнес-план по внедрению российской технологии в производство. Помимо обычных проблем, адекватной оценке в данном случае препятствуют многочисленные риски, факторы неопределенности, связанные с интеллектуальными продуктами, юридическое закрепление авторства и спецификой российской экономики: оценка их текущего состояния, необходимость проведения дополнительных исследований, планирование научного проекта, подбор кадров, оценка риска незавершенна проекта в предусмотренные сроки и т.д. В-третьих, слишком малое количество научных разработок доводятся до серийного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что в последние годы финансирование российской науки, практически, прекратилось, в результате чего многие перспективные разработки до сих пор находятся на стадии создания экспериментальных образцов. Четвертая проблема связана с постепенной потерей мировых приоритетов российских ученых в различных областях научных знаний. И, конечно, внедрение передовых разработок в производство, их коммерциализация является слабым местом российской инновационной деятельности. В России практически отсутствует такая распространенная на Западе форма бизнеса, как венчурные фонды и компании. Только в Северной Америке количество таких фирм исчисляется тысячами. Слабо развита и посредническая сеть. В настоящее время действует, возможно, не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации технологий, причем действительно активными среди них являются единицы. Большинство этих компаний базируется в Москве, часто при различных общественных и благотворительных фондах, а также при научных и образовательных учреждениях. Среди таких компаний, зарекомендовавших себя на российском рынке, можно назвать Российский центр передачи технологий, «ДКМ Венчурные проекты», Инновационное агентство и другие. В России действует также определенное число дочерних структур или представительств иностранных компаний, занимающихся поиском и трансфером технологий, а также уполномоченных частных лиц, выполняющих поручения в этом направлении, точное количество которых подсчитать затруднительно. Незначительное участие в процессе коммерциализации технологий принимают также патентные поверенные и патентно-правовые компании. Все эти недостатка снижают темпы внедрения инноваций в производство и требуют совершенствования и реорганизации управления ими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|