Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства




 

Особое место в комплексе мер по применению административного принуждения занимает административная ответственность, которая является одним из видов юридической ответственности, наступаемой вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

В соответствии с действующим законодательством установлено, что граждане иностранных государств, которые совершили противоправное деяние, либо административное или же другое правонарушение на территории России, должны быть привлечены к ответственности того либо иного вида на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством, равно как и граждане Российской Федерации. В случае нарушения гражданами иностранных государств либо лицами, не имеющими какого-либо гражданства, режима пребывания на территории Российской Федерации наступает административная ответственность, то есть применяются меры административного характера различного вида, перечень которых предусмотрен действующим в настоящее время Кодексом об административных правонарушениях. Такие меры могут быть либо в виде предупреждения, либо штрафа, либо конфискации орудий совершения, а также и предметов совершения административного правонарушения, либо административного выдворения. Кроме того, административная ответственность предусмотрена не только для граждан России, но для граждан иного государства, либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации в соответствии с теми основаниями, которые были рассмотрены нами ранее. Но законодатель предусмотрел для лиц, не имеющих какого-либо гражданства, а также для лиц, являющихся гражданами другого государства определенную особенность в статусе с точки зрения административного права, то есть это специальная мера наказания, которой подвергаются только указанные выше лица, граждане Российской Федерации данной мере наказания подвергнуты быть не могут. Данная мера именуется законодателем административным выдворением.

Административное выдворениеза пределы территории Российской Федерации граждан, являющихся гражданами либо подданными иного государства, а также лиц, не имеющих какого-либо гражданства, состоит в контролируемом перемещении за пределы территории России через госграницу данного государства или же в контролируемом самостоятельном выезде указанных лиц, которое осуществляется принудительно и носит принудительный характер.

Публично-правовая сущность указанного вмешательства в права таких лиц объясняется тем, что административное выдворение может быть применена только властно-обязывающим образом, то есть осуществляется субъектом, наделенным государством определенной властью, который полномочен налагать наказания, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. В качестве такого субъекта может выступать либо должностное лицо, либо государственный орган.

И.В. Максимов считает, что "как и всякое административное наказание, административное выдворение имеет личный характер, то есть может быть применено только к лицу, которое совершило административное правонарушение. Применение административного выдворения к гражданам Российской Федерации является недопустимым".

Законодателем предусмотрено административное выдворение граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства, в следующих случаях:

.   осуществление трудовой деятельности на территории России без специального разрешения;

2. нарушение правил пересечения госграницы России либо лицами, либо транспортными средствами, или же нарушение порядка следования от госграницы России до контрольно-пропускного пункта через госграницу России и в обратном направлении;

.   нарушение правил въезда на территорию России или же нарушение режима проживания либо пребывания в России;

.   иные виды нарушений, предусмотренных административным законодательством.

А.С. Дугенец придерживается мнения, что "административное выдворение гражданина иного государства за пределы территории Российской Федерации может быть осуществлено только за счет средств, имеющихся у выдворяемого лица, а если средства отсутствуют или же невозможно установить сторону, которая пригласила данное лицо в Россию, то - за счет средств федерального бюджета".

Те средства, которые выделяются из федерального бюджета на мероприятия, проводимые по выдворению, должны быть расходованы на покупку документов, дающих выдворяемому лицу право на проезд, а также на содержание такого лица того момента, пока не будет исполнено решение об административном выдворении, а также иных документов, которые необходимо оформить для осуществления данной меры административного характера, и т.п.

Основной целью выдворения является фактически доставление лица, не имеющего какого-либо гражданства, либо гражданина иного государства за пределы территории России. Но, помимо выдворения, для данного лица будет установлен мораторий на последующий въезд на территорию нашего государства в течение последующих 5 лет, независимо от того, соберется данное лицо прибыть в Российскую Федерацию на законных основаниях, либо незаконно. Кроме того, он будет лишен возможности получить гражданство Российской Федерации либо осуществлять на территории России любой вид предпринимательской деятельности.

Изучив обзоры существующей судебной практики, модно прийти к выводу, что выдворение с территории Российской Федерации не осуществляется в то случае, если это препятствует одному из супругов вести совместное хозяйство либо вести совместную семейную жизнь в пределах территории Российской Федерации. Следовательно, гражданину иного государства, которое трудится на законных основаниях на территории России не грозит административное выдворение, если будет заключен брак с лицом, являющимся гражданином России. Указанная судебная практика существует с 2005 года, когда в ходе судебного заседания исследовались доказательства, включая показания супруги. В резолютивной части судом было указано, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы территории Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет

невозможность получения К. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение пяти лет. Следовательно, не исключено серьезное вмешательство в право заявителей на уважение их семейной жизни (о чем они свидетельствуют в жалобах, поданных в Верховный Суд РФ).

Аналогичный вывод сделан в решении Верховного Суда от 1 ноября 2010 г. N 53-АД10-5. При этом суд встал на сторону правонарушителя. Фактически судами брак с гражданином РФ рассматривается как смягчающее обстоятельство. Кроме того, смягчающим обстоятельством является наличие детей - граждан РФ. Данное решение было принято Верховным Судом РФ от 28.07.2010 г. N 2-АД10-4. В данном решении судом было указано, что в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" получившее временное

убежище лицо не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Однако существует и прямо противоположная судебная практика. Так, в Постановлении Верховного Суда от 17 февраля 2011 г. N 11-АД11-1 суд исследовал обстоятельства, в соответствии с которыми отсутствуют данные о создании семьи с целью проживания с супругой именно в РФ. Следовательно, говорить о нарушении права на семейную жизнь оснований не имеется. Поэтому принятие решения о выдворении правомерно.

Таким образом, в качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает наличие супруга либо супруги, являющихся гражданами Российской Федерации, а также наличие несовершеннолетних детей либо статуса беженца. Не будет являться смягчающим обстоятельством отсутствие семьи либо отсутствия факта о цели проживания либо пребывания именно в России, либо наличие повторного нарушения действующего на территории Российской Федерации законодательства.

Решение об административном выдворении может быть принято только судом, а если гражданин иного государства либо лицо, не имеющее какого-либо гражданства совершили правонарушение при въезде на территорию России, предусмотренное кодеком об административных правонарушениях, то рассматривается и назначается компетентными должностными лицами органов исполнительной власти, которые наделены специальными полномочиями, то есть к ним могут относиться сотрудники пограничных органов.

Административное выдворение немного схоже с мерой принуждения в виде депортации, которая также может быть применена только к гражданам иного государства либо лицам, не имеющим какого-либо гражданства, при наличии утраты либо прекращения оснований, указанных в законодательстве, для их дальнейшего пребывания на территории России.

Согласно существующему мнению А.С. Лукьянова, "депортация не является видом административного наказания, которое применяется к гражданам иного государства либо лицам не имеющим какого-либо гражданства. Это особый инструмент государственного принуждения, применение которого, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан". Для того, чтобы применить депортацию в отношении гражданина иного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства присутствие факта правонарушения не нужно и в обязательный порядок не входит. В соответствии с общим правилом в качестве основания для осуществления депортации выступает сам факт пребывания гражданина иного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства, на территории государства, которое создает угрозу не только отдельным лицам, но и обществу в целом. Непосредственное содержание под стражей для гражданина иного государства может быть применено только перед его высылкой под конвоем, сопровождающим его до границы Российской Федерации. Депортация осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и соблюдении всех правил. Депортация может быть применена, когда:

аннулировано разрешение на временное проживание либо вид на жительство и гражданин иного государства не выехал в течение пятнадцати дней;

выявлена ВИЧ-инфекция;

срок проживания либо временного пребывания гражданину иностранного государства сокращен и он не выехал за пределы территории России в течение трех дней;

в отношении гражданина иностранного государства и его членов семьи, получено уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем или же уведомление об утрате или лишении статуса беженца либо утратившего или лишенного временного убежища, а также не использовавшего право обжалования, решения которое было вынесено, либо в случае получения отказа на жалобу и не имеющего других оснований в соответствии с действующим законодательством, для пребывания на территории РФ, а также лишенного статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории России, - после отбытия наказания, если другие нормы не были предусмотрены международными договорами, заключенными с участием России;

в отношении гражданина иного государства принято решение о нежелательности пребывания либо проживания на территории России, либо ее субъектов.

Перечисленные выше случаи дают возможность лишить права граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства из-за допущенных ими правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, которые не являются категориями административного наказания, в течении 5 лет обращаться за получением разрешения на въезд на территорию России.

Следовательно, Российская Федерация, когда осуществляет выдворение граждан иного государства, осуществляет реализацию собственного суверенитета, а также это дает возможность обеспечить стабильный правопорядок. Административное выдворение является очень тяжким наказанием, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, среди немногих аналогичных наказаний. Оно сопоставимо по внешним характеристикам с наказанием, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Это подтверждается формой его осуществления, временной промежуток карательного воздействия, определенными затратами на его исполнение. В отличие от административного выдворения, депортация предусматривает собой высылку лица в случае утраты либо прекращения оснований для его дальнейшего пребывания или проживания на территории субъектов России, либо на территории России в целом, в иное государство, которая осуществляется принудительно и под конвоем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...