Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: сравнительная характеристика




 

Таким образом можно сказать, что характерными чертами для депортации являются:

в качестве субъектов могут выступать лишь граждане иного государства либо лица, не имеющие какого-либо гражданства;

она не - вид административного наказания;

мера принуждения со стороны государства, которая направлена на разграничение прав и свобод граждан иного государства, а также лиц, не имеющих какого-либо гражданства в России;

осуществляется только в соответствии с принятым компетентным органом исполнительной власти решением и только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства;

может применяться как за совершения правомерного, так и неправомерного деяния, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии.

В отличие от депортации, административное выдворение имеет определенные особенности, к которым можно отнести:

в качестве субъектов могут выступать только граждане иного государства либо лица, не имеющие какого-либо гражданства;

не может быть применено к гражданам иного государства, которые являются военнослужащими;

является мерой административного принуждения, которая направлена на ограничение прав и свобод граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства;

решение об административном выдворении может быть принято и осуществлено лишь в одностороннем порядке. Постановление о выдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является лицо, оно может только уведомляться об этом;

административное выдворение за пределы территории России граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства осуществляется за совершение правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность;

исполнение решения об административном выдворении предполагает или контроль за выездом, который осуществляется за счет средств выдворяемого либо физического (юридического) лица, пригласившего, либо принудительное перемещение через госграницу за пределы территории России.

Но не смотря на схожесть указанных понятий, А.С. Лукьянов считает, что

"они имеют несколько существенных различий, связанных по нормативной правовой основе применения, по субъектному составу, органам, принимающим решение и органам, на которые возложено исполнение такого решения".

Существует мнение, что депортация - это вид административной ответственности, однако это не так, поскольку неправомерное поведение не может служить основанием для депортации, а также она не включена в комплекс наказаний, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также решение о депортации может принять только ОУФМС России, но депортация является одним из методов в системе госуправления в сфере миграции с токи зрения административного права.

В любом случае, рассмотренные нами меры административного принуждения могут быть соотнесены между собой по уровню их применения. Законодательством предусмотрена указанная возможность депортации, включая отказ добровольно покидать территорию России у определенные законодателем сроки, что является составом административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 КоАП РФ, за которое наступает ответственность в виде административного выдворения. Это обстоятельство позволяет нам судить о характере взаимосвязи данных мер принуждения как условие, развивающее последствие. Но в этом случае депортация подменяется административным выдворением, выступающим мерой административного наказания.

И депортация, и административное выдворение являются не единственном средством реализации миграционной политики Российской Федерации, однако их применение является довольно суровыми мерами по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства в связи с тем, что влекут за собой неблагоприятные последствия в виде ограничения последующего въезда в Российскую Федерацию в течение длительного срока - 5 лет, а также могут быть связаны с кратковременным ограничением личной свободы и свободы передвижения при их исполнении. В связи с этим велика их не только административная роль в формировании должного правомерного поведения соответствующих субъектов - иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основной проблемой наступления административной ответственности состоит в оценке эффективности применяемых мер. Размер эффективности того или иного вида наказания напрямую зависит от верного обозначения его задач и мерится их достижением. Задача наказаний состоит в перевоспитании лица, совершившего административное правонарушение, за совершение которого предусмотрена административная ответственность, частное и общее предупреждение правонарушений (частная и общая превенция). Поэтому становится ясным, что наказание нужно для того, чтобы перевоспитать субъекта административной ответственности в духе уважения к действующему законодательству и существующему правопорядку, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений не только самим правонарушителем, но и иными лицами. Государство также вправе обезопасить себя от лица иностранного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства, который представляет угрозу его установленному правопорядку, не дожидаясь, пока тот совершит новое противоправное деяние, за совершение которого предусмотрена административная ответственность, а также осуществлять это нужно обоснованно, как нормативно, так и фактически.

Хотя, конечно, трудно предположить, что административное выдворение полностью перевоспитает иностранного гражданина, т.е. сформирует у него уважение к российскому правопорядку. Ведь не случайно многие иностранные граждане-нелегалы проживают в России по нескольку лет и не спешат выезжать за ее пределы даже под страхом применения к ним административного выдворения.

Административные наказания не должны преследовать и карательную цель. Кара является сущностной характеристикой наказания, но она не должна быть конечным результатом его применения. В таком случае наказание будет назначаться ради самого себя вообще без какой-либо действительной цели. Основной задачей органов административной юрисдикции станет выявление правонарушителя и привлечение его к ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод о единой сущности категорий "административное выдворение" и "депортация". Конечным результатом применения этих мер должно являться перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, но первое нашло свое отражение в КоАП РФ, а депортация лишь упоминается в федеральных законах, осуществляется во внесудебном порядке, различающемся и по другим основаниям.


Заключение

 

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.

На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица не имеющие гражданства Российской Федерации, - так называемые "иностранцы". Термин "иностранцы" в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ситуация, когда физическое лицо становится лицом без гражданства, может возникнуть в силу множества причин. Например, лицо отказалось от своего гражданства, желая получить гражданство другого государства, но в получении нового гражданства ему было отказано. Либо произошел отказ от гражданства в пользу другого гражданства при вступлении в брак, а после расторжения брака новое гражданство утрачено. В любом случае положение лица, не имеющего гражданства, а соответственно, лишенного какой-либо помощи и поддержки со стороны государства, представляется печальным.

Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства определяется моментом въезда на территориюРФ. Однако момент такого возникновения может варьироваться от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию.

Например, в случае, если в силу межгосударственных соглашений РФ для въезда на территорию РФ требуется получение визы, то административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства возникает при обращении в компетентный орган РФ за получением соответствующей визы. Соответственно, между этим органом и иностранным гражданином складываются, по сути, административные отношения, выражающиеся, в частности, в обязанности иностранного гражданина представить соответствующий объем информации, при необходимости пройти медицинский осмотр и собеседования с представителями компетентного органа РФ. В свою очередь, он вправе проверить представляемые документы и при определенных основаниях отказать в выдаче визы и, соответственно, в возможности въезда в РФ.

В том случае, если на основании межгосударственных соглашений въезд иностранного гражданина в РФ не требует предварительного получения визы, административно-правовой статус такого гражданина будет возникать при пересечении границы РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Однако во многих случаях выезд иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ не влечет полного прекращения его административно-правового статуса на российской территории.

Достаточно подробно регламентирован в настоящее время порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Между тем, необходимо постоянно совершенствовать систему учета подобной категории лиц, как в целях защиты безопасности и конституционного строя Российской Федерации, так и в целях недопущения нарушения должностными лицами государственных и муниципальных органов прав лиц, не имеющих российского гражданства.

Ключевым положением в понимании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что данные лица пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. На данном принципиальном положении Конституции РФ базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда федеральных законов

Объем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства по общему правилу тождествен статусу российских граждан, но с учетом ряда исключений., то есть административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, точно также как и общий статус, приравнены к аналогичным статусам россиян. Однако вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах. Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и, прежде всего, обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на российской территории. Из данного положения следует правило об общей с российскими гражданами ответственности за совершение правонарушений, в частности административных.

Некоторые деяния, признаваемые в РФ административными правонарушениями, могут совершаться только иностранными гражданами и лицами без гражданства (например, нарушение режима пребывания или проживания). За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация, применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы РФ, назначаемая только судом (судьей).

Однако привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности и регулирование административных наказаний, применяемых к данным лицам, в настоящее время является отдельной проблемой. В этой сфере также существуют определенные пробелы и коллизии в законодательстве. В частности, законодателю следует провести более четкое разграничение между административным выдворением как видом наказания за совершение административного правонарушения и депортацией как мерой государственного принуждения. Возможно, следовало бы остановиться лишь на одном варианте, распространив его действие на более широкий круг случаев.

Таким образом, институт административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства имеет немалую правовую значимость, необходимость для развития и поддержания нормального государства, в том числе его авторитета как правового государства на международной арене.


Библиографический список

 

1. Нормативные акты

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 2009. № 4.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013, N 305-ФЗ) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1

. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 02.11.2013 N 299-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22

. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2013 N 224-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30

. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013 N 108-ФЗ) // "Российская газета", N 156, 20.07.2006

. Федеральный Закон РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российской газете" от 15.06.2002 г. N 106

. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 23.07.2013 N 224-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34

. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах" (в ред. от 02.07.2013) // "Российская газета", N 126, 03.06.1997, "Ведомости СНД И ВС РФ", 25.03.1993, N 12

. Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 02.07.2013) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, "Российская газета", N 247

. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 27.09.2013г.) // "Российская газета", N 274, 03.12.2010

. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 01.09.2013) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13

. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 N 335 "Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" (ред. от 05.09.2011 N 732) // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2003, N 24

. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" // "Собрание законодательства РФ", 14.10.2002, N 14

. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" (ред. от 23.09.2008) // "Собрание законодательства РФ", 11.11.2002, N 45

. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу" (ред. от 04.02.2011) // "Собрание законодательства РФ", 14.10.2002, N 41

. Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 N 2127-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2013 год" // СПС Консультант Плюс.

. Материалы судебной практики

. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. по делу N 86-ад05-2 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.

. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2010 г. по делу N 2-АД10-4 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.

. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. по делу N 11-АД11-1 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.

. Научна и специальная учебная литература.

. Административное право. Конспект лекций / Макарейко Н. В.5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.

. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

. Административные наказания. Максимов И.В. - М.: Норма, 2009. - 464 с.

. Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. // И.Т. Беспалый, В.В. Полянский. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2008. - 539 с.

. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. - ГУАП. СПб., 2007. - 432 с.

. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008. - 714 с.

. Звоненко Д. П, Малумов А. Ю, Малумов Г. Ю.М. Административное право. Учебник - Юстицинформ, 2007. - 416 с.

. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2010. - 260 с.

. Статьи в периодической печати

. Степенко В.Е., Степенко А.В., Чернова О.А. Сущность административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 1. - С. 192-199

. Ивашин А.Б. Административное выдворение или депортация иностранного гражданина и лица без гражданства / А.Б. Ивашин // Туризм: право и экономика, 2008. - № 3. - С.11-15

. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева. - "Журнал российского права", N 1, 2006 г.

. Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России / Лукьянов А.С. - "Российская юстиция" № 4, 2009.

. Дугенец А.С. Проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства / Российский следователь. - М.: Юрист, 2007, № 18. - С.22-24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...