Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 7 глава




Мы видим, что в мире происходит много несправедливостей. Богатые презирают бедных и душат их различными обязанностями и повинностями. Тираны неправедно убивают многих. Невинные страдают. Нечестивые беззаконники захватывают власть. Невежественные и недостойные люди имеют почет и достоинство, а умные и ученые находятся в презрении и безчестии. Мудрыми управляют безумные, разумными командуют неразумные. Порочные лицемеры находят покровительство, а добрые и доблестные люди терпят поражение. Ложь восхваляется, а истина попирается. Говоря просто, у кого есть душа, тому нет жизни.

Если нет воскресения мертвых и воздаяния за дела, то необходимо сказать, что Бог не управляет миром хорошо. Ведь происходит столько безчиний! Тогда люди и должны совершать всякое беззаконие, дабы иметь успех, а наказание не имеет смысла. Поэтому даже думать о том, что нет воскресения, есть великое безчиние. Мы, верные, знаем, что ненаказанное Господом зло в этой жизни накажется Им в будущей более тяжело. И само наш сегодня - истина и правдивейшее свидетельство о существовании другого Суда, на котором будут проверены все наши деяния.

Иоанн Златоуст так говорит в 4-ой “Беседе” о Промысле Божием чтобы доказать, что есть и другая жизнь после смерти. Судия называется праведным (справедливым), когда он может наказывать злых людей и поощрять благих. И так как Бог - это высший Судия всего мира то необходимо, чтобы Он делал подобное: иначе Он не Бог, и не праведный, Праведность столь едина с Божеством, что кто отрицает праведность в Нем, тот отрицает и Божество.

Мы видим сейчас многих добродетельных и святых людей, не только не получающих поощрения за их благие дела, но, напротив, терпящих скорби, преследования и различные мучения. И, наоборот, мы видим развратников, не имеющих полагающихся им бед и неприятностей, но они-то утопают в утехах. Если нет другой жизни, то Бог неправеден.

Однако, если допустить воскресение мертвых, то будет сохранен; праведность и суды Божии. Те, кто страдают здесь из-за любви к Нему в жизни будущего века станут ликовать. И, наоборот, грешники, у которых здесь радость и услады, там будут скорбеть нескончаемо, согласно притче о богаче и Лазаре: Помни, чадо, что ты получил свои блага в своей жизни. Соломон говорит в Книге Премудрости, что мучением нечестивых будет видеть спасенных: те, кого мы презирали в той жизни, теперь в числе святых Божиих, и они составят счастливый клир избранных святых.

Не только наши книги, но и некоторые языческие являют эту истину. Был ряд философов, которые, благодаря своей большой разумности и знанию, понимали безсмертие души. Они оставили на сей счет свой записанные речи, откуда я приведу два свидетельства в уверение других и подтверждение истины. Мудрейший Платон, называемый “божественным” за благочестивейшие речи о Боге, пишет в диалоге “Горгий” так “Крайнее зло и великий вред, - чтобы моя душа пошла в другую жизнь отягощенная грехами”. И в диалоге “Федон” он говорит: “Если душа умирает вместе с телом, то это на пользу беззаконным: ибо они пожили как им угодно в этой жизни, и не дадут ответа за свои деяния”. Но так как душа безсмертна, они не смогут избежать кар за свои дела. И Сивиллы, чьи пророчества так общеизвестны, говорили следующее. Эритрейская Сивилла сказала о карах адского мучения: “Вечный огонь будет жечь грешивших”. То же говорила дельфийская Сивилла и другие изречения которых я пропускаю, чтобы не растягивать речь.

Перехожу к нашим современникам, которые не только волей ума но и делами, кровью исповедовали общее воскресение. Это святые мученики, вытерпевшие различные истязания, это преподобные подвижники, которые перенесли столько зол, идя по тесному пути скорбей и сохранив воздержание, чтобы принять воздаяние за свои труды. Отсюда ясно неложным образом, что если нет другой жизни, то они бы не презирали так временную, не показали бы такую жестокость и немилосердие к своей плоти. Столькие учителя и ученые мудрейшие люди из всех городов, из всех частей мира, в стольких сочинениях засвидетельствовали эту истину! Те, у кого возвышенный ум и великая мудрость, те заставили и простых и неученых людей не сомневаться в этом. Цари и императоры - Константин Великий, Феодосий и их преемники, мудро правившие всем миром, имевшие большую власть и силу, тщательно изучали и допытывались, есть ли другая жизнь. Они исповедовали и уверились, что, без всякого сомнения, другая жизнь есть. Словами и делами, своей доблестной жизнью утвердили это. Но почему я предлагаю увериться в том по свидетельствам людей? Господь во многих местах Священного Евангелия возвестил эту истину: Блаженны нищие, потому что ваше Царствие Небесное. Блаженны плачущие сейчас, ибо будете веселы. Радуйтесь, ибо мата вам многая на Небесах. И в других местах подобное. Если бы не было других свидетельств, а только это свидетельство Владыки, то его достаточно, чтобы мы не сомневались.

Поэтому безстыдно и нечестиво говорить, что нет воскресения мертвых. Значит, патриархи и пророки не знали, что говорили? А апостолы и церковные учителя нас обманывали? И те, кто возненавидели наслаждения мира и терпели зло в надежде на награду другой жизни, заблуждались? И что же, мученики без всякого смысла претерпели смерть, если после смерти нет никакого воздаяния, нет благодатного дара за их героические и славнейшие подвиги? Говоря просто, отрицающий воскресение утверждает, что Учение и Закон Христа лжив.

Если нет воздаяния за дела и деяния, то мы, христиане, глупее всех язычников, потому что ведем тесную и полную трудностей жизнь. Так что не заблуждайтесь в том, есть ли воскресение мертвых. Не проводите безтолково жизнь, но исправьте вашу душу, грешники. Не засиживайтесь в безделии, откройте очи и уши ума, услышьте спасительный совет, который вам дает пророк Иеремия: Воздайте Господу Богу нашему славу, прежде помрачения, и прежде ссечения ног ваших под мрачные горы. И вы будете в свете, а там сень смертная. И Владыка наш лучше всех вразумляет в 21 главе Евангелия от Луки: Следите за собой, дабы не отяготились ваши сердца в пьянстве и хмеле, и житейских заботах.

Внезапно для вас настанет тот день. Берегитесь, люди, не предавайтесь пьянству, хмелю и хлопотам и мирским заботам. Бойтесь пришествия великого Бога, Всецаря всего, - так же, как вы боитесь присутствия земного судьи, взвешивающего ваши деяния.

О, безумие! Когда царь приходит в ваши края или посылает другого испытать вас в отступничестве, - вы что, сговариваетесь с другим правителем, чтобы предать город в его руки? Что тогда будет делать царь? Всех, кого найдет виновными, предаст смерти без милости. и сколь будут в страхе тогда те, кто знают за собой такие прегрешения. Судите сами о себе, без моих слов. Сколько бы те люди дали, чтобы избежать гнева земного Судии! Воистину, они бы подарили все сокровища, израсходовали все свое золото и серебро, продали виноградники и поля и претерпели бы любой ущерб, только бы избежать смерти. О. грешник, ты находишься в величайшем бедствии, но не знаешь этого, а поэтому и не заботишься о своем спасении. Царь придет однажды с Неба со всеми Ангелами, созовет все стихии и все сущее против тебя. чтобы истребить тебя праведно, ибо ты предал Его умственно понимаемый град врагам Его. То есть ты предал свою душу, исполняя волю диавола. И ты не думаешь, несчастный, чтобы обратиться к покаянию. Ты так робеешь земного царя, а Небесного Царя вовсе не боишься? Чтобы избежать земного царя, который не может сделать тебе большего зла, чем лишить тебя временной жизни, ты можешь выдержать всякую скорбь и истязания, отдать все свое имущество, чтобы искупить из его власти тело, а душу погубить. Ты не желаешь дать и половину милостыней? О, невежество и суета! Чтобы избежать смерти тела, которая все равно завтра совершится, ты столько делаешь! А чтобы искупить тело и душу вместе от вечной и нескончаемой смерти, ты не прилагаешь, безумный, никакого старания?

Этого достаточно, чтобы подвигнуть бездумного и ленивого к покаянию. Скажем немного о славе рая, чтобы всякий понял, каких благ он лишается из-за унылого безделия.

 

Песенное сочинение Льва VI Мудрого на Второе пришествие Господа

(по алфавиту)

 

(Лев VI Мудрый. византийский император. Родился в 866 г. в Константинополе, получил блестящее образование у Патриарха святого Фотия Великого. В 886 г. стал преемником на троне своего отца, Василия 1 Македонца. Правил до смерти в 912 г. Несмотря на безпорядочность своей личной жизни, за что был в конфликте с Церковью, назван Мудрым по причине широчайшего и многостороннего образования, больших духовных способностей и множества сочинений. Кроме этого стилизованного стихотворения о будущем Суде, он составил ямбические “надписания” и “раков”, то есть палиндромоны - фразы, которые одинаково читаются в обе стороны. Император был и трудолюбивым гимнографом. Он написал славословия на утрене восьми гласов (по одиннадцати Евангелиям утрени), стихиры пятничной вечерни перед Вербным воскресением и апостихи хвалитны того же дня, славословие апостихов вечерни Пятидесятницы (“Приидите, людие... “), самогласны Крестопоклонной недели и другое. Также он писал множество речей на праздники, хвалебные и надгробные речи. “Хрисмы” (сборники полезных примеров и изречений для писателей и проповедников) Льва, приводимые у многих византийских писателей, имели большое распространение в Византии и во времена турецкого владычества. Они находятся в обращении и сегодня. Сохранились другие его труды: догматические, литургические, молитвы и афоризмы. Самыми значительными являются сочинения, написанные, очевидно, в сотрудничестве со специалистами. Среди них: “Льва во Христе Боге самодержца краткое предание военной тактики”; “Книга Епархик” (о ремесленных корпорациях в Византии, законченная после смерти Льва); “Чин председательствования” патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов (книга содержит разделение управление в византийской Церкви и другие сведения); “Шестидесятикнижие Царское” (толкование законов); “Самодержца Льва Августа новые распорядки или исправительное прояснение законов” (содержит 118 “поновлений”). Два последних юридических сочинений, как и ряд малых, столь значительны, что законодательная деятельность Льва может быть сопоставлена с деятельностью Юстиниана. (Прим. греческого издателя).)

 

Ах! Поднимаясь с земли в столкновении ветра внезапном,

Я воспарю над долиною плача.

Как не рыдать над мученьем, что меня ожидает?!

Боже! Земля пополам раскололась!

Волею силы Всевышнего бездны отверзлись, скрытые ныне,

Горько взываю: “Увы мне! Увы мне!”

Гробы украшены тонкой резьбою,

Но полные тлена и праха,

Меня устрашают зияньем бездны и мраком, - - А чудились местом покоя, оплаканном тайно живыми.

Дико, мучительно, страшно виденье!

Хищным червем оно подползает, Вьется хвостом, жадно пасть раскрывает, Чтобы пожрать богатевших безстыдно.

Слезы подаждь мне, Слове и Боже, прежде,

Чем чуждого благодеяньям,

Не сотворшего ничесоже,

Скроет могила, иссушат рыданья!

Ей, Господи! Скрежет зубов там, плач, истязанье,

Бездна холодная, полная мрака,

Стоны и слезы от адского страха.

Ждут весы проверки дел моих горьких,

Но чаша добра столь легка, невесома,

Что перевесит лукавство деяний порочных. Зной покрывает меня и смятенье воздухов,

В дрожи творенья земные, слышатся стоны,

Громы ударов камней друг о друга,

И Небеса преклонились в послушании грозном.

Истинно все, страхом я переполнен.

Огнь всесжигающий, лава пленяет озера,

И пламенеет, и хлещет возмездьем мне справедливым.

К Тебе прибегаем, Мати Мария, Надежда всех земнородных,

Верных Заступнице, удел нас, убогих!

Мира Отрада, исторгни меня из погибели вечной!

“Лик проясни свой!” - к себе же взываю. Умной зеницей взгляни на труды и боренья, И оцени свои скорби, удары, мученья.

Жалкую, слабую душу подвигни на покаяние И теплотой своих слез уведи на дорогу исканий.

Мой Судия грядет, в облаках восседая. Видит творенье Свое до самых его оснований,

И мановеньем Его воздух весь сотрясаем. Нет уже гор и ущелий, вихрь все развеял. Боже Всевышний судит грешную землю, И ненасытный огонь сожигает просторы, Плачут моря, стонут камни и горы.

Отблески звезд тут же гаснут бледнея, И мириады светил замрут в онеменье.

Чем же я встречу Второе пришествие Владыки?!

Правя на троне высоком, пощади меня, Боже!

Матери Девы мольбою, святых и всех Твоих Воинств,

Даруй прощенье десницы Твоей творениям грешным!

Реки иссякнут и море до дна обмелеет,

Ужас обымет, душа от безумья сомлеет.

Страшно увидеть, что океана стихия

Вся сожжена и истлела как лист от пожара.

Так все! - Но ум отвергает,

И согрешая безсчетно, душа не трепещет, Что суд ее настигает.

Ухо услышит звон трубный невыносимый,

И земля вся предстанет огромной могилой,

Море своих мертвецов воскресит в страшном восстанье!

Фразу замолви, о Приснодева, мне в оправданье! Ты - мой покров и защита, исхити меня из страданья,

Ибо никчемны деянья, надежда в сомненье.

Хрупкие плиты могил вмиг раздроблены будут, Архистратиг Михаил на ответ Судии всех торопит,

От концов четырех предстоят, и душа от ужаса вопит.

Царь на Престоле Своем восседает, Книги разгнет, приводящие в трепет,

Вкруг Ангелов множества и человеков.

Что муки нас ждут, наперед уже знаю.

Бесы готовы повинных взять в вечную муку.

О Приснодева! Будь моею порукой!

Первый я и последний средь грешников, - то несомненно,

А потому вся надежда непрочна и тленна!

Шепчет кротко Господь правым слова утешения,

А недостойных шлёт прочь, в геенну мучений.

Одних воссылает Он к славе, других - к поражению.

Щади меня, Боже, по Твоему милосердию,

Не предай Твоим Ангелам грешного от рождения!

Это благоутробие обойдет нечестивых,

Мудрецов, самодержцев, бельцов,

Монахов и судий спесивых.

Юнцы разойдутся с отцами, жены с мужьями...

Кто не оплачет ужас разлуки? -

Ибо во веки веков не сплетутся их руки! Я о душе трепещу, что брошена будет в геенну,

Ангелы огненосцы повлекут ее без боренья.

Так покайся же прежде конца из глубин помышленья!

О, сокровища бездны, о, небесные хляби,

Обнови Ты Ноев потоп на земле, мой Спаситель,

И покрой теперь грязь моих похотений.

О, Владыко веков, Отче, Сыне, Дух Божий,

О, единство нераздельное триипостасно,

Время дай разрешить окаянные грешника путы.

О, Госпоже Богородице, скоро на помощь потщися!

Ибо секира меня, как безплодного, устрашает.

Лезвие серпа, безпечного, быстро отринет, Веятель мне огнем, как шелухе, угрожает!

 

Глава 21

О неизреченной славе рая и блаженстве праведных

 

Око не видело, и ухо не слышало, и в сердце человека не восходило что приготовил Бог любящим Его, - говорит блаженный Павел в Первом Послании Коринфянам. Если этот чудный муж, восхищенный до третьего Неба, слышавший неизреченные глаголы, не мог достаточным. образом изъяснить и рассказать о том славном блаженстве, то как дерзну я, недостойный, безопасно переплыть это море, будучи грешным и неученым? Что я скажу? Если бы можно было соединить все языки людей, все звезды на небе и все листья деревьев, чтобы их превратить в благоглаголивые языки, причем языки мудрейших из благоязычнейших ораторов, то все равно нельзя было бы полно рассказать о непостижимых и неизглаголанных благах, которые око не видело, ухо не слышало, и ум не может понять.

Немного почувствовать эти блага и ощутить их малое благоуханий удостоились некоторые добродетельные люди. Они узрели в видениях некую часть того неизреченного наслаждения и немыслимой красоты и оставили нам письменные свидетельства, чтобы уязвить наше сердце к спасительному рачению.

Кесарий пишет в одной из своих “Бесед”, что в общежительном монастыре жил некий благоговейный и добродетельный монах. Он 30 лет был в послушании у всех, и добросовестно исполнял все заповеди Господни. В конце своей жизни он увидел в видении, как его душа попала в рай и удостоилась божественного блаженства. Затем он вернулся в себя, позвал игумена и братию и сказал им с веселым и радостным ликом: “О сладчайшая и полная света предвосхитившая ночь, сколь она была славной и светлой ради меня! Я слышал чудесные гимны в раю, пели на Небесах хоры Ангелов и блаженных мужей. Они воспевали Бога сладчайшим мелодическим пением, не прекращая звука, ибо думали о неизреченной славе и неизъяснимой красоте единосущной и нераздельной Троицы. О, сколь согласны их гимны и песни! В наших псалмопениях очень большое несогласие и смешение, труды, страсти, пот. Но в том блаженнейшем Царствии нет ничего из этих недостатков, все небесные духи согласны в сладостной мелодии, и человеческого языка недостаточно, чтобы ее высказать. Они не устают славословить Творца, и сколь Его воспевают, столь в них увеличивается желание Его славить. Я видел в тех блаженных хорах и узнал некоторых из почивших наших братьев, которые стали безсмертными и возвысились в великой славе блаженства. Они скончались в послушании и теперь столь сияют, что я, дивясь их благолепию, наконец понял, что лишь смиряясь здесь, в мире, можно возвыситься и прославиться особо. Я спросил их, сопричислюсь ли к ним, стану ли я там соучастником в столь великом блаженстве? Они ответили мне, что тот, кто жительствует без упрека и греха в плоти, кто хранит монашеское призвание незапятнанно и безукоризненно, удостоится такого ликования”. Так он рассказал видение, объявил чудесные и необычайные вещи и через несколько дней отошел ко Господу.

В книге “Цветущий луг” (в главе 6 “О славе рая”, на листе 269) сказано, что в общежительном монастыре жил очень благоговейный к божескому монах, исполнявший все монашеские обеты. Он, когда услышал стих пророка: Тысячи лет в очах Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошел, - то часто исследовал его в уме и не мог постигнуть смысла. И так как в том монастыре не было мудрого учителя, которому можно было бы задать вопрос, то монах совершал моление к Господу, чтобы Он ему открыл значение этого стиха.

Так он часто молился, и его послушал творящий волю боящихся Его Господь. Однажды после прочтения последования утрени все братия разошлись по келлиям, он один остался в Церкви и молился по обычаю. Тогда он увидел орла, прекраснейшего сверх естества. Орел кружился по всему храму, часто пролетал и близко к монаху. Монах радовался такой красоте и примерялся его схватить. А орел удалялся, и монах шел за ним, пока они не достигли леса поблизости монастыря. Орел летел не высоко, как другие орлы, но близко к земле, чтобы преподобный мог за ним следовать. И когда монах пришел в скрытое место леса, орел начал песню, столь приятную и сладостную, что человек пришел от сладости в дивное состояние. Он только осмыслял с неизреченным радованием это райское песнопение. Плоть его Божественным велением стала нетленной. Он не чувствовал ни холода, ни голода, ни другую нужду, ни тление тела, а только стоял в этом Божественном чудотворении, как будто был собственно в раю и слушал песнь Ангелов, воспеваемую орлом.

Так прошло триста лет.

Когда Ангел, принявший облик орла, отошел в Небеса, монах, придя в себя, пошел в монастырь, думая, что он только на час отлучился оттуда. Когда он подошел к монастырю, привратник его спросил, кто он. Монах удивился, что привратник его не узнал, и говорит ему: “Я звонарь такой-то, неужто ты меня не узнаешь?” Привратник подумал, что тот сошел с ума и сказал ему: “Иди своей дорогой, у нас есть звонарь, а тебя я никогда не видел, и никогда ты не был в нашем монастыре”. Благоговейный монах в изумленнии назвал ему чины этого монастыря и имена братиев. Тогда у игумена собрались все, но монах никого не узнал. Поэтому он сказал им, пораженный: “Я недоумеваю, братия. как случилась такая перемена за час, когда я отлучился от вас, что ваш облик изменился? И я никого не узнаю, и вы меня. Свидетель Господь. Думаю, что не прошел и один час, когда я вышел из монастыря после чтения последования утрени. Тогда был такой-то игумен, такие-то старцы и все другие”. Настоятель просмотрел книгу, где были записаны имена всех братьев. Он узнал, что эти братия жили 300 лет назад.

Тогда игумен стал его спрашивать, что он за человек, какие добродетели совершил, чтобы знать, как он удостоился от Бога такой благодати. Монах ответил: “Я не знаю никакой добродетели в себе, только я всегда был послушен настоятелям, ко всем братьям относился с совершенной любовью, никогда никого не раздражал. Особенно я благоговел и стремился к Всенепорочной Владычице, и каждый раз читал Акафист”, Затем он рассказал им во всех подробностях, как изложено выше, историю с орлом. Братия слушали, понимая смысл, и плакали от радости. Его все лобызали и смотрели на него, как на небесное творение, а не земное, ибо его слова казались им поистине божественными, не человеческими.

Тогда настоятель сказал монаху: “Воздай славу Всемогущему Богу, Который удостоил тебя такого дивного состояния. Ибо никто другой не видел подобного во временном и суетном мире. Ты на деле постиг некую часть небесного пения и неизреченного ликования. Триста лет ты был на Небесах, а тебе они предстали одним часом! Какую же радость и умиление будут чувствовать святые в раю от того блаженного вкушения Богородицы и Живоначальной Троицы! Им тысячи лет будут представляться одним днем, по речению Давида, смысл которого ты так желал знать”. Когда преподобный услышал это, то постиг истину и, прославив Господа, заплакал от ликования, и попросил причастить его Святой Плоти и Крови Спасителя нашего. Приняв не знающих скверны Божиих Таин, с великим благоговением он сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... “, - и так до конца, а по окончании предал в руки Божии святую свою душу.

Послушай, читатель, также и рассуждение, написанное мудрейшим Августином об этом блаженстве: “О, жизнь неизглаголанная, приготовленная Богом для друзей Его. Жизнь блаженная. Жизнь безпредельная. Жизнь, которая не знает тления или превратности. Жизнь безпечальная и безсмертная. Там нет врагов, чтобы вредить, нет скорбей, чтобы доставлять кому печаль. Любовь совершенна, а страха нет. День вечный, а ночи нет совершенно. Законная пища души - видеть Бога лицем к лицу. О, жизнь всевожделеннейшая, прославленнейшая и всерадостная. Я радуюсь, когда рассуждаю о твоем сиянии.

Ликует моя душа, когда думает о тебе. Стремится и желает сердце мое. И чем больше тебя я предвижу и о тебе размышляю, тем больше меня уязвляет рачение вожделения моего. Я рад мыслить о тебе и, когда вспоминаю тебя, торжествую. О, жизнь безпредельная и воистину блаженнейшее и всепрекрасное Царствие, у которого нет ни конца, ни смерти. Времена не сменяют друг друга. День не вечереет и не знает никаких изменений. Этому радуется несущий трофеи солдат, когда встречает хоры Ангелов и увенчивается неувядаемым венцом славы, воспевая на псалтири Господу. Счастлив и воистину блажен тот, кто удостоился видеть твою славу и светлость, о рай, стены и врата твоего кремля, твои аллеи, дворцы, родовитых граждан и всемогущего и преславного Царя твоего! Камни стен безценны, врата из прозрачных жемчужин, а дворцы все из золота, украшенные россыпью изумрудов и сапфиров.

Прекрасна и красивее всего матерь наша, Иерусалим, в радованиях твоих. Вещей, претерпевающих тление, в тебе нет, нет ничего временного. Свет, который непрерывно тебя освещает, не от ламп, или звезд или луны, или чувственного солнца - но истинный Свет от света, Бог от Бога дает тебе сияние”.

О, христианин, какое ликование ты будешь вкушать там, если поживешь здесь со страхом Божиим, в этом временном поселении твоем а затем пойдешь от смерти в безсмертие, от тления - в нетление, из мрачной темницы - в многосветлый и сияющий рай, где хоры Ангелов радуются сладчайшей мелодией и братски получают один от другого славу и честь. Там празднуется одно радостное торжество, полный духовной радости праздник, звучно и без перерыва, с мелодией сладчайшей и вдохновенной. Там ликует чин пророков, славный хоровод апостолов, непобедимое войско мучеников, благоговейное собрание преподобных и исповедников. Там овцы и агнцы, освободившиеся от капканов и сетей настоящей жизни, радостно ликуют во вкушении веселья подобным образом, но по степени достоинства различно. Ибо зависть, соперничество, ссора и спор туда не вмещаются, но царит совершенная любовь. Бог есть все во всем, и о Нем непрестанно размышляют, и всегда расцветают в рачении и вожделении к Нему. Любя, они Его воспевают, а воспевая, Его любят.

И всякое их делание и хвала не прерывается и не знает усталости Чести одного радуются и вкушают все, будто она их собственная, - ибо такова любовь от природы. Так и в этом мире мы часто видим, что когда кто-то любит своего родственника с душой и сердцем, или какую-нибудь женщину плотским рачением, то любовь столь сильна, что он радуется добру возлюбленного и воспринимает от него, будто оно его собственное и даже более. И если плотская любовь обладает такой силой, то какой силой, как ты думаешь, обладает духовное и Божественное рачение. Счастливы и блаженны те, кто удостоились слышать мелодичные песни, и музыки на Небесах. Они есть непрестанный звук совместного псалтирного пения с небесным хороводным пением Аллилуйя - пред лицем Царя и Бога всего - да видят Его в славе Его! Как Он сказал Отцу: Отче, это воля Моя, чтобы находились со Мной те, кого Ты Мне дал, чтобы они видели светлость, которую Я имею вместе с Тобой прежде создания мира.

О, монах, если ты чувствуешь такую радость в мире, когда умилен, и тебе приходит в плаче такое утешение, что твоя душа ликует и благодатно радуется, то какое вкушение, как ты думаешь, обретешь там, где нет больше места слезам, и не нужен плач, но всегда радование и ликование? Выйди из темницы своего тела и подумай о награде и плате, которую ты получишь там за малое время, проведенное в труде и добродетели. Какую честь ты получишь, когда священная Приснодева Богородица и Сам Господь Жених вместе со всеми святыми выйдут тебя встречать и Он тебе скажет эти словам Песни Песней: Вставай поспешно, и следуй за мной, прекраснейшая моя горлица. Кончилась зима, и появились цветы! Какую радость примет твоя душа, когда святые Ангелы возведут ее к Божественному Престолу, чтобы объявить твои добрые дела: молитвы, посты, милостыни, другие благодеяния, а также кресты и скорби, которые ты претерпел за Господа? Тогда и будет узнано достоинство добродетели. Там хороший человек почитается согласно его труду. Там поется псаломская песнь Давида: Если бы не Господь помог мне, то вскоре жила бы в аду душа моя. Туда входят доблестные воины, мужественные жены, победившие мир и женскую слабость. Они прославлены двойным трофеем: плоти и мира. Они украшены неувядаемыми венцами и золотыми головными повязками. Там много юношей и совсем маленьких детей, которые победили нежность своих лет добродетелью и рассудительностью и прияли награду за свою девственную чистоту. Там они узнают своих друзей, отцов и учителей, обнимают их в святом лобзании и получают сладчайший плод добродетелей, хотя в другое время их корни и казались им полными горечи.

Сладок прохладный воздух в полдневную жару. Очень приятна вода жаждущему путнику. Сладостен сон и отдохновение для работавшего раба. Но всего слаще любовь святых и примирение на войне, уверенность после опасности, совершенное отдохновение после прошедших скорбей и трудов. Закончились войны, и больше никому не нужно быть вооруженными: как израильтяне, когда взяли возвещенную землю, оставили оружие и забыли все страхи и смятения войны, и каждый под сенью деревьев радовался сладким плодам мира и упокоения. Те, кто посеяли здесь слезы, там будут пожинать вечное ликование. Там Георгий, Димитрий и другие страдальцы, - они сияют как многосветлые звезды, ликуя и торжествуя, что за малый и временный труд получили столь великое вкушение. Там Иоасаф, Антоний, Евфимий и все преподобные. Они радуются, получая многократную оплату своих трудов.

Говоря просто, там все святые - пророки и священномученики. Особе там стоят божественные апостолы. Их предстатель и чиноначальник стоящий первым, - великий Предтеча и Креститель Иоанн. Они ликуют и возрадуются в песнях, и прославляют Бога, что Он им дал силу презирать суетный мир. Они - счастливцы, ибо победили плоть и совершенно подчинили ее духу, и получили за земные и временные вещи, которые они презрели, вечные и небесные. За малый труд они вкушают безмерное отдохновение. За малый позор и безчестье от язычников - неувядаемую честь и славу. За временную скорбь - неизглаголанную радость. И, говоря просто, за преходящее и тленное, что разрушается как дым и вянет как полевые цветы, они получили вкушение нетленное и всегда остающееся. Об этом и мыслят святые и пребывают в радости, когда видят всегда пребывающую славу Пресвятой Троицы. О, сладчайшее прославление! О, избранное сопровождение! Блаженны те, кто тебя вкушают, и трижды несчастны те, кто лишены твоей красоты.

О, человек, если тленным и временным вещам Всеблагой Бог дал благообразие, то какое благообразие имеют вещи нетленные и вечные. Если ты возвысишь очи к небу, то увидишь всесветлое солнце, сияние луны и звезд. На земле ты будешь видеть прекрасные и дивные творения: горы, холмы, долины, ущелья, разные деревья и животных, пестрые цветы и прекрасные лилии, источники и озера, реки и море. Ты видишь золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг и другое подобное. Итак, если в этой юдоли слез и скорбей, в нашем изгнании и поселении Всеблагой Бог нам дал такие прекраснейшие вещи, то каковы. как ты думаешь, будут в раю? О, богатый дарами Владыко, если в телесных упражнениях в этой темнице духа Ты нам даровал такое вкушение, то какие блага ты нам дашь в истинном и блаженном нашем отечестве? Если грешникам, Твоим врагам, ты даешь столько радостей в этой жизни, то какого радования удостоятся в будущем веке Твои друзья?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...