Игра «Птички». Игра «Обезьянка». Игра «Догонялки». Игра «Поймай игрушку». Игра «Возьми, положи, брось». Игра «Найди место для игрушки»
Игра «Птички» Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. Ход игры. Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь» к нему. Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Комментарий. Это упражнение предлагается и на последующих занятиях. Игра «Обезьянка» Цель. Обучение подражанию мелким движениям рук. Оборудование. Игрушечная обезьянка. Ход игры. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопание в ладоши, постукивание и пр. Игра «Догонялки» Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и с группой, обучение ребенка подражанию действиям взрослых. Ход игры. Проводится в подгруппах из 2—3 человек. Психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза ребенку и предлагает ему догнать других детей. Аналогичные игры можно проводить с куклой — в этом случае дети поочередно показывают действия на ней. Учитывая наличие страхов у детей с аутизмом, трудности контакта с ними, можно предлагать выполнять активные роли родителям, а также здоровым детям, участвующим в занятиях. На втором этапе коррекционных занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах. В то время как здоровый ребенок в процессе многообразных действий с предметами учится различать их форму, величину и другие признаки, ребенок с аутизмом чаще совершает стереотипные действия с предметами (подкидывание, катание, сту-чание и пр. ). В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий. Опыт нашей работы показал, что специальные занятия, направленные на развитие гностических процессов, моторных функций, целесообразно проводить с ребенком индивидуально. Вместе с тем с этой целью можно использовать и следующие групповые психотехнические игры.
Игра «Поймай игрушку» Цель. Обучение ребенка различению формы. Оборудование. Круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски. Ход игры. Психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее. Игра «Возьми, положи, брось» Цель. Развитие умения слушать и понимать речевую инструкцию, совершенствование предметно-практических манипуляций. Оборудование. Кегли, корзина или коробка. Ход игры. Психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, можно организовать соревнование «Кто быстрее? ». Занятие можно усложнить. Детям предлагается закинуть кегли в коробку с учетом цвета. Игра «Найди место для игрушки»
Оборудование. Кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры. Психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование. Комментарий. Аналогичные занятия можно организовать и за столом. Игра «Собери фигурки» Оборудование. Доски Сегена. Ход игры. Небольшая группа детей располагается за столом. Каждому ребенку предлагается по команде собрать и разобрать доски. Со временем игры можно усложнять за счет необходимости дифференцировать более сложные формы, величины предметов и пр. На третьем этапе психологической коррекции можно перейти от мани-пулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным моментом является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий. Игра «Пришел Мурзик поиграть» Цель. Формирование у детей игровых манипулятивных действий. Оборудование. Игрушечный кот Мурзик и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке. Ход игры. Проводится в небольшой подгруппе детей. Психолог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик (в руках психолога и с его помощью) показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять фигурки — столько, сколько хочется, и расставить их на столе. Следует отметить, что многие дети с аутизмом, как правило, «хватают» большое количество предметов. Не следует им делать замечание, однако в процессе занятия необходимо обратить внимание всех ребят на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр. На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения (см. гл. 14). Еще раз напомним, что, кроме групповых занятий, детям с тяжелой формой аффективной патологии рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на коррекцию гностических и речевых процессов.
Основными задачами закрепляющего этапа психологической коррекции являются: 1. Формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата. 2. Преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр. ), закрепление усвоенных форм поведения и общения. 3. Перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье, детском коллективе). Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Особенно важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью мы предлагаем на этом этапе группе такие правила, как выбор игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен видеть и поощрять любую инициативу и активность ребенка: хвалить его в присутствии группы, давать ему возможность исполнять роль ведущего. Освоение ребенком новых игровых форм является чрезвычайно сложной задачей и требует от психолога максимума усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|