Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Теория обучения (дидактика).




Тема 2. Теория обучения (дидактика).

План:

1. Общее понятие о дидактике.

2. Задачи и принципы дидактики

3. Организационные формы и методы системы обучения

4. Образовательные технологии

5. Понятие педагогики в деятельности сотрудников ОВД как научной отрасли и учебной дисциплины

Вопрос 1. Общее понятие о дидактике

Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить? » и «Как учить? » Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, среди которых есть и весьма существенные, например, «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности? », «Кого учить? », «Для чего учить? » и «Где учить? ».

Итак, дидактика — одна из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педагогики. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения «на глазок». Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы (вуза) новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

Дидактика исследует обучение на теоретическом уровне, безотносительно к преподаванию конкретных учебных предметов. Она рассматривает функции и движущие силы процесса обучения, его логику и структуру, формулирует принципы обучения, предлагает различные способы построения содержания обучения, формы взаимодействия педагога и учащихся, способы подачи и усвоения учебной информации.

Современная дидактика предлагает педагогу огромное разнообразие дидактических концепций, теорий и технологий обучения. Основывая свою работу на тех или иных теоретических положениях, педагог должен учитывать, что эффективность их применения зависит не только от достоинств самой дидактической теории, но и от особенностей учащихся, а также от личностных и профессиональных качеств самого педагога.

Обучение – это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие умственных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Обучение осуществляется под руководством специально подготовленного лица (руководителя, педагога). Обучение также можно определить как процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений, в ходе которого осуществляется образование человека. Результатом обучения является обученность личности, группы людей. Основным содержанием профессионального обучения выступает обеспечение специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками; профессиональное обучение подчиняется необходимостью подготовки специалистов (сотрудников ОВД) к решению практических (профессиональных) задач.

В системе профессионального обучения осуществляется сочетание этих видов обучения. Профессиональное обучение может осуществляться и в ходе профессиональной деятельности в целях ее совершенствования, причем на базе ранее полученного образования. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления.

Термин «образование» несколько шире по своему значению, чем термин «обучение». Образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, то есть без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине «образование» в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек – это не только знающий человек, но и обладающий высокоценными в обществе качествами личности.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины.

В последние годы к числу общепедагогических дисциплин стали относить и сравнительно «молодую» отрасль педагогического знания — педагогическую технологию — прикладную педагогическую дисциплину, обеспечивающую взаимодействие педагога с учащимися или воспитанниками. В рамках этой дисциплины обосновывается система производимых педагогом и воспитанниками операций для получения заданного результата. Иначе говоря, педагогическая технология отвечает на вопрос «как действовать? ».

Одновременно образование выполняет и личностно-формирующую функцию, объединяя просвещение с воспитанием, развитием и обучением. Это уместно и потому, что научная картина мира – это не бесстрастное отражение в сознании человека, а его мироотношение, способность к самостоятельным суждениям и решениям, развитый интеллект, способность к творчеству, созиданию, непрерывному самосовершенствованию, выбор цивилизованного образа жизни. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что основные категории педагогики взаимосвязаны; ключевым и наиболее широким выступает понятие развития личности, развитие происходит под влиянием как биологических, так и социальных факторов; социализация выступает составляющей развития, а воспитание, обучение и образование – составляющими социализации. Закономерности развития и социализации важно учитывать при выборе методов педагогического (психологического, юридического) воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...