Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Система педагогических наук: классификация




Развитие образования стимулировало и процесс развития педагогической теории. Постепенно, по мере накопления научных знаний и их специализации, внутри педагогики происходила дифференциация: от общей науки отделялись новые, которые приобретали статус самостоятельных педагогических наук. Параллельно создавались и оформлялись аналогичные учебные дисциплины. К основным отраслям педагогики относятся: преддошкольная и дошкольная педагогика; педагогика школы; частные методики; специальная педагогика, дефектология; история педагогики; педагогика высшей школы; профессионально-техническая педагогика; военная педагогика; юридическая педагогика; этнопедагогика; андрогогика; социальная педагогика; аутогогика; педаутология.

Педагогика стала многоотраслевой наукой. Каждая из отраслей не потеряла связи с общей педагогикой. Развиваясь самостоятельно, все отрасли используют ее достижения и опираются на смежные науки. Одни педагогические науки уже имеют свою историю развития, другие находятся в стадии становления. К последним можно отнести андрогогику (изучает закономерности обучения и воспитания взрослых людей) и аутогогику (исследует закономерности самовоспитания).

1. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

2. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика. Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т. е. тоже превращается в науку педагогическую.

3. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, юридическая, спортивная, общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований. Особое место занимает в этой системе так называемая педеуто-логия — отрасль науки, которая занимается изучением особенностей профессиональной подготовки учителей; назовем также педагогику общения.

4. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии). В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики.

5. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т. д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т. д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.

6. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.

7. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждый вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку.

8. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т. е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

9. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики.

10. Социальная педагогика изучает закономерности воспитания и обучения детей в процессе их социализации.

11. Лечебная педагогика обучение и воспитание ослабленных и больных школьников.  

12. Гендерная педагогика помогает детям комфортно себя чувствовать в школе и успешно идентифицировать себя как мальчика или девочку.

13. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.

Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики.

Ее основная цель — всемерное способствование созданию правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная — познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

Понятно, что педагогика самостоятельно не существует, а имеет тесную связь с такими науками (рис. 1).

Рисунок 1. Связь педагогики с другими науками

Тесная связь существует у педагогики с философией, использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т. д.

А так же с этикой, эстетикой, антропологией, психологией, физиологией. Экономические науки: оказывают тормозящее или активизирующее действие на образование. С оциология исследует проблемы образования и воспитания. М едицинские науки изучают болезни, которые усложняют процессы воспитания и образования. П олитологией: образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Л огика: развивает мышления в рамках образовательного процесса. М атематика и кибернетика: моделирование и алгоритмизация обучения. Педагогика тесным образом связана со сферой юриспруденции и деятельностью сотрудников ОВД. Так, в процессе общения с самыми разнообразными гражданами сотрудник ОВД определенным образом воздействует на них с целью повышения степени их правовой осведомленности и развития правового сознания.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет сформулировать следующие выводы:

- педагогика является частью общей культуры человечества;

- педагогика тесно связана с другими науками и использует данные этих наук;

- педагогика заимствует научные методы исследования других наук (например, психологии и социологии);

- педагогика применяет конкретные результаты исследования в практической деятельности (например, в сфере деятельности сотрудников ОВД).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...