Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Образовательные технологии




Вопрос 4. Образовательные технологии

Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения.

Рассмотрим некоторые современные образовательные технологии в высшей школе.

Личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение(Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др. ) предполагает признание главной движущей силой профессионального становления и развития самой личности обучающегося, ее потребности в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Решающим фактором развития является взаимодействие студента с профессиональной средой, преподавателями, учеными, специалистами, вовлеченными в реальную и виртуальную профессиональную деятельность.

Данная образовательная технология ориентирована прежде всего на саморазвитие и самореализацию личности в конкретной профессиональной деятельности. Ведущими мотивами этих процессов выступают перспективы профессиональной карьеры и смысловое профессиональное будущее личности, что существенно повышает активность и субъектность студента в образовательном процессе.

Педагогическая позиция преподавателя заключается в инициировании субъектного опыта учения, развитии индивидуальности каждого учащегося, признании самобытности и самоценности каждого человека. Позиция учащегося — свободный выбор элементов образовательного процесса, самопознание, самоопределение, самореализация.

Модульное обучениекак образовательная технология также основано на идее личностно-центрированного подхода, в соответствии с которым центром педагогической системы является обучающийся, а приоритетное значение приобретают самостоятельная работа студентов и самоконтроль. Технология модульного обучения возникла в противовес традиционной аудиторно-лекционной системе, которая игнорирует индивидуальные различия студентов и требует усвоения одного и того же объема учебного материала за один и тот же период времени всеми учащимися.

Разработчики (Дж. Дьюи, Дж. Кэррол, Б. Блум и др. ) данной технологии рассматривают ее как «систему полного усвоения знаний». Ее исходное положение заключается в том, что для усвоения одного и того же учебного материала разным учащимся в зависимости от интеллектуальных способностей требуется разное время. Поэтому оптимальной формой организации учебного процесса будет такая, при которой каждый учащийся получает время, достаточное для изучения требуемого объема материала.

Проблемное обучениепредполагает последовательную постановку перед обучающимися проблем, в процессе решения которых они усваивают не только знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления.

Основной дидактической единицей проектирования учебного процесса является в данной технологии учебная проблема, причем понятия «задача» и «проблема» разделяются. Последовательность действий студента при заданном подходе следующая: анализ условий готовой задачи -» припоминание способа решения -» решение -» формальная сверка с эталонным ответом.

В случае использования проблемного подхода алгоритм действий студента таков: анализ проблемной ситуации -» постановка проблемы -» поиск недостающей информации и выдвижение гипотез -» проверка гипотез и получение нового знания -» перевод проблемы в задачу -» поиск способа решения -» решение -» проверка решения -» доказательство правильности решения задачи.

Технология проблемного обучения позволяет не только приобретать новые знания, умения, навыки, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач. Сущность проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает весь объем знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать способы и средства их решения.

Технология игрового обучениябазируется на постулате, что игра наряду с трудом и учебой — один из основных видов деятельности человека. Главная цель технологий игрового обучения — стимуляция познавательной деятельности студентов в сфере их профессиональных интересов. Игровые технологии опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самореализации. Способность человека включаться в игру не связана с его возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Вопрос 5. Понятие педагогики в деятельности сотрудников ОВД как научной отрасли и учебной дисциплины

Отметим, что педагогику в деятельности сотрудников ОВД можно рассматривать как раздел профессиональной педагогики.

Профессиональная педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются закономерности профессионального роста в системе начального, среднего и высшего профессионального образования; содержание, формы и методы подготовки и повышения квалификации служащих.

Объектом профессиональной педагогики выступает сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду. Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.

Мы будем придерживаться мнения, согласно которому педагогика в деятельности сотрудников ОВД – наука, изучающая педагогические явления в сфере деятельности сотрудников ОВД, а именно:

а) закономерности воспитания, образования и обучения профессионала,

б) педагогические явления и закономерности, которые учитывает и использует в своей деятельности сам специалист (например, методы педагогического воздействия руководителя на подчиненных, сотрудника ОВД на различные категории граждан).

Среди частных задач педагогики в ОВД можно назвать следующие:

- определение содержания обучения и воспитания сотрудников ОВД;

- разработка методики самообразования и самовоспитания сотрудников ОВД;

- разработка методов педагогического воздействия, используемых сотрудниками ОВД при выполнении профессиональной (служебной) деятельности.

В целом можно проследить пять направлений взаимодействия педагогики и органов внутренних дел:

- проявление в деятельности сотрудника его собственных педагогических особенностей - общей и профессиональной воспитанности, образованности, обученности, развитости, профессионального мастерства, опыта. Чем более совершенны качества, способности, привычки, навыки сотрудника, тем выше достигаемые им результаты;

- зависимость служебной карьеры сотрудника от непрерывного самосовершенствования. Надо сознательно и педагогически компетентно, целеустремленно обогащать себя новыми знаниями, навыками и умениями, совершенствовать нужные для профессиональной деятельности и жизни качества, развивать способности, преодолевать личные кризисы;

- влияние на служебный рост и жизненные успехи сотрудника воспитанности, образованности и развитости других людей. Нельзя быть среди людей и не меняться под их влиянием. В этом отношении важны состав и атмосфера в коллективе подразделения органа внутренних дел, отношения в семье;

- связь между решением определенных профессиональных проблем и необходимостью использования сотрудником рекомендаций педагогики. Есть два основных типа профессиональных, педагогически различающихся проблем:

а) в кадровом обеспечении деятельности органов внутренних дел;

б) в оперативно-служебной деятельности, включающей нередко необходимость пользоваться рекомендациями педагогики (при обеспечении общественной безопасности, профилактике правонарушений, работе с несовершеннолетними, в конфиденциальной работе оперативных служб и др. ) для повышения ее эффективности.

Выделяются три основные группы специалистов и служб, которые по характеру своей деятельности в разной степени связаны с необходимостью пользоваться рекомендациями педагогики и поэтому отличаются по требованиям к уровню своей педагогической подготовленности.

Первая группа связана с осуществлением одной из разновидностей педагогической деятельности, а именно юридическо-педагогической. Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность сотрудников кадровых аппаратов, ответственных за социальную и воспитательную работу с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, руководителей факультетов и курсов, учебных отделов.

Для второй группы специалистов, должностных лиц и служб органов внутренних дел характерно наличие отчетливо выраженной педагогической функции, существующей наряду с другими: юридическими, управленческими, организаторскими, техническими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный характер, обслуживающий достижение главной профессиональной цели. Это деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), сотрудников управленческих аппаратов, участковых уполномоченных милиции, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, сотрудников Госавтоинспекции, следователей. При осуществлении педагогической функции им необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других - правовых, организационных и пр. ), компетентно подходить к организации и реализации педагогической функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна углубленная профессионально-педагогическая подготовленность.

Третья группа сотрудников отличается присутствием в ней преимущественно социально-педагогических влияний (о которых говорилось выше) и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида самих сотрудников на граждан, их поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций, а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования. К таким сотрудникам относятся сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей, спецподразделений, которым необходима соответствующая педагогическая осведомленность.

Тема 3. Воспитание в целостном образовательном процессе

План:

1. Сущностная характеристика понятия «воспитание»

2. Особенности воспитания.

3. Закономерности и принципы воспитания.

4. Базовая культура личности.

5. Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...