Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Основные категории педагогической науки.




Педагогика располагает системой своеобразных понятий (категории), отражающих ту или иную сторону педагогической реальности и различные виды ее педагогических явлений. Основными системными педагогическими явлениями, вовлеченными в процесс формирования личности и человеческих общностей, изучаемыми педагогикой, выступают образование, обучение, воспитание и развитие.

Образование - целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан фундаментальными (обширными, глубокими, научными, систематизированными, комплексными) знаниями, отвечающими современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции. Такие знания обеспечивают соответствующее понимания мира, человека, жизни, общества, себя и своей деятельности, формируют привычку и потребность к мышлению, самостоятельным обоснованным суждениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, обогащению человеческого опыта и прогрессу общества. Индивидуальный результат образования - образованность личности, общности, определяемой не по формальным показателям - дипломам, а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих педагогических результатов.

Обучение - целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его — обученность личности, общности людей. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, — образовательное обучение — делает его составной частью образования.

Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т. п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан — составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка.

Развитие - целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности и человеческой общности, ведущий к повышению уровня развитости их интеллекта, способностей, важнейших деловых (педагогических, психологических, психофизиологических, физических) качеств и способностей (организаторских, педагогических, управленческих, следственных и др.; интересов, склонностей, внимания, памяти, воли, устойчивости, ловкости, быстроты реакций, находчивости и т. п. ), более совершенным формам их духовности. Основными составляющими его выступают социальное, культурное, моральное, правовое, интеллектуальное и физическое развитие. Индивидуальным результатом развития выступает развитость личности и группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие личности профессионала-юриста и коллективов правоохранительных орга­нов. Но неверно понимать это как стихийный и само собой разумеющийся педагогический результат. Чтобы развитие шло должным образом, образование, обучение и воспитание должны быть развивающими, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы и, как показывает практика подготовки юристов и других профессионалов, возможны, плодотворны специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др. ).

Все рассмотренные фундаментальные педагогические понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты педагогической реальности взаимно дополняют, обогащают друг друга, формируя целостную человеческую личность.

Понятие «развитие» личности используется наряду с понятием социализации. Социализация - усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной группе; усвоение социального опыта. Для сотрудников ОВД важно, в частности, учитывать закономерности правовой социализации личности для объяснения механизма неправомерного поведения, а также прогнозирования поведения лиц с учетом условий их правовой социализации, определение среди граждан так называемых групп риска (с нарушениями правовой социализации) и осуществлении профилактики преступлений. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания.

Формирование личности - это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

 

Понятие формирования шире остальных категорий. Соотношение между ними можно представить в виде следующей схемы

 

 

 

Как категория педагогики педагогический процесс включает всю систему учебных и воспитательных средств, применяемых в том или другом учебном заведении и организованных в соответствии с требованиями педагогики.

Профессиональная подготовка — (система организационных и педагогических мероприятий) система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ.

Повышение квалификации – вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям.

Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов, педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...