Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль природных условий в формировании пространственной структуры садов и парков




ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ

   

Понятие о природном

И антропогенном ландшафте

Территория нашей страны богата природными ландшафтами. Их разнообразие обусловлено зональностью — это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и смешанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтропическая зона. Все это создает неповторимое природное своеобразие.

В современной ландшафтной архитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ландшафта. По определению Л. С. Залес-ской, Е, М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понимании — это однородный участок суши, окаймленный естественными границами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, т. е. состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов,

К природным ландшафтам относятся ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природной среды и не носящие следов деятельности человека.

Существуют пять основных ландшафтных компонентов: земная кора, воздух, вода, растительность и животный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонента, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропоген-

ного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем.

Поверхность Земли имеет разнообразный рельеф. Этот рельеф соответственно обтекается воздушными потоками, а также диктует и распределение воды. В результате складывается местная климатическая характеристика участка с определенным растительным и животным миром. Так, упрощенно можно описать структуру любого естественного ландшафта. Но в любом ландшафте основой, «скелетом» является рельеф; его изменение неизбежно вызовет изменения во всех остальных компонентах.

Вместе с тем на Земле очень мало ландшафтов, не тронутых человеком. В процессе хозяйственной деятельности человек изменяет некоторые природные компоненты: растительность, почву, водный режим, фауну. Эти изменения нарушают сложившиеся в ландшафте связи и взаимодействия между природными компонентами. Необходимость освоения территории и проникновение человека в природу вызывают изменение ландшафта, в результате чего возникают сети дорог и линий электропередач, заводы, поселки и пр.

Как утверждают Л. С Залесская, Е. М. Микулина, антропогенные ландшафты существуют уже давно, как давно существует хозяйственная деятельность человека.

С расширением масштабов челове-ческой деятельности результаты ее стали в ряде случаев приобретать необратимый характер. Эти постепенные изменения ландшафта охватывали все большие участки земли. Позднее к ним присоединились изменения, вызываемые промышленным производством, добычей полезных ископаемых. Наступила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований.

Это привело к тому, что природных ландшафтов в чистом виде на земле уже не осталось, если применять этот термин в самом строгом его значении. Все ландшафты земли сегодня, пусть в очень малой степени, но изменены вмешательством человека. Антропогенный ландшафт — это ландшафт,; состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов и формирующийся под влиянием деятельности человека.

Новые ландшафты создаются многими аспектами современной цивилизации — мы говорим о ландшафте промышленном, транспортном, о городском ландшафте, о ландшафте отдыха. На сегодняшний день все эти и другие типы ландшафта принято рассматривать как обособленные и специализированные (40). Однако город как специфический тип антропогенного ландшафта еще относительно мало изучен.

Ландшафт и пейзаж

Понятия «ландшафт» и «пейзаж» когда-то были равнозначны. Вид местности по-немецки называется ландшафтом, а по-французски — пейзажем. Позднее «ландшафт» стал и географическим термином, определяющим своеобразие природного облика обособленного географического района, а пейзаж — термином живописи, как участок местности, охватываемый взглядом человека.

Затем эти термины вошли в ландшафтную архитектуру. И здесь, к сожалению, нет четкости и согласованности в их трактовках. Одни авторы

эти понятия обобщают, взаимозаменяют; другие рассматривают пейзаж лишь как часть ландшафта, т. е. ландшафт представляют как сумму пейзажей. Некоторые авторы представляют оба понятия лишь в созерцательном аспекте: ландшафт — картина большого пространства, пейзаж — малого (41).

Ландшафт географического района — это понятие о пространствах очень большой величины (ландшафт тундры, тайги, степи и т. д.).

Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт — это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Это среда, окружающая человека.

Пейзаж —это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине.

Ландшафт окружает нас, мы находимся внутри его пространства, на его территории. А на пейзаж мы смотрим извне, находясь вне пейзажа так же, как рассматриваем полотно живописца.

Нельзя смешивать термины «ландшафт» и «пейзаж», нельзя заменять один другим, нельзя подразделять ландшафты на пейзажи.

С понятием «пейзаж» сходно понятие о перспективе как о виде местности, уходящей вдаль. Если же пейзаж не широк и весь уходит вдаль, то обычно его называют перспективой. Термин «перспектива» имеет и второе значение: оптическое, зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Роль природных условий в формировании пространственной структуры садов и парков

Практика паркового проектирования и строительства показывает, что основой его композиции является умелое использование условий местности

разделяя его на отдельные замкнутые пейзажи, но он же и раскрывает пространство. Даже незначительные неровности почвы создают дополнительные возможности для обогащения парковых ландшафтов, позволяя небольшими средствами достичь желаемых результатов.

Создание живописных ландшафтов в парковых насаждениях на ровной плоской местности — одна из сложных задач в ландшафтном искусстве.

Характерным примером удачного пространственных особенностей, рельефа, водных поверхностей, растительности (42). В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенности растений.

Рельеф является одним из важнейших факторов общей организации пейзажа. Он замыкает пространство, под- решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной местности. В этом парке умело были размещены лесные массивы, рощи, групповые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устройства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер пло-шадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.

Таких примеров влияния характера местности и природных условий на архитектуру и планировку парков можно привести очень много.

Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода занимает значительное место в формировании парковой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формировании планировочной структуры парка, его композиционными осями, центрами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, часто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Водослив устраивали на базе речек внутри парков и композицию парков ориентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устройства купальных и декоративных водоемов используют отработанные карьеры.

В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.

Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, называются стоком.

Для обеспечения парков города водоемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов.

Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов — отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода — речки, ручьи, водопады — пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных (43, 44). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрастания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.

Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов — это сплошные береговые массивы, кулисы, поляны.

Архитектурные сооружения водоемов подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы.

Зеленые насаждения — основа парковых композиций. Создание архитектурно-художественного облика территории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озелененный участок или его отдельные

части в целом и только по мере приближения начинаем различать отдельные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта — одна из важнейших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять ограниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплошного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружающей его более низкой растительностью — пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием — пространство объединяется и т. д.

При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности применения растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стриженые деревья и кустарники) и является фактурой пространственной среды.

Посадки растений бывают следующих видов: аллейные и рядовые посадки из деревьев с раскидистой кроной различных естественных форм, из деревьев, кронам которых стрижкой

придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустарников, из стриженых высоких кустарников, из высоких и низких кустарников свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветниками, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещенными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинаковой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); одиночные посадки деревьев или кустарников различной формы; посадки цветущих травянистых растений, включающих только низко- или высокорослые растения (декоративно-лиственные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженый газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.

В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых композиций прежде всего являются сами

зеленые насаждения. Особенно отчетливо это выражено в Павловском парке. Но и в таких парках, как Петро-дворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются знаменитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеленых насаждений также исключительно велика.

Подбор и размещение в нем растений неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоративных сооружений.

Применение перечисленных приемов в различных сочетаниях дает бесчисленное множество конкретных решений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообразные по форме композиции.

При проектировании - озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-ку-старниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые

насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70—80 % на юге.

Закрытые пространства характеризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движения при выявлении отдельных экземпляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высоты пространства к его ширине примерно 1:2.

Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с групповым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории участок лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замкнутость исчезает при соотношении высоты к ширине 1:6.

Открытые пространства — это участки, не занятые насаждениями: поляны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.

Промежуточным типом пространства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...