Солитеры (одиночные посадки)
Солитер — одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного центра. Он должен отличаться от окружающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цветением или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках. Чем крупнее поляна, тем внушитель- тения и плодоношения. Чем дальше нее выглядит одиночное дерево. Чем оно от зрителя, тем большее значение ближе от человека находится дерево, приобретает силуэт дерева. Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искажения воспринимается с расстояния, равного трем его высотам. При регулярной планировке солитер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные промежутки. При определении видовой перспективы следует учитывать, что с южной стороны под влиянием неравномерности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следует избегать просмотра солитера с запада или востока. Крупный солитер хорошо воспринимается с расстояния 300—400 м. Одиночные посадки — деталь композиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окружающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наиболее хорошо посадки выглядят на фоне зелени газона, луга в качестве композиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений. Классическим солитерным деревом считается дуб, береза, особенно ее плакучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливой формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.
Для кустарников для солитеров желательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и колоритные (калина). Аллеи Аллеей называют прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой. Аллейные посадки деревьев и кустарников размещают вдоль дорог и дорожек. Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки. В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепенные аллеи. Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объектами, расположенными на территории парка (центральной площадью, крупным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным павильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д. Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназначены они для равномерного распределения посетителей парка на территории зоны. Рекомендуемая ширина аллей разного назначения приведена в табл. 1. По планировке аллеи бывают прямолинейные и изогнутые в плане. Прямолинейные аллеи устраивают преимущественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, или. другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в нее. Изогнутые в плане аллеи устраивают, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку соли-
тера и т. д. По мере движения по криволинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последовательностью их чередования. По своей конструкции аллеи бывают открытые и закрытые. Под открытыми аллеями понимают аллеи, обсаженные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматривается окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы разных по глубине пейзажных видов. Закрытые аллеи это аллеи, изолирующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук. Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми. Аллейные посадки могут создаваться как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсадкой пешеходных частей аллей групповыми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ширине аллей правильные посадки деревьев зрительно удлиняют перспективу, тогда как обсадка аллей группами деревьев соответственно сокращает ее — прием укрупнения ритма. Древесные породы при прямолинейном решении аллеи могут высаживаться как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой сторо^гы деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке. Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочетаниях, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды. Метрический ряд —- равномерное построение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи растениями одной породы с одинаковой высотой и кроной. Сложный метрический ряд — чередование разных пород, например посадка среди деревьев с шаровидной кроной деревьев с колоно-видной кроной. Ритмический ряд посадки — размещение растения с нарастанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.
На главных аллеях обычно возникают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут образовываться чистыми газонами, газонами с посадками деревьев, цветниками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать однотипные и смешанные посадки. В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона аллею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штамбом. При планировке основных композиционных осей парка большое значение приобретают трассировка маршрутов, насыщение их перспективами, живописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов. В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIII в. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важнейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось положение, что каждая аллея в парке обязательно должна завершаться интересной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п. При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно засаживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонности. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями. Порода деревьев зависит от длины, ширины аллеи и ее назначения. На длинной широкой аллее могут расти мощные деревья с широкими кронами, на коротких и узких — уместнее деревья с узкими кронами. Для аллеи, ведущей к строгому архитектурному сооружению, больше подойдут строгие формы крон, в частности пирамидальных, а для аллеи, ведущей к лугу или пруду,— раскидистые вплоть до плакучих форм.
Для загущенных тенистых аллей желательны теневыносливые деревья, такие, как липы или клен остролистый. Из более светолюбивых пород можно применять березы, вяз, многие тополя и др. Хорошие хвойные аллеи дают все ели и лиственница. Минимальные расстояния в ряду при посадке деревьев в аллеях колеблются от 2,5 до 6 м. Расстояние аллейных деревьев от края дорожки зависит от состава древесных пород, назначения аллеи, ее характера и ширины дорожки. Когда необходимо создать очень сомкнутую аллею — зеленый тоннель,— деревья можно высаживать близко от дорожки, даже на расстоянии 0,5 м. Но в большинстве случаев аллейные ряды воспринимаются лучше, если они отодвинуты от края дорожки и отделены от нее ровной полоской газона.
Рядовые посадки Рядовые посадки деревьев — это посадки деревьев, высаженных в одну линию. Их применяют обычно при уличных посадках, на жилых территориях и в парках, отделяя друг от друга площадки различного назначения, а также по периметру объектов. Рядовые посадки имеют большое санитарно-гигиеническое и архитектурно-планировочное значение. Они смягчают солнечную радиацию на городских улицах, снижая температуру на 15—20 %, задерживают большое количество пыли и газа и являются одним из средств борьбы с шумом. На магистралях общегородского значения, как правило, должна предусматриваться двухрядная посадка деревьев, на районных магистралях и улицах местного значения — однорядная в сочетании с живыми изгородями, на нежилых территориях вокруг площадок разного назначения — также однорядная посадка. Для озеленения городских улиц и магистралей, рядовые посадки следует высаживать, как правило, на газонных полосах. Для одного ряда деревьев газонная полоса должна быть не менее 8 м, для двух рядов—13,4—14 м, для четырех — 21 м. Ширина газонных полос при посадке кустарников увеличивается на 1 м. Для обеспечения возможности складирования зимой снега на газонах при уличных посадках минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части принимают согласно данным табл..2. Размещение и подбор пород для рядовых посадок производятся так же, как и для аллейных посадок, главным образом при помощи метрических рядов. При размещении посадок деревьев и кустарников необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений и коммуникаций. Высокие изгороди применяют для полной изоляции пространства.
Средние по высоте изгороди используют для ограждения территорий; не требующих полной изоляции пространства. Низкие живые изгороди и бордюры применяют для декоративного оформления различных участков. По конструкции изгороди подразделяются на одно-, двух- и многорядные. Однорядные изгороди применяют на участках, не требующих полной изоляции, или на участках, ограниченных по территории. Такие изгороди составляют из светолюбивых и краси-воцветугцих пород. Двухрядные изгороди более непроницаемы, создают плотные стены. По породному составу различают однопо-родные изгороди или комбинированные из растений двух пород, посаженных в разных рядах. При устройстве многорядных изгородей необходимо соблюдать условие: в одном ряду1—одна порода. На особо ответственных объектах, обеспеченных систематическим уходом, применяют стриженые изгороди, которым, путем систематической стрижки придают определенную форму (чаще всего прямоугольную или трапециевидную) (48). Живые изгороди, как правило, устанавливают из кустарников, но могут быть использованы и деревья высотой около 3—3,5 м, имеющие ветвление боковых побегов не выше 0,2— 0,3 м от земли. Живая изгородь должна быть густой, иначе это будет не изгородь, а ряд кустарников. Расстояние между растениями зависит от биологических свойств породы и назначения живой изгороди. Междурядья делают в 30— 50 см, а между ярусами до 70; в рядах расстояние между кустами 30—50 см. Лучшими породами для подстригаемых живых изгородей являются боярышники, кизильники, снежник и пр. Если живая изгородь выполняет утилитарную функцию ограды, то и строить ее надо так, чтобы через нее было трудно и неприятно проходить. Зеленые стены — это высокие живые изгороди очень густо посаженных и регулярно подстригаемых деревьев или древовидных кустарников (49). Наиболее часто они встречаются в регулярных садах и парках. Деревья высаживают, как правило, в два ряда (третий, средний ряд сильно затеняется и плохо растет). Расстояния между рядами 1—2 м, а в рядах — иногда только в 0,5 м. Облиствление таких стен должно начинаться от самой земли. Поэтому штамбовые саженцы здесь непригодны. Стрижку зеленых стен выполняют несколько раз в год (50). Для создания зеленых стен используют теневыносливые породы: липу, клен остролистный, ель, тую западную и др. (50). Но, к сожалению, они медленно растут. Несколько быстрее растут вяз и лиственница. Зеленые стены можно создавать из быстрорастущих густокронных тополей, но они недолговечны. Зеленые стены можно создавать и более редкой посадкой деревьев: в один ряд или в два в шахматку с расстояниями между рядами 2—4 м и 2—3 м в рядах. В этом случае используют обычные штамбовые саженцы. Боскеты — это небольшие пространства в регулярных садах и парках, ограниченные зелеными стенами, иногда в сочетании с живыми изгородями. Такие «зеленые комнаты» всегда имеют геометрически правильные формы. Это принадлежность старых регулярных парков. Боскеты должны хорошо просматриваться как извне, так и изнутри. Иногда для устройства боскетов строят трельяжи, т. е. деревянные или металлические сетчатые каркасы, которые обвиваются вьющимися растениями, высаженными внизу. Боскет — это компактная объемно-пространственная композиция, выполняемая из деревьев и кустарников, в которую могут включаться павильоны, фонтаны, водные зеркала, скульптура, партеры и пр. Боскеты, как правило, обрамляют парадную открытую часть композиции ансамбля, представляя великолепный фон для ее декоративных деталей. Размер боскетов обусловлен общим композиционным замыслом всего ансамбля в целом. В боскетах широко используют стриженые зеленые стены различной высоты (от 0,5—1,5 до 2— 8 м), создаваемые из кустарников и деревьев. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применяют каркас. Боскеты независимо от планировочного решения и назначения разли- чаются по принципу размещения деревьев и кустарников и оформлению их крон. В связи с этим можно выделить следующие типы боскетов: 1) боскет, вся растительность ко торого, как по периметру, так и внутри представляет стриженые стены; 2) боскет, у которого периметр вы полнен в виде стриженой зеленой сте ны, внутри же боскета деревья имеют неподстриженные свободные кроны; ) боскет типа рощи. Группы Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящейся на уровне посадки (51). Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины. Группа — это главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садово-парковой объемной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной планировке. В последнее время все меньше применяются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых построений. Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами — это трудно». Действительно, проектировать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в натуру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и дешевле. Здесь не надо добиваться однообразия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо заботиться о регулярной стрижке. Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны. Примыкая к древесным массивам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива. Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит. И, наконец, из групп,.сближенных между собой, состоят крупные древес- ные построения садов и парков: куртины, рощи, массивы. Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств (52). В зависимости от расстояния до проходящей аллеи или от размещения площадки, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразительным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа. Комбинация деревьев в группах бывает различной: группа построена на контрастах разных пород и из деревьев одной породы. Число групп, их размер надо подбирать с учетом размера поляны и высоты окружающих массивов. Велико разнообразие различных видов древесных групп. По величине их можно условно подразделить на малые 2—4 дерева, средние 5—10 деревьев и большие 15—20 деревьев (далее пойдут куртины, рощи и массивы, т. е. комплексы сближенных групп). Группа может быть «сквозистой»— стволы деревьев и кустарников открыты и за ними видна поляна или массив зелени, или «плотной»— с посадкой кустарников, хорошо декорирующих нижнюю часть группы (53). Расстояния между деревьями в группах принимают при мелком материале 1,5—2 м (с последующим разреживанием) при крупновозрастном 3—4 м. Минимальное число деревьев в группе — три; группа из девяти деревьев определяется как предел величины группы. Иногда группа может состоять не из трех, а из двух элементов, специально подобранных по величине, форме крон, окраске (темное на светлом и наоборот) и фактуре листа, а также по видам, например дерево и кустарник, кустарник и травянистое растение. Различен и внешний облик групп. По фактуре группы бывают от ажурных до плотных; по форме — от рвущихся вверх колонновидными или пирамидальными кронами до плакучих; по силуэту и колориту — от мягкогар-моничных до контрастных. По дендрологическому составу различают группы одно- и разнопород-ные, чисто древесные, древесно-кустар-никовые и кустарниковые. Если композиция парка включает большое число групп, то их рекомендуется делать однопородными, чтобы избежать пестроты композиции. Од-нопородные группы, посаженные в виде букетов, усиливают художественные качества применяемой породы. Если композиция парка включает относительно небольшое число отдельных групп, имеющих особое декоративное значение, то такие группы необходимо делать из двух-трех пород. Можно сочетать лиственные и хвойные породы. Как же "проектируют и строят древесные группы? Начинают с определения смыслового содержания группы: для чего она, что это. — часть массива, опушка, кулиса, доминанта или что-то другое, что она должна выражать; какое должна производить эмоциональное воздействие. После этого определяют ее величину, форму, видовой состав и т. д. Лучше, если края групп будут неровными, выступающими. Возможно применение треугольных групп, отрывающихся из фона. При высаживании молодых деревьев группами неровности очертаний групп достичь нетрудно, но когда деревья разрастаются, они своими кронами сгладят выступы, особенно если эти выступы невелики оттого, что их много. Крупную группу или куртину можно строить иначе. Устанавливают неровный «амебообразный» контур группы и по этому контуру деревья. Иногда деревья располагают внутри контура. Но у таких «амеб» не следует делать много выступов. Как бы ни были построены группы, почти для каждой из них обязательны два простых правила: в группе не должно быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не должны быть одинаковыми. Против света должны восприниматься в своей основе группы, а не массивы. Как подбирают в группы деревья различных пород? Сколько пород может быть в одной группе? Как их сочетают? Видовое разнообразие сада, парка не означает бессистемного смешения многих пород на всей территории, каждый район парка или крупного сада может иметь свою главную доминирующую породу. Значит, большинство деревьев данного района должно состоять из этой породы. Часть групп может быть однопородной. Некоторые породы деревьев хороши именно без примесей, например березаТ Кроме того, она хороша какнеббльшая примесь в группах'с господством другой породы, но когда доминирует, то примесей не любит (кроме небольших вкраплений ели). В группе может главенствовать и не та порода, которая доминирует в этом районе, но чье-то главенство в разно-породной группе обязательно, даже в мелкой. Группа из трех деревьев различных пород обычно воспринимается хуже, чем из двух одинаковых и третьего (несколько отступая) другой породы. В разнопородную группу не обязательно вводить много пород. Если для сада или парка предназначен широкий ассортимент деревьев и кустарников, то лучше часть групп делать из сочетаний одних пород, а другие группы — из других. Следует избегать одинаковости пестрых сочетаний, т. е. однообразного разнообразия. Не только каждый район, но каждая группа должны иметь свое лицо. По каким правилам подбирают деревья для групп и размещают их в группах? Прежде всего, по признакам биологической совместимости. Нужны те породы, которые в данном климате, на данном участке будут хорошо развиваться и не будут антагонистичны между собой. И размещать их надо так, чтобы мощные высокорослые породы были в центре групп или на заднем плане и не закрывали деревьев второй и третьей величины, являющихся отделкой группы и обычно располагающихся по выступам группы, еще больше подчеркивая эти выступы. Понятие высокорослости здесь тоже условное. Оно переплетается с понятием о быстроте роста. Такие быстрорастущие деревья, как большинство тополей и ив, лучше^не смешивать с деревьями_2ледленного роста, а составлять из них отдельные группы. Не следует допускать, чтобы в раз-нопородных группах породы сливались в монотонной одинаковости. Тогда теряется смысл разнопородных групп. Важно, чтобы одна порода подчеркивала особенности другой. Группы можно подбирать по архитектурно-объемному признаку, по силуэту. Они могут быть устремленными ввысь, тогда надо брать деревья, которые образуют пирамидальные или колонновидные кроны, например ели,; пихты, пирамидальные формы тополей. Если нужны раскидистые округлые группы, то в них будут уместны ивы, вязы, клены и многие другие породы. Для плакучих хороши соответствующие формы берез и ив. В отдельных случаях в одной группе могут быть деревья и пирамидальной, и раскидистой, и плакучей,, формы. Какие переходы следует делать между труппами? В одних случаях редкие, контрастные, в других — постепенные, гармоничные. Нельзя допускать монотонности. Густота групп зависит от биологических и от декоративных требований. Породы светолюбивые и растущие раскидисто надо рассаживать реже, чем теневыносливые или узкокронные. Деревья первой величины — реже, чем второй и третьей. Ажурные группы следует рассаживать так, чтобы ветви соседних деревьев почти не переплетались, а в плотных группах переплетались. Разрывы между деревьями и кустарниками должны быть значительными. Ниже приведены примерные расстояния в м между деревьями в группах: Между деревьями первой вели чины одного вида 3—6 Между разными деревьями пер вой величины 4—8 Между деревьями первой и вто рой величины 4—8 Между деревьями второй и треть ей величины 1—4 Между деревьями первой величи ны и кустарниками.. 3—5 Между деревьями второй или третьей величины и кустарника- ками 1—4 Эти расстояния указаны с расчетом на разрастание деревьев. В первые годы после посадки такие группы редки, жидки. Для декоративного эффекта молодые группы можно уплотнить временными деревьями, ко- торые через 5—10 лет следует вырубить. Сочетания древесных и кустарниковых пород в группах (54) даны в прил. 2. Куртины и рощи Куртины — это большие группы, примерно по 20—50 деревьев. Могут быть древесно-кустарниковые и кустарниковые куртины. Куртины создают в основном из одной породы. На открытых пространствах парка ими пользуются для показа декоративных особенностей той или иной породы, собранной в массу. Куртины бывают и среди древостоев. Например, среди березового массива куртина в 20—30 елей создает контрастное сочетание, подчеркивающее достоинства обеих пород. Хороши куртины из цветущих кустарников или из кустов с колоритной листвой, расположенные на склонах. Роща — это совокупность однородных по составу и возрасту насаждений, образующих массив (березовая, дубовая, сосновая и др.). Роща может непосредственно переходить в парковый массив или занимать самостоятельное в плане парка положение. При искусственном создании этой формы насаждений следует придерживаться естественного характера размещения деревьев и выбирать породу в соответствии с почвенными и климатическими условиями произрастания. Рощами называют сравнительно небольшие обособленные участки леса. В основном это остатки более крупных лесных массивов, расположенные на ровном месте. Рощи бывают однородными (березовая, липовая) и одно-возрастными. В парковых ландшафтах роща — это растительная группировка: больше куртины и меньше массива. В парковые рощи высаживают по 100—200 де- ревьев. Каждая такая роща состоит из одной породы. Массивы — это сочетание множества однопородных или многопородных деревьев и кустарников, произрастающих на крупных площадях и подобранных в биологическом и декоративном отношении. В лесоводстве под массивом понимают крупный участок леса. В садово-парковом деле массивами называют гораздо меньшие пространства. Это части территории лесопарка, парка или сада, на которых деревья растут сплошь, сближенными, не расчлененными между собой группами. Массивы насаждений на парковых территориях могут служить защитой от вредных воздействий городского окружения. В этом случае их подбирают из быстрорастущих пород. В отличие от лесного массива парковый массив, не говоря уже о размерах, должен иметь более расчлененную структуру, изрезанные края и более разнообразный и декоративный ассортимент, самостоятельный художественный эффект. Массивы составляются из деревьев разной величины и могут быть разнообразными по ассортименту, но с сохранением доминирующего значения одной или нескольких древесных пород. Массивы могут состоять из одной породы, например из березы или сосны. Могут быть они и разнопородными (но главенство какой-то породы обязательно). В разнопородных массивах чаще бывает желательна двухъярусность древостоя. Иногда нужен подлесок из теневыносливых кустарников. Почти всегда желателен подрост — молодые деревца пород первой величины, которые впоследствии постепенно смогут дорасти до материнского полога и заменить его. В подрост массивов следует чаще вводить ель — она теневынослива, в молодости не любит солнце- пека и хорошо растет под пологом лиственных пород, постепенно заменяя их. Парковые массивы обычно подразделяются на периферийные и внутренние. Периферийные массивы (или защитные пояса) служат защитой от ветров, изолируют парк и сад от города и защищают от городской пыли, газов, шума. Подбор пород для периферийных массивов может быть простым, без особых эстетических требований. Важно, чтобы это были высокорослые породы. Внутренние парковые массивы обычно состоят из небольших перелесков и рощ. Они ограничивают, формируют поляны и другие открытые пространства, расчленяют и организуют территорию парка. Эти насаждения играют большую роль в формировании садовых или парковых пейзажей: они являются то дальним планом глубоких пейзажных картин, то фоном для древесно-кустарниковых групп. Два соседних массива нередко составляют кулисы пейзажа, его средний и ближний планы. Облик парковых массивов бывает разным. Прежде всего он зависит от породного состава: из какой породы образован массив, в чистом виде порода или с примесями. Зависит этот облик и от возраста деревьев, густоты древостоя, от наличия и расположения второго яруса, от подроста, от кустарников подлеска, от трав и многих других условий. Если деревья внутри групп, составляющих массив, высажены на 2—5 м одно от другого, а между группами оставлены промежутки по 10—20 м, то получается масса мелких полянок различной величины и формы. Такое построение массива оживляет его, вносит разнообразие даже в однопородное насаждение и создает отчетливые контрасты небольших участков света среди обилия тени. Редко расположенные, но более крупные поляны еще сильнее оживляют массив. Как создают крупные парковые массивы? Здесь существует несколько методов. Прежде всего следует использовать имеющиеся естественные насаждения. Но иногда природные насаждения отсутствуют. В этих случаях создают новые древесные массивы и прежде всего по методу лесных культур, т. е. посадки производят не саженцами, а сеянцами, высаживая их около 10 тыс. шт. на 1 га. В практике создания древесных массивов применяют также метод «питомник — парк»..'
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|