Размещение декоративных групп
При формировании паркового ландшафта необходимо уметь сохранить выразительные природные участки. Иногда проведением небольших мероприятий (рубка, подсадка) можно удачно подчеркнуть красоту места. Малоценные, однообразные терри- тории лесопарков необходимо реконструировать. Существующие и вновь создаваемые насаждения должны образовывать единую композицию. Объемно-пространственная композиция лесопарка состоит из закрытых, полуоткрытых и открытых пространств. Для достижения художественной выразительности необходимо выделить участки формирования пейзажа с- введением групп (вход, центр композиции, ряд пейзажей, сопровождающих основной прогулочный маршрут). до вершины кроны при нахождении от него на расстоянии двойной или тройной его высоты, причем в группе из. деревьев одинаковой высоты будут видны кроны только с крайних деревьев: в группах из деревьев, расположенных нисходящими ярусами, будут видны кроны всех ярусов. Крупные группы следует размещать друг от друга на расстоянии трех-четырех диаметров их крон, а средние и малые — около крупных. Лианы в вертикальном озеленении Вертикальное озеленение является одним из эффективных приемов декорирования растениями вертикальных плоскостей. Особенно желательно оно в южных городах и при большой плотности застройки, когда стены зданий перегреваются и внутридворовое пространство не позволяет создать в нем необходимое количество зеленых массивов (68). Ценность этого вида озеленение заключается в том, что для посадки вьющихся растений нужна небольшая площадь (лунка размером 50X50 см). Кусты быстрорастущего винограда амурского, дикого и других видов через 3—4 года могут дать суммарную площадь листвы, равную площади листвы 20-летнего дерева. Кроме того, заметно снижаются уровень шума и запыленность.
В зависимости от условий вьющиеся растения у стен зданий можно высаживать непосредственно в грунт, лунки отмостки, в ящики; на балконах и лоджиях — балконные или специальные ящики и кадки (69). Лианы, применяемые в вертикальном озеленении, условно подразделяют на: вьющиеся — растения с побегами, непосредственно обвивающимися вокруг опоры (жимолость, древогубец, кирказон и др.); цепляющиеся — растения, прикрепляющиеся к опоре при помощи усиков — у винограда; присосков — у некоторых разновидностей девичьего винограда, воздушных корней — у кам-псиса и плюща, листовых черешков — у клематиса. Эти растения высаживают там, где нельзя применить обычные деревья и кустарники. Лианами озеленяют балконы, стены зданий, беседки, дверные и оконные проемы, веранды, фонарные столбы, перголы, арки, трельяжи, подпорные стенки, гроты, откосы, клумбы, рабатки, отдельно стоящие опоры и др. Для вертикального озеленения можно использовать однолетние (душистый горошек, ипомею, бобы турецкие, настурцию вьющуюся, кобею, вьюнок и др.) и многолетние вьющиеся растения4 (виноград, хмель, жимолость каприфоль, плющ обыкновенный, розы плетистые, клематис и др.). Наиболее перспективными лианами для вертикального озеленения являются: актинидия (острая, коломикта, мозолистая, пурпурная) с побегами 8— 25 м. Как плодово-ягодные лианы рекомендуются для ведомственных территорий и приусадебных садов; виноград (амурский, горный, куанье, лисий, летний, прибрежный, скальный) с побегами 10—25 м. Рекомендуется для оформления любых вертикальных сооружений; виноград (аконитолистный, разнолистный) с побегами 3—8 м. Ценится за ажурную листву; девичий виноград (пятилисточко-вый) — побеги поднимаются на высоту до 25 м. Морозо- и засухоустойчив. Наиболее декоративна форма Энгельмана, усики которой обладают способностью присасываться к любой твердой поверхности и посаженные у стены не требуют дополнительных опор. Такими же свойствами обладает и девичий виноград три-остренный и его форма Вейчи, но они более декоративны;
древогубец плетеобразный — побеги до 10 м, своей зеленью создают ровную поверхность любого оформляемого вертикального сооружения; глициния китайская — побеги поднимаются до 18 м. Ценится как декоративно цветущая лиана. Рекомендуется для южных и юго-западных районов страны; жимолость (американская, каприфоль, вьющаяся, Тельмана) — побеги 4—6 м. Красивоцветущие лианы. Цветение — конец мая, начало июня; кампеис укореняющийся — краси-воцветущая лиана с побегами до 15 м. Пригодна для южных и юго-западных районов страны; кирказон (крупнолистный, маньч^ журский) — лиана высотой до 15— 20 м с крупными почти округлыми листьями до 20—25 см, ценится за крупную листву и ровное покрытие любого оформляющегося вертикального сооружения; клематис (виноградолистный, восточный, короткохвостый, лигустико-листный, метельчатый) — лиана с побегами 6—10 м и обильным цветением в июле — сентябре. После цветения декоративна обилием пушистых семенных соплодий. Наиболее декоративными являются сортовые клема-тисы трех групп: Жакмана, фиолетового и шерстистого с цветками различных колеров 8—20 см в диаметре. Высота растений 2,5—4 м. Цветочное оформление Цветы на объектах озеленения Особенно большое значение в композиции цветочного оформления имеет цветовое решение. Цветы украшают парки, сады, бульвары, скверы, жилые кварталы и микрорайоны, территории вокруг школ, детских и общественных учреждений, заводов и фабрик. Цветущие растения представляют собой живую природу в квартирах, учебных и общественных зданиях, в \производственных помещениях. х Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформ- ления. В практике садово-паркового строительства применяют различные типы цветочного оформления (цветники). Цветник — это участок геометрической или свободной формы с выраженными однолетним, дву- и многолетним цветочными растениями. Клумбы — небольшие, компактные (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10—15 м2 и очень редко достигает 50 мг и более. По форме клумбы представляют собой цветник правильной геометрической формы. Они бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаще всего на них высаживают цветующие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки — участки прямоугольной формы, засаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1 —1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м. Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. При помощи цветников оформляют планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создают акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления. Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят виды цветочного оформления, в которых используют растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую — растения с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью — цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, применяют как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) — цветники правильной или неправильной формы, создаваемые на фоне стены или плотной посадки, из различных видов цветочных растений, гармонично увязанных в единое целое и обеспечивающих непрерывность цветения. Ленты — вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый вид цветника. Они создаются для красочного оформления дорог, полян, партеров. Солитер — отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используют большей частью многолетники, а также летники. Группа — цветник свободной формы. Такие группы используют для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций. Массив — цветник значительных размеров (цветочная площадь) регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент цветов состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные растения. Модульный цветник — композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включают цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, воду. Цветники-выставки — моносады и сады длительного цветения. Каменистые сады, или рокарии — плоские или холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно. Цветы в емкостях — контейнерах и вазах переносных и стационарных (без дна). Располагают на площадках, улицах, у кафе — там, где устройство обычных цветников невозможно. Следует избегать размещения емкостей на газоне. Каждый вид цветочного оформления должен иметь свое место в парковой композиции. Цветники, как правило, размещают: на наиболее важных местах — у входов; на входных видовых площадках; на пересечении дорог; в местах тихого отдыха; на полянах; у водоемов, вдоль дорог и т. д. Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников зависит от места их размещения. Кроме перечисленных групп, существуют и специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например, георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие расте- ния (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков их решают в виде законченных архитектурно-планировочных композиций,часто с включением беседок, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
К специальным типам цветочного оформления относятся также перго-лы — перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и беседки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колонны», «цветущей пирамиды» и т. д. Сады непрерывного цветения — еще один вид цветочного оформления, возникший не так давно в практике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть целый городской сад и небольшой участок в парке или на бульваре. Для этого типа оформления подби -рают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега»— с ранней весны до поздней осени. В садах непрерывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья. Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В VIII— XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивали большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но также четких геометрических форм. В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. На смену геометрическим приходят живописные групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур. При умелом подборе многолетних растений цветение их продолжается с ранней весны до поздней осени. Многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где надо сохранить яркость красок в течение 2—2,5 мес, весной и летом высаживают однолетние растения. Использование многолетних или однолетних растений определяется видом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор вида оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветовое оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление — центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других — цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов. При выборе вида цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи. Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому ре- шается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, т. е. он будет близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали. Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого вида — это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры ее компонентов. Прежде всего надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут в ней использоваться красивоцветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или те и другие. Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия. Надо также подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффективные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения). Важно помнить о том, что цветочные растения в сочетании друг с другом обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, обогащают и развивают ведущий среди них цвет. Сочетания различных окрасок могут быть констрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым). При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета (белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные) кажутся на фоне газона ярче, а другие (синие, фиолетовые, темно-красные) бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженной травостой. Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми», или инертными материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения — листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также зданий и таких сооружений, как подпорные стены, балюстрады и т. п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо считаться при создании цветочного оформления. Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д. Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, т. е. правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без этих норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления. В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га—1, до 10 га—2, в городских и микрорайонных садах —2, в скверах и на бульварах —3, в насаждениях ограниченного пользования —0,5. Каменные композиции Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы (70). Наилучшим материалом для декорирования городского ландшафта являются крупные камни твердых горных пород — гранит, песчаник, известняк. Хорошо смотрится в композициях и туф. Следует избегать применения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ландшафтом. Величину и число камней выбирают в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей растительностью, объектами малых архитектурных форм, водоемами и пр. Выразительны группы камней, которые составляют законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т. е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т. п, Возможных решений может быть много, например камни укладывают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в естественном состоянии, а другому придают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смотреться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев. Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кладут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы. В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сосну горную, ель обыкновенную и ее формы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисе ягодный, можжевельник обыкновенный, виргинский, казацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонтальный, юкку нитчатую, форзицию свисающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений используют алиссум скальный, иберис вечнозеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дорони-кум восточный, обристу, очитки и многие другие. Камни группируют по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, создают разные варианты каменных композиций. В практике встречаются различные варианты включения камня в композицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен способствовать выявлению задуманной идеи пейзажа. Архитектурные элементы Сады и парки создают не только из живых материалов. Содержание и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения и малые формы архитектуры. Малые формы садово-парковой архитектуры — это элементы художественного оформления объекта, объединенные общим стилем и выполняющие утилитарные функции (фонари, ограждения, скамьи, фонтаны, беседки, вазы и др.) (71—73). Любой архитектурный элемент, от крупного па- вильона до вазы или скамьи, должен украшать участок зеленых насаждений, разнообразить и гармонически сочетаться с главным — зеленью, не вносить разнобой в окружающую среДУ- Входы. Если их оформление не зависит от ансамбля окружающей застройки, то решать входы следует в основном той же зеленью. Ограды по периметру ставят лишь в случаях действительной их необходимости. Они должны обладать высокими художественными достоинствами. Фонтаны обычно устраивают на видных, ответственных местах и они выполняют роль доминирующего элемента (7.4). Фонтан — принадлежность регулярного сада, парка и является его динамической скульптурой (75). Скульптура, как и фонтаны, украшает зеленые пространства, вносит разнообразие, обогащает, являясь произведением искусства. Она должна воздействовать на настроение человека (76). Вазы — тоже скульптура, но наиболее близкая зелени, для оформления парков необходимо подбирать только высокохудожественные образцы. Не надо стремиться к перенасыщению зеленых пространств фонтанами, скульптурой и вазами. Каскады, террасы — прием обработки перепадов рельефа с использованием падающей воды и растений, высаженных ярусами (77). Перголы и берсо — это крытые аллеи из растений, вьющихся по деревянным, металлическим или иным остовам. Перголы в основном принадлежность регулярных парков. В качестве вьющихся растений используют дикий виноград, хмель, турецкие бобы, ипомею и др. В современных садах встречаются легкие декоративные перголы с несущей основой из железобетона. Во всех случаях пергола должна быть красива даже без зелени. Пример организации композиционного и тематического акцента на аллеях парка Назначение пергол — отдых в прохладной тени и парадное соединение различных участков сада или парка. Вьющиеся и цепляющиеся растения — принадлежность не только пергол. Они могут покрывать беседки, трельяжи, стены более крупных садово-парковых сооружений. Подпорные стенки и лестницы — желательный элемент озелененных территорий, так как свидетельствует о неровном рельефе, который сам по себе является украшением сада, парка (78). Скамьи — необходимая принадлежность любого озелененного участка. Стенды, как и другие элементы, должны гармонировать с зеленью и подчиняться ей. ' Беседки должны быть легкими, изящными. Киоски размещают в местах большого скопления народа. Парковые дорожки Планировка парка, трассировка его дорог зависят от организации рельефа территории и часто играют существенную роль в его преобразовании. Прогулочные дорожки, собранные в пучок, могут быть различной кривизны. Следует помнить, что начертание дорог зависит от их пропускной способности. Так, основные дороги, рассчитанные на массовый поток посетителей, будут иметь плавные очертания. Покрытия парковых дорожек помимо прочности должны удовлетворять санитарно-техническим требованиям: не перегреваться, не пылить, быть мягкими и упругими при ходьбе. Асфальтовых покрытий следует здесь избегать, так как поверхность асфальта в летние дни сильно перегревается, медленно отдает тепло и жестка для пешеходов. Кроме того, с эстетической точки зрения ее однообразная темная поверхность плохо гармонирует с зеленью и цветами. Санитарно-техническим требовани-• ям и требованиям прочности в наибольшей мере отвечают парковые дорожки из укатанного щебня или гравия. Добавление примесей может дать разнообразие цвета и фактуры. Следует широко применять мощения из плитняка, естественного камня. Подбор ассортимента В ассортимент проектируемого озеленяемого объекта желательно включать наиболее ценные деревья и кустарники местных условий произрастания. В ассортимент объектов озеленения можно также вводить породы других географических районов, если они выдерживают местные климатические условия. При подборе деревьев и кустарников желательно учитывать и другую особенность растений — выделение ими особых летучих веществ — фитонцидов. Фитонциды убивают находящиеся в воздухе вредные для человека микробы. Подбор пород даже для крупного парка не должен быть большой дендрологической коллекцией. Важно не обилие видов и форм, а такой их подбор, из которого можно создать различные композиционные сочетания. Знаменитый Павловский парк включает в себя только двадцать древесных пород, из них лишь шесть основных. Каждый более или менее крупный озелененный объект должен иметь ведущие (основные) породы и сопутствующие (отделочные). Из ведущих древесных будут формироваться остовы групп, массивы, большинство аллей. Это должны быть породы, хорошо растущие в данной местности и имеющиеся в питомниках. Сопутствующие породы предназначаются для расцветки, отделки основной массы зелени. Сюда должны войти деревья второй и третьей величины, которые мало пригодны для создания массивов и крупных групп, но имеют свои декоративные достоинства. Это цветущие породы — яблони, груши, черемухи, рябины; породы с необычной окраской листвы — облепиха, лох узколистный, некоторые клены с яркой осенней окраской или специально вы- веденные формы. К сопутствующим породам следует относить и те деревья первой величины, которые проигрывают в массиве, но очень ценны в качестве отделки или солитеров (например, пирамидальные). При подборе ассортимента растений учитывают высоту древесных растений (I, II, III величины), форму кроны, тип ветвления, форму и цвет стволов и ветвей, характер облиствле-ния (грубая, средняя, тонкая фактура), цвет листвы и плодов, возраст посадочного материала. Форма кроны растений. Одним из важнейших декоративных признаков является форма кроны растений, особенно деревьев. Очень большое значение имеет форма кроны при создании строгих геометрических композиций на площадях, улицах, перед зданиями интересной архитектуры и т. д. Ряд пород деревьев имеет крону четкой геометрической формы (пирамидальную, цилиндрическую, шаровидную). Наряду с ними в зеленом строительстве широко применяют растения с плакучими формами кроны. Такие деревья высаживают одиночными экземплярами или небольшими группами. Благодаря своему живописному силуэту они являются ценным элементом архитектурной композиции, особенно у водоемов и в лугопарках. Выразительное сочетание деревьев с различной формой кроны — один из наиболее эффективных приемов ландшафтной архитектуры. Среди деревьев и кустарников встречаются виды с интересной формой кроны (табл. 4). Используя перечисленные декоративные формы деревьев, следует иметь в виду, что эти формы нельзя применять в большом количестве. При подборе растений для озеленения следует помнить, что многим породам можно придать искусственным путем (стрижкой) желаемую форму кроны. Хорошо поддаются стрижке пихта сибирская, клен ясенелистный и татарский, ольха белая (серая), барбарис Тунберга, барбарис обыкновенный, самшит, акация желтая, граб обыкновенный, дерен белый, кизильник, облепиха, можжевельник, бирючина, жимолость татарская, магония падуболистная, ель обыкновенная и сибирская, тополь, дуб стебельчатый (летний), крушина слабительная, смородина золотистая, черная и красная, шиповник обыкновенный, ива белая, рябина, таволга, снежноягодник, тисе дальневосточный, липа, туя западная, вяз, ильм, калина гордовина. Прозрачность кроны растений имеет большое санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. Деревья и кустарники с плотной, непрозрачной кроной эффективно защищают от солнечных лучей, пыли, снега, ветра. Растения с прозрачной кроной образуют менее плотную тень и не являются надежным препятствием для ветра, пропускают большее количество пыли и снега. Поэтому при подборе расте-' ний для защитных насаждений, а также для организации тенистых аллей и затененных площадок следует учитывать плотность кроны. В архитектурном отношении использование растений с плотными кронами дает возможность четко ограничить определенное пространство. Кроме того, такие растения образуют хороший фон для скульптур, павильонов и других парковых сооружений. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени в композициях насаждений и являются прекрасным дополнением к архитектуре зданий. Прозрачную крону имеют айлант, абрикос обыкновенный, береза бородавчатая, пушистая, ясень американский, обыкновенный, пушистый (пенсильванский), гинкго, сосна белая (Веймутова), груша лохолистная, иво-листная, осина, алыча, слива обыкновенная, акация новомексиканская, белая, ива шелюга (красная, белая), берест. Малопрозрачной кроной обладают пихта европейская (гребенчатая), сибирская, клен остролистный, явор (белый), каштан конский, обыкновенный, ольха черная, туя восточная, граб обыкновенный, кипарисовик Лавсона, можжевельник, черемуха, ель, кедр сибирский, тополь берлинский, туркестанский, канадский, черный, душистый, дуб, тисе ягодный, туя западная, липа, вяз. Цвет листвы и коры деревьев и кустарников — один из решающих факторов при подборе ассортимента растений. Окраска листьев изме- няется в зависимости от времени года. В весенне-летний период она бывает например, светло-зеленой (у лиственницы, белой акации, жимолости), темно-зеленой (у клена остролистного, каштана конского, ильма, клена полевого), красных тонов (у клена остролистного, Швеллера и Рей-тенбаха, бука европейского и т. д.). Осенью у многих видов и форм деревьев и кустарников листва остается зеленой, например у ясеня, тополя, сирени, калины и т. д., а у очень многих видов и форм приобретает красные, фиолетовые и оранжевые оттенки (у клена остролистного, осины, дуба болотного, рябины, боярышника, ирги и т. д.). Большое разнообразие наблюдается в окраске стволов и ветвей деревьев и кустарников. Белая окраска — у березы; светло-серая — у рябины, ореха серого, каштана конского; окраска коричневых и золотистых тонов — у кизильника, чубушника, шиповника; красных тонов — у черемухи маака, розы краснолистной. Это разнообразие увеличивается постоянной сменой окраски в различные периоды года, а также под влиянием погоды — в засушливый период, в дожди и т. д. (80). Игра света и тени еще больше обогащает цветовую палитру растительности. Сложность цветового решения каждой композиции усугубляется необходимостью заранее предусмотреть сезонные изменения цвета растений, чтобы они не ухудшили принятого решения композиции. Наибольшее применение находят следующие цветовые решения: одноцветные, в которых цвет является как бы фоном, оттеняющим форму и фактуру растений и искусственных сооружений, например светло-зеленая лиственница на фоне светло-зеленых тополей выделяется не цветом, а формой; многоцветные, в которых существо приема заключается в наборе разнообразных цветов и оттенков, например белая беседка на фоне темно-зеленых хвойных деревьев, белая скульптура на темном фоне живой изгороди из боярышника или пестрый цветочный партер на фоне темно-зеленого газона; контрастные цветовые решения, сущность которых состоит в применении неожиданных, бросающихся в глаза сочетаний цветов, например серебристый тополь среди группы дубов или темно-зеленая туя среди светло-зеленого газона; цветовые решения с мягкими переходами от одного цвета к другому. Время появления и опадания листвы. Существенное декоративное значение имеет время появления и опадания листвы у деревьев и кустарников. Весной у одних пород листва распускается значительно раньше, чем у других, а осенью некоторые породы растений сохраняют листву дольше, чем другие. Эти свойства растений учитывают при подборе их ассортимента. Так, у березы пушистой, черемухи, тополя черного и душистого, жимолости, смородины, калины гордовины листва появляется раньше, чем у клена остролистного, айланта, ясеня, липы, белой акации. Опадание же листвы у сирени, белой акации, тополя берлинского и лавролистного, чубушника происходит гораздо позднее, чем у липы, ореха, • клена ясенелистного. Следовательно, умело подбирая растения, можно как бы продлить период декоративного эффекта городских насаждений. Размеры растений. В зависимости от целевого назначения насаждений и архитектурно -художественного решения используют различные по раз- мерам растения. Так, если надо озеленить улицу, застроенную высокими зданиями, причем по климатическим условиям необходимо защитить фасады домов от солнечных лучей, то лучше всего сажать высокие деревья. Если же в этом нет необходимости, но требуется создать тень на тротуарах (например, при озеленении улицы широтного направления), можно использовать невысокие деревья. При посадках деревьев около зданий и вдоль улиц, по которым проходят линии трамвая или троллейбуса, приходится учитывать ширину кроны деревьев. При создании живых изгородей и бордюров важное значение имеет высота деревьев и кустарников. Живую изгородь, являющуюся защитной зоной промышленного предприятия, создают из быстрорастущих высоких деревьев и кустарников. Живую изгородь по границам какого-либо озелененного участка (допустим, при школе) создают из высоких деревьев и кустарников, а для бордюра вдоль дорожек в парке применяют низкорослый кустарник. Подбирать растения различной высоты приходится и при формировании декоративных групп деревьев и кустарников в парках, садах и скверах, при устройстве защитных полос и т. п. По высоте деревья подразделяются на высокие — выше 20 м (клен остролистный, сосна обыкновенная, липа и др.); средней высоты—10— 20 м (береза пушистая, черемуха, рябина) и низкие — до 10 м (клен татарский, вишня, черемуха виргинская). Кустарники считаются высокими при высоте более 2 м (боярышник, лох, бузина, калина); средними — при высоте 1—2 м (таволга, кизильник, чубушник); низкими — при высоте до 1 м (самшит, вереск, магония падуболистная). Кроме того, существуют вьющиеся кустарники высотой 3—30 м (актинидия, виноград, глициния и др.). Различные условия внешней среды влияют не только на размеры, но и на форму растений. Так, катальпа, произрастающая на юге, представляет собой крупное дерево, а в условиях Московской обл. имеет вид многолетнего травянистого растения, ежегодно отмерзающего до корня. Следовательно, внешние признаки растений вообще и размеры в частности нельзя рассматривать в отрыве от условий окружающей среды (климат, почва, освещенность, уход и т. п.). В СССР произрастают различные виды и разновидности деревьев, кустарников и травянистых растений. Основной задачей при подборе их ассортимента является соответствие условий данного объекта биологическим особенностям и декоративным св
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|