Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предназначение, целесообразность




Произведение любого искусства имеет определенную целеустремленность, и главная его задача — нести

прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитектуры.

Основная идея, общий композиционный замысел — это, во-первых, определение целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во-вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. определение формы, выражающей содержание.

Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда решается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него.

Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме»— основное правило ландшафтного проектирования. По его принципу распределяется территория объекта, решается его планировка и озеленение.

Главенство и подчинение

Произведение.любого искусства должно иметь что-то главное, характерное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усиливать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не будет, утверждает В. Л. Миндовский, то произведение станет безликим, невыразительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, перестанет поражать, восхищать.

Необходимость выделения главного и характерного относится и к садово-парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зеленью. Зелень как элемент природы и созданные человеком постройки должны гармонично сочетаться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться этому архитектурному

сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или контрастно подчеркивать архитектурные особенности здания. Такое отношение зелени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других крупных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной маскировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в садах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам.

Выделение главного, характерного необходимо и в планировке, и в композиции растительности. В зеленых насаждениях требуется не бессистемный показ различных видов и форм растительности, нужны продуманные, целенаправленные композиции с выделением главного.

Главное (ведущее) должно выделяться во всем: главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, главная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (ведущая) порода деревьев. И в каждой группе тоже.

Фактор выделения главенства касается и колорита. Доминирующая окраска в той или иной композиции должна явно преобладать, а другие краски усиливать главную.

Масштабность

Под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком.

Масштабность (иначе пропорциональность или соразмерность) — это правильное отношение составных частей к целому, второстепенному к господствующему, деталей к главному.

Пропорциональное соответствие необходимо в любых насаждениях, как

между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элементами самой системы озеленения. Все архитектурные и растительные объемы должны быть увязаны с величиной и идейной направленностью всего объекта, а также с окружающей средой и между собой.

Гармония, единство

И разнообразие, контраст,

Внезапность

Гармония — это такое единство, где элементы формы и пространства находятся в стройной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в данном произведении искусства. Гармония может быть основана на принципе тождества, т. е. повторения тех же элементов, форм, пространств (единство в единообразии), на принципе подобия, т. е. повторения подобных элементов, форм, пространств (единство в разнообразии) и на принципе контраста (единство в противопоставлении).

Для достижения единства во вновь создаваемых садах и парках надо подражать природе. Но подражать не слепо, а следуя определенному замыслу об облике создаваемого сада, парка.

Единству парковых пейзажей помогает единство растительности, составляющей эти пейзажи. И следует стремиться не столько к многообразию пород, сколько к показу разнообразия каждой породы. Надо помнить, что лучшие русские парки, в частности Павловский, состоят из ограниченного числа древесных и кустарниковых пород.

Хорошими приемами привлечения внимания и устранения монотонности являются контраст и внезапность.

Контраст, как определяет В. Л. Мин-довский,— это сопоставление резко отличных предметов или явлений. Деревья

будут контрастировать между собой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышается, если одна из пород количественно преобладает, а другая представлена только вкраплениями.

Кроме таких контрастов, действующих на наши чувства сразу, очень важны последовательные контрасты, например внезапные переходы от темных массивов на светлые поляны.

Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений имеет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и более рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Это положение практически означает, что у одинаковых по содержанию предметов контрастировать должны только их окраска и форма. Например, деревья с круглыми или плакучими кронами контрастируют с деревьями пирамидальной или колонновидной формы, зеленая листва — с серебристой, листья — с хвоей, гладкое — с шероховатым, темное — со светлым, вогну-. тое — с выпуклым и т. п.

Между контрастирующими объектами должны быть обеспечены плавные переходы, чтобы линии и тона менялись постепенно; однако сам контраст должен проявляться ярко и резко.

Наряду с сочетанием в парках отдельных, контрастирующих (по форме и характеру развития, окраске и т. п.) деревьев и кустарников, в ландшафтном искусстве широко применяется также и сочетание контрастных типов насаждений. Этот прием основан на том, что различные по общему виду насаждения создают разный декоративный эффект. Густой темно-зеленый хвойный лес выглядит более монументально, сурово, иногда даже мрачно, тогда как легкая серебристая или светло-зеленая листва, вычерчиваясь на темно-зеленом фоне, производит впе-

чатление жизнерадостности. В соответствии с этим светлохвойные и свет-лолиственные породы обычно размещают на переднем плане, а темно-хвойные и темнолиственные — на заднем.

Контрасты — не самоцель, а средство более яркой передачи композиционного замысла.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, пространства, заставляет зрителя обратить внимание в определенном направлении. Например, умышленно загороженная густой зеленью группа аллей на поляне, внезапно открывающаяся сбоку от дорожки беседка за кулисой и т. д. Подчеркнутый предмет должен быть эстетически интересен.

Цвет

Облик любого объекта во многом зависит от его расцветки, колорита. Глаз сначала воспринимает цвет, а уже затем форму. В облике озелененных территорий доминирует зеленый цвет растительности в различных его оттенках. Другие цвета среди деревьев, кустарников и газонов встречаются редко и преимущественно осенью. Но при устройстве цветников, садово-парковых сооружений, покрытий дорожек и площадок разные сочетания в расцветке имеют немалое значение.

Все цвета подразделяются на три группы: теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), холодные или пассивные (зеленый, синий, фиолетовый) и нейтральные (белый, все оттенки серого, черный).

Активные цвета обычно действуют на человека возбуждающе. Пассивные успокаивают, но синий и фиолетовый несколько угнетают. Наиболее благотворно действует зеленый цвет.

Цвета могут изменять оптическое представление о пространстве. Предметы и растения теплых и светлых окрасок при прямом солнечном осве-

щении (как правило) кажутся нам ближе, чем на самом деле, а холодные (особенно синий) отдаляются и увеличивают пространство. Красный цвет служит для переднего плана, а синий — для заднего плана. При встречном солнечном освещении возможно обратное восприятие цвета.

С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.

Основные цвета — желтый, красный и синий (от их смешения получаются остальные цвета). Взятые в густых тонах, эти цвета плохо сочетаются между собой и требуют разграничения нейтральным цветом. Но в светлых тонах сочетания из них часто получаются приятными.

Лучшие контрастные сочетания дают соседство теплого цвета с холодным: красного с зеленым, оранжевого с синим и желтого с фиолетовым.

На 84 показано расположение цвета в спектральном порядке. На приведенной схеме такие пары разделены между собой двумя другими цветами. Допустимо сочетание цветов, разделенных в спектре одним цветом: красного с желтым, оранжевого с зеленым, желтого с синим, зеленого с фиолетовым, фиолетового с оранжевым. Невыигрышные сочетания образуют цвета, стоящие в цветовом спектре рядом: красный с оранжевым, оранжевый с желтым и т. д.

Постепенные переходы гармоничны. Например, темно-синий, синий, голубой или желтый, светло-желтый, зелено-желтый, желто-зеленый, светло-зеленый, зеленый — так называемая растяжка цвета.

Кроме сочетания цветов по принципу контраста важное значение имеет сила цвета. Наибольшую силу имеют красный, оранжевый и желтый, наименьшую — синий и фиолетовый цвета.

Белый цвет гармонирует со всеми окрасками. Рядом с ним другие цвета выглядят ярче, освещеннее.

Темные цвета, приближающиеся к черному, также гармонируют со всеми остальными, но особо приятные сочетания дают с теплыми окрасками.

Указанные правила применимы также к деревьям и кустарникам. И не только в пору богатейшей осенней окраски. Даже летний зеленый цвет бывает зелено-серым, зелено-серебристым, зелено-желтым, зелено-синим. И каждый из них богат оттенками.

Кроме того, разнообразие окраски листьев дополняется разнообразием их формы. Издали облик дерева воспринимается по форме и цвету его кроны. Силуэт клена может оказаться схожим с силуэтом некоторых ив, и цвет их листьев может быть почти одинаковым. Но если подойти ближе, кроны деревьев окажутся совершенно различными — у них разная форма листвы.

Цветоводу, и дендрологу, и ландшафтному архитектору в процессе практической деятельности приходится изучать в основном не гармонию красок, а наиболее благоприятные сочетания растений. В этом отношении практический опыт более эффективен, чем теоретические познания в области сочетания отдельных цветов.

Угол зрения и восприятие

Условия зрительного восприятия объемных элементов, формирующих пространственную среду озелененных террторий города, зависят от угла зрения, показывающего стегень удаленности зрителя от объекта. По данным С. И. Северина, при угле зрения 45° (что соответствует отношению высоты объекта к расстоянию от него до зрителя, равному 1:1) человек может ясно воспринимать детали пространственной формы, а ее общий объем — лишь фрагментарно.

Наиболее полное зрительное восприятие пространственной организации пейзажа, его объемных форм и основных деталей возможно при угле зрения 27 °, что соответствует отношению ширины пейзажной картины к расстоянию от нее до зрителя, равному 1:2.

Это обстоятельство. следует обязательно учитывать при формировании наиболее важных в композиционном отношении частей пейзажа, которые должны целостно восприниматься зрителем с определенных видовых точек, требующих фиксированного внимания и более детального рассмотрения. Для большинства пейзажей озеленяемых территорий города угол зрения может приниматься более широким и достигать 53—54 °. Такие пейзажи не охватываются одним взглядом — зрительно воспринимается их общий композиционный строй, на фоне которого более детально фиксируются основные фрагменты, охватываемые углом зрения 27 °.

Свет и тень

Глаз человека прежде всего воспринимает свет, затем следует восприятие цвета и далее формы. Без необходимой освещенности мы не можем зрительно воспринимать предметный мир. Таким образом, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявлению пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пластики, цветового решения и фактуры отдельных пространственных форм. Характер естественного освещения озеленяемых территорий зависит от широты географического месторасположения объекта озеленения, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Обычно основное внимание уделяется распределению света и тени летом, когда зеленые устройства города наиболее декоративны, а их использование население!.: весьма интенсивно (86, 87).

Благоприятным для зрительного восприятия ландшафтных композиций является утреннее освещение. В это время падающие тени приобретают легкость и прозрачность, что придает пейзажам особую выразительность. В полдень картина резко меняется: тени, отбрасываемые деревьями и сооружениями, становятся короткими и плотными, очертания предметов резкими, освещенность открытых пространств усиливается, мягкость пейзажа теряется. К вечеру тени вновь становятся длинными, прозрачными и легкими; заходящее солнце зачастую придает пейзажу особую, золотисто-красноватую окраску.

Определив и распределив по территории площади светлых и теневых участков, надо найти удачные чередования, эффективные переходы из районов тени в районы света и наоборот. Частых чередований допускать не следует, чтобы не создавать однотонной пестроты.

Крупные тени не дают нужной игры и разнообразия светотени, а тени от узких, часто повторяющихся групп вносят беспокойство. Следовательно, и в тенях должны быть правильные пропорции, и правильные сочетания широких и узких теней.

Чтобы лучше использовать эффект от косых утренних лучей, главные группы пейзажа надо располагать от точки наблюдения на юго-запад, север и северо-восток. Для вечернего осве-

Летом в тени деревьев люди находят защиту от солнечной радиации. При решении вопросов затененности территории кронами деревьев необходимо учитывать направление падающей от дерева тени и ее размеры, которые зависят от географического расположения озеленяемого объекта и времени суток, а также ориентацию тротуара, аллеи или места отдыха по сторонам света.

Свет — один из важнейших элементов ландшафтного искусства. В пасмурный, непогожий день пейзажи лесов, садов, парков становятся серыми, безликими. Это от того, что нет оживляющих контрастов света и тени. Все монотонно. И ничего не сделаешь — свет самый непокорный человеку элемент пейзажа.

Становится обидно, когда в ясный, солнечный день, пейзаж парка недостаточно выразителен, монотонен из-за того, что в нем не достигнуто выгодного распределения света и тени.

Тень более подвластна проектировщику, чем свет. И надо уметь создать свет, подчеркивая его тенью. В. Л. Миндовский утверждает, что в саду, парке должны быть участки с преобладанием света и преобладанием тени.

Все сказанное о правильном распределении света и тени применимо не только в крупных зеленых массивах, но и в малых садах и скверах. На небольших территориях следует особенно беречь газоны от затенения. Как утверждает В. Л. Миндовский, пусть тень ложится больше на дорожки и площадки, а газоны (они здесь невелики) остаются освещенными лишь с редкими, но четкими пятнами падающих теней.

В целях исключения однообразия, безликости парка необходимо чередование затененных и освещенных участков, расположенных по трассе движения зрителя.

Перспектива в парках

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Во все времена и на всех стадиях развития садово-паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших вопросов парковых композиций.

Особенно широко были использованы перспективы при создании ландшафта во многих регулярных парках (регулярная часть парка г. Петро-дворца, Архангельского под Москвой и др.), в которых перспективы отличаются большой широтой и крупными масштабами.

Живописные пейзажи с исключительно удачным использованием зеленых насаждений, водоемов и открытых пространств были основой парковых композиций наших отечественных садов XVII и XIX вв., особенно в таких парках, как Павловский, пушкинские, гатчинские, Тростя-нецкий, Царицынский и многие другие. Именно на примерах русских парков стало ясно, что виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они создаются с использованием лужаек, берегов водоемов и извилин дорог, свободно расположенных среди живописных групп насаждений.

Для повышения интереса к парку очень важно при создании видов, так же как и при «раскрытии» пространства, использовать элементы внезапности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое использование правил перспективы. Учение о перспективе знакомит со зрительными изменениями предметов по мере удаления их от точки наблюдения. Если при этом изменяются величина и форма предметов, то это — линейная перспектива, при изменении же окраски и силы тона предметов — воздушная. Линейная и воздушная перспективы широко используются в садово-парковом искусстве.

Линейная перспектива

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.

Первое наше восприятие — это то, что мы видим. А видим мы не всегда то, что есть на самом деле,— действуют оптические обманы. И одна из задач парковой композиции — создавать озелененные пространства так, чтобы оптические обманы уводили от истины к лучшему, а не к худшему.

В ландшафтной архитектуре существуют два масштаба: абсолютный, по которому можно измерять действительную величину предмета, и относительный, которым следует измерять кажущуюся величину предмета. Относительный масштаб трудно выразить графически или цифровым отношением. Измерения по нему проектировщик выполняет по интуиции.

Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя.

Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казаться длиннее, а расширяющаяся — короче. Аллея покажется длиннее, если окаймляющие деревья посадить не параллельно ее оси, а сходящимися вдали линиями.

Расстояние между зрителем и отдельным предметом можно оптически изменять. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем находится открытое пространство, например газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдельный предмет будет казаться ближе. Этим приемом часто пользуются для оптического увеличения территории.

Широко применяют приемы линейной перспективы и при архитектурном «обыгрывании» водных мотивов в садах и парках. Для зрительного увеличения объема озера или пруда противоположный от наблюдателя берег «понижают» путем посадки деревьев меньшей величины.

Каждый предмет лучше рассматривается с определенного расстояния. Обычно оно равно от полуторной до тройной высоты предмета. Значит, высокие деревья желательно размещать дальше от дорожек. Лучшим углом зрения для просмотра пейзажа без поворота головы считается угол в 28— 30 °. Но допустим угол и в 60 °.

Подъем зрительно увеличивает расстояние, склон — уменьшает. Растительные группировки и садовая архитектура просматриваются лучше, если они расположены на слегка поднимающейся местности.

Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это сопоставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя покажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья небольшой высоты и низкие кустарники.

Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень размещать на повышенных местах, а низкую — по низинам.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива, по определению В. Л. Миндовского, это оптическое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от большей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зависимости от этих условий синева воздуха больше или меньше обволакивает предметы, изменяя тона их окрасок.

При проектировании следует учитывать следующие особенности цветов:

красный при удалении приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на значительном удалении становится зеленовато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желтоватый оттенок.

Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени становятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые предметы на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наоборот.

Растения со светлой кроной, размещенные на фоне темных однопород-ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, снимают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более прозрачной кроны крайнего ряда.

пейзажей

Понятие о построении

Пейзаж парка должен напоминать естественную природу с той разницей, что в. парковом пейзаже допускается усиление того или иного природного элемента.

В исканиях художественных образов проектируемых пейзажей следует исходить от характера природного ландшафта данной местности и на его мотивах создавать свои произведения садово-паркового искусства.

Ландшафтный архитектор, создающий пейзажную картину не на полотне, а на местности, так же, как художник, должен определить и подчеркнуть в ней главное, передать зрителю задуманное эмоциональное воздействие пайзажа, его мотив. При помощи различных комбинаций форм, окрасок, освещения и других элементов можно создать пейзаж спокойный или стремительный, резко контрастный или гармоничный и вселить в зрителя задуманное настроение: веселое или грустное, лирическое или торжественное, или иных эмоциональных оттенков. Решать такую задачу средствами садово-паркового искусства, конечно, гораздо сложнее, чем средствами живописи, так как ландшафтный архитектор и озеленитель должны представлять картину в будущем, когда разрастутся растения (и знать, как они разрастутся).

Понятие о пейзаже почти всегда связано с наличием открытого пространства. В одних пейзажах оно невелико, замкнуто со всех сторон и просматривается лишь на 30—

150 м. Это закрытые пейзажи, например небольшие поляны среди леса. Другие пейзажи — полуоткрытые, имеют глубину до 400 м. При большой глубине пейзажи считаются открытыми.

Если парк создают из лесного массива, то работу над пейзажами начинают с выявления лучших природных пейзажей и точек их обзора.

Если парк создают на пустыре, главные пейзажи определяют проектом с учетом рельефа и указывают их на плане и на отдельных чертежах.

Парковую композицию строят на принципе смены впечатлений от чередования открытых и закрытых пространств. Дорожка то уводит в тень массивов, то выводит на открытые места.

Как уже отмечалось, смену впечатлений усиливает внезапность. Например, если поляна прикрыта густым массивом и открывается внезапно при повороте дорожки.

Однако частая смена пейзажных картин не дает возможности сосредоточиться и запомнить виденное. Чем величественнее и шире предстоящая пейзажная картина, тем длиннее и спокойнее должен быть подход к ней и интервал закрытого пространства после нее. Такой подход может быть оживлен мелкими полянами с пейзажами малой глубины, не соперничающими с главным пейзажем.

Все глубинные пейзажи рассчитаны, как картины в живописи, на осмотр их лишь с определенных точек восприятия, которые планировочно закрепляются: к ним подводятся дорожки, на них устраиваются обзорные площадки с беседками или скамьями. Среди точек восприятия пейзажа выделяется одна главная. И от нее пейзаж создается как глубинная многоплановая композиция, в которой обычно выделяют передний, промежуточный и дальний планы, формируются перспективы.

Создавать пейзаж большого пространства для обзора с одной только точки дело непрактичное. При массовой посещаемости современных садов и парков следует так организовать открытое пространство, так разместить деревья и кустарники, чтобы создать на нем несколько пейзажей и для каждого из них организовать особую обзорную точку, подвести к ней дорожку. Древесные группы и отдельные деревья следует располагать так, чтобы они участвовали не в одном, а в двух или нескольких пейзажах.

Создавая массивы и группы, можно высаживать растения гуще, а потом, прореживая, оставлять наиболее успешно развивающиеся экземпляры — «деревья будущего». Так создаются насаждения по методу «питомник-парк».

Роль ландшафтного архитектора при проектировании ландшафтов и пейзажей сводится к выявлению идеи, цели и к наметке тех образцов, к которым должны стремиться садоводы в период строительства и в течение всего времени существования данного ландшафта и его пейзажей.

Основные виды древесно-кустар-никовых насаждений парка — это массивы, рощи, группы, одиночные и рядовые посадки.

Основу формирования парковой среды составляют деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения. Они связаны с другими элементами ландшафта, а именно рельефом и водой, и определяют облик каждого объекта.

В садово-парковом искусстве сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. В пейзажных парках — это массивы, аллеи, группы, солитеры.

Садово-парковые стили

По характеру и расположению системы дорожек, площадок, архитектурных элементов, водоемов и расти-

тельности озелененные пространства делятся на три стиля (или приема планировки): регулярный, свободный (он же ландшафтный или пейзажный) и смешанный (является сочетанием первых двух стилей).

Регулярный стиль характеризуется симметричо-осевым расположением геометрически правильных линий дорожек и площадок, где осью композиции обычно является главная аллея, от которой симметрично отходят площадки или дорожки второго порядка. Дорожки имеют прямую или жесткую геометрическую форму. Архитектурные элементы располагают, строго подчиняя общей симметрии.

Водоемы, цветочные партеры, клумбы, рабатки имеют геометрически правильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарников в виде строгих, ритмично выдержанных аллей и живых изгородей,

подстригаемых в геометрические формы. Характерно для объектов регулярных стилей наличие скульптурных украшений, фонтанов, лестниц, павильонов.

Свободный стиль (ландшафтный, пейзажный) характеризуется природной красотой натуральных ландшафтов и пейзажей. Планировка дорожек и площадок здесь почти не признает симметрии и длинных прямых линий. Дорожки, плавно изгибаясь, обходят возникающие на их пути препятствия, заходят в тенистые массивы, выходят на открытые лужайки с разнообраз-

ными группами деревьев и кустарников, цветов; проводят от одного пейзажа к другому. Водоемы, цветники имеют свободную форму. Ряды деревьев и живые изгороди почти не применяют (89).

Смешанный стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преимущества. В практике проектирования применяют оба стиля (90, 91).

Регулярный стиль создает в садах и парках условия для большей вместимости, для быстрого рассредоточения посетителей. Сады или части парков, предназначенных для тихого отдыха, обычно выигрывают от свободной планировки. Неровный рельеф почти всегда желателен для свободных решений и неудобен для решений регулярных.

Большинство новых советских парков имеют смешанный стиль, где он применен как продуманное, логически и художественно оправданное сочетание двух основных стилей, а не случайное их смешение.

Какой же стиль следует предпочесть при проектировании? Такой вопрос ставить нельзя. Стиль надо не выбирать, а определять по сумме требований архитектурно-пространственного и функционального порядка, а также по естественным условиям участка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...