Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологии девиантного поведения




Проблема психологии девиантного поведения чрезвычайно сложна. Это связано прежде всего с междисциплинарным характером проблемы девиантного поведения, что обусловливает наличие разнообразных подходов и принципов, являющихся основаниями для классификации. Сложность типологии девиантного поведения связана также с абстракностью и неоднозначностью понятия «нормы», вследствие чего одно и то же поведение при различных обстоятельствах и условиях может быть расценено как девиантное, так и нормативное.

Нами будет рассмотрен ряд типологий девиантного поведения в рамках основных подходов к данной проблеме.

I. В рамках социально-правового подхода выделяются два основных направления:

– социологическое;

– правовое.

а) Социология рассматривает отклоняющееся поведение, как социальные явления, группирующиеся по нескольким основаниям:
1) в зависимости от масштаба:
- массовое; - индивидуальное;  
2) по значению последствий:
- негативные; - позитивные;  
3) по субъекту: - отклонения конкретных лиц; - отклонения неформальных групп (бандитские группировки); - отклонения официальных структур; - отклонения условных социальных групп («женский алкоголизм», «подростковая наркомания»);
4) по объекту: - экономические; - бытовые; - имущественные нарушения; - преступления против личности и т.д.;
5) по длительности: - единовременные; - длительные;
6) по характеру последствий: - вызывающие вредные последствия; - создающие потенциальную опасность;
7) по активности субъекта: - совершенные путем действия; - совершенные путем бездействия;
8) по типу нарушаемой нормы: - правонарушения (преступность); - пьянство (алкоголизм); - наркотизм; - самоубийства; - аморальное поведение; - бродяжничество; - проституция; - хулиганство; - иждивенчество; - коррупция; - бюрократизм; - расизм; - геноцид; - деструктивные культы.

 

б) В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущий критерий правовой оценки действий индивида – мера их общественной опасности.

В зависимости от характера и степени общественной опасности отклоняющее поведение делят на:

- преступления;

- административные и гражданско-правовые деликты;

- дисциплинарные проступки.

В свою очередь преступления классифицируют:

1) в зависимости от общественной опасности:

- небольшой тяжести, с наказанием до двух лет лишения свободы;

- средней тяжести, с наказанием до 5 лет лишения свободы;

- тяжкие преступления – до 10 лет лишения свободы;

- особо тяжкие преступления – свыше 10 лет лишения свободы или с более строгим наказанием;

2) по характеру действий преступления:

- преступления против личности;

- преступления в сфере экономики;

- преступления против государственной власти;

- преступления против военной службы;

- преступления против мира и безопасности человечества.

Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений (например, рэкет, финансовая пирамида, хакерство и т.д.), что вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство [27, с.30].

II. В педагогическом подходе понятие «отклоняющееся поведение» как правило отождествляется с термином «дезадаптация».

Отклоняющееся поведение школьников включают в:

1) школьную дезадаптацию (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения).

Наиболее распространенными поведенческими отклонениями, сочетающимися со школьной дезадаптацией, являются:

- дисциплинарные нарушения;

- прогулы;

- гиперактивное, агрессивное, оппозиционное поведение;

- курение;

- хулиганство;

- воровство;

- ложь;

2) социальную дезадаптацию личности в целом.

Поведенческие отклонения, сочетающиеся с социальной дезадаптацией:

- употребление психоактивных веществ;

- сексуальные девиации;

- проституция;

- бродяжничество;

- совершение преступлений.

В настоящее время появляются новые формы отклоняющегося поведения: зависимость от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр, религиозных сект и др.

III. Психологический подход к типологии девиантного поведения основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности.

Различия проявляются в следующих характеристиках:

- вид нарушаемой нормы;

- психологические цели поведения и его мотивация;

- результаты данного поведения и причиняемый им ущерб;

- индивидуально-стилевые характеристики поведения.

1. Типология отклоняющегося поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских [35].

Внутридеструктивное - суицидное; - конформистское; - нарциссическое; - фанатическое; - аутистическое.
антисоциальное
аддиктивное
Внешнедеструктивное
Деструктивное поведение
Нестандартное поведение
Поведенческие девиации
Рисунок 4

 

 

Поведенческие девиации:

1) нестандартное поведение – может иметь форму нового мышления, любых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения; подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества (деятельность новаторов, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-то сфере знания).

Данные виды поведения не соответствуют выделенным основным признакам девиантности и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в строгом смысле.

2) деструктивное поведение может быть обусловлено;

а) внешнедеструктивными целями – направлено на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических);

б) внутридеструктивными целями – направлено на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс.

Внешнедеструктивное поведение делят на:

- аддиктивное – предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций;

- антисоциальное – заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

Внутридеструктивное поведение делят на:

- суицидное – с повышенным риском самоубийства;

- конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное на внешний авторитет;

- нарциссическое – управляемое чувством собственной гранидозности;

- фанатическое – предполагающее слепую приверженность какой-то идее;

- аутистическое – проявляющееся в непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженность в мир собственных фантазий.

Все формы деструктивного поведения отвечают основным критериям девиантности.

2. Типология отклоняющегося поведения Е.В.Змановской [27, с.32-35].

Рисунок 5

 


В основе данной типологии лежат следующие признаки:

- вид нарушаемой нормы;

- негативные последствия отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение подразделяется на:

а) антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные действующим законодательством);

б) асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные аддикции, проституция, бродяжничество, безответственность, иждивенчество и др.);

в) саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальное, пищевые аддикции, злоупотребление психоактивными веществами, фанатическое, аутистическое поведение).

Различные виды отклоняющегося поведения располагаются на единой оси «деструктивное поведение», хотя и с противоположной направленностью – на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения:

Рисунок 6

 


IV. Медицинский подход к поведенческим расстройствам основан на психологическом и возрастном критериях.

Некоторые виды отклоняющегося поведения с крайней границы нормы переходят в болезнь и становятся предметом изучения медицины. В рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства [50, с.35]:

1. Виды поведенческих расстройств, характерных для взрослых:

- F10-19 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (ПАВ)(употребление алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей, сочетанного употребления или использования других ПАВ);

- Fm50-59 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости, например, стероиды, витамины и др.);

- F63 – расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги – пиромания; патологическое воровство – клептомания; выдергивание волос – трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);

- F65 – расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садо-мазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения).

2. Виды поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

- F90-91 – гиперкинетические расстройства;

- F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций;

- F94 – расстройство социального функционирования;

- F95 – тикозные расстройства;

- F96 – неорганический энурез;

- F98.1 – неорганический энкопрез;

- F98.2 – расстройство питания в младенческом возрасте;

- F98.3 – поедание несъедобного;

- F98.4 – стереотипные двигательные расстройства;

- F98.5 – заикание;

- F98.6 – речь взахлеб.

Д.Н.Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на:

- гиперактивность;

- антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение [27, с.36].

А.Е.Личко, ссылаясь на Р.Джепкинса, предлагает следующую классификацию поведенческих отклонений:

- гиперкинетическая реакция;

- реакция ухода;

- реакция аутистического типа;

- реакция тревоги;

- реакция бегства;

- «несоциализированная агрессивность»;

- групповые правонарушения [27, с.37].

В медицинской литературе распространена следующая классификация девиантного поведения подростков:

- делинквентное (противоправное) поведение;

- раннее употребление алкоголя и наркотических веществ;

- девиации сексуального поведения;

- суицидальное поведение;

- побеги из дома и бродяжничество.

При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты отклоняющегося поведения подростков, последователи подчеркивают роль его социально-психологических детерминант.

Сопоставление различных типологий позволяет сделать вывод о том, что они не являются противоречащими, а взаимодополняют друг друга.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам – весьма условна, хотя и оправдана в целях научного анализа.

Один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...