Типологии девиантного поведения
Проблема психологии девиантного поведения чрезвычайно сложна. Это связано прежде всего с междисциплинарным характером проблемы девиантного поведения, что обусловливает наличие разнообразных подходов и принципов, являющихся основаниями для классификации. Сложность типологии девиантного поведения связана также с абстракностью и неоднозначностью понятия «нормы», вследствие чего одно и то же поведение при различных обстоятельствах и условиях может быть расценено как девиантное, так и нормативное. Нами будет рассмотрен ряд типологий девиантного поведения в рамках основных подходов к данной проблеме. I. В рамках социально-правового подхода выделяются два основных направления: – социологическое; – правовое.
б) В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущий критерий правовой оценки действий индивида – мера их общественной опасности. В зависимости от характера и степени общественной опасности отклоняющее поведение делят на: - преступления; - административные и гражданско-правовые деликты; - дисциплинарные проступки. В свою очередь преступления классифицируют: 1) в зависимости от общественной опасности: - небольшой тяжести, с наказанием до двух лет лишения свободы; - средней тяжести, с наказанием до 5 лет лишения свободы; - тяжкие преступления – до 10 лет лишения свободы; - особо тяжкие преступления – свыше 10 лет лишения свободы или с более строгим наказанием; 2) по характеру действий преступления: - преступления против личности; - преступления в сфере экономики; - преступления против государственной власти; - преступления против военной службы; - преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений (например, рэкет, финансовая пирамида, хакерство и т.д.), что вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство [27, с.30]. II. В педагогическом подходе понятие «отклоняющееся поведение» как правило отождествляется с термином «дезадаптация». Отклоняющееся поведение школьников включают в: 1) школьную дезадаптацию (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения).
Наиболее распространенными поведенческими отклонениями, сочетающимися со школьной дезадаптацией, являются: - дисциплинарные нарушения; - прогулы; - гиперактивное, агрессивное, оппозиционное поведение; - курение; - хулиганство; - воровство; - ложь; 2) социальную дезадаптацию личности в целом. Поведенческие отклонения, сочетающиеся с социальной дезадаптацией: - употребление психоактивных веществ; - сексуальные девиации; - проституция; - бродяжничество; - совершение преступлений. В настоящее время появляются новые формы отклоняющегося поведения: зависимость от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр, религиозных сект и др. III. Психологический подход к типологии девиантного поведения основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Различия проявляются в следующих характеристиках: - вид нарушаемой нормы; - психологические цели поведения и его мотивация; - результаты данного поведения и причиняемый им ущерб; - индивидуально-стилевые характеристики поведения. 1. Типология отклоняющегося поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских [35].
Поведенческие девиации: 1) нестандартное поведение – может иметь форму нового мышления, любых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения; подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества (деятельность новаторов, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-то сфере знания). Данные виды поведения не соответствуют выделенным основным признакам девиантности и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в строгом смысле. 2) деструктивное поведение может быть обусловлено; а) внешнедеструктивными целями – направлено на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических);
б) внутридеструктивными целями – направлено на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс. Внешнедеструктивное поведение делят на: - аддиктивное – предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; - антисоциальное – заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. Внутридеструктивное поведение делят на: - суицидное – с повышенным риском самоубийства; - конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное на внешний авторитет; - нарциссическое – управляемое чувством собственной гранидозности; - фанатическое – предполагающее слепую приверженность какой-то идее; - аутистическое – проявляющееся в непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженность в мир собственных фантазий. Все формы деструктивного поведения отвечают основным критериям девиантности. 2. Типология отклоняющегося поведения Е.В.Змановской [27, с.32-35]. Рисунок 5
В основе данной типологии лежат следующие признаки: - вид нарушаемой нормы; - негативные последствия отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразделяется на: а) антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные действующим законодательством); б) асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные аддикции, проституция, бродяжничество, безответственность, иждивенчество и др.); в) саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальное, пищевые аддикции, злоупотребление психоактивными веществами, фанатическое, аутистическое поведение).
Различные виды отклоняющегося поведения располагаются на единой оси «деструктивное поведение», хотя и с противоположной направленностью – на себя или на других. По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: Рисунок 6
IV. Медицинский подход к поведенческим расстройствам основан на психологическом и возрастном критериях. Некоторые виды отклоняющегося поведения с крайней границы нормы переходят в болезнь и становятся предметом изучения медицины. В рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства [50, с.35]: 1. Виды поведенческих расстройств, характерных для взрослых: - F10-19 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (ПАВ)(употребление алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей, сочетанного употребления или использования других ПАВ); - Fm50-59 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости, например, стероиды, витамины и др.); - F63 – расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги – пиромания; патологическое воровство – клептомания; выдергивание волос – трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений); - F65 – расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садо-мазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). 2. Виды поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста: - F90-91 – гиперкинетические расстройства; - F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций; - F94 – расстройство социального функционирования; - F95 – тикозные расстройства; - F96 – неорганический энурез;
- F98.1 – неорганический энкопрез; - F98.2 – расстройство питания в младенческом возрасте; - F98.3 – поедание несъедобного; - F98.4 – стереотипные двигательные расстройства; - F98.5 – заикание; - F98.6 – речь взахлеб. Д.Н.Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на: - гиперактивность; - антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение [27, с.36]. А.Е.Личко, ссылаясь на Р.Джепкинса, предлагает следующую классификацию поведенческих отклонений: - гиперкинетическая реакция; - реакция ухода; - реакция аутистического типа; - реакция тревоги; - реакция бегства; - «несоциализированная агрессивность»; - групповые правонарушения [27, с.37]. В медицинской литературе распространена следующая классификация девиантного поведения подростков: - делинквентное (противоправное) поведение; - раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; - девиации сексуального поведения; - суицидальное поведение; - побеги из дома и бродяжничество. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты отклоняющегося поведения подростков, последователи подчеркивают роль его социально-психологических детерминант. Сопоставление различных типологий позволяет сделать вывод о том, что они не являются противоречащими, а взаимодополняют друг друга. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам – весьма условна, хотя и оправдана в целях научного анализа. Один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|