Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие индивида с реальностью




 
 

 

 


1) Приспособление

 
 


РеальностьРеальность

2) Борьба (противодействие)

 

 

 
 


РеальностьРеальность

3) Болезненное противостояние

 
 


4) Уход

РеальностьРеальность

           
 
   
     
 
 


4) Игнорирование

Реальность

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять её в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватной оценки мотивов и поступков окружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливаться», по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо области.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, например, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, так же как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоническое.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов [51, с.77].

Аддиктивное
Психопатологическое
Делинквентное
Патохарактерологическое
Девиантное поведение
На базе гиперспособностей
Рисунок 8

 

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обуславливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно-этическим предписаниям (общечеловеческим ценностям), этикету и стилю. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и указах, другие – относительные, которые передаются из уст из уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций.

Делинквентный тип девиантного поведения – отклоняющееся поведение, представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера.

К.К.Платонов выделил типы личности преступников, из которых в группу лиц с делинквентным поведением входят следующие:

1) отличающиеся неустойчивостью внутреннего мира, совершающие преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;

2) отличающиеся высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;

3) имеющие возможность только случайного преступления.

У лиц, относящихся к данным группам, нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Они легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. В основе делинквентных действий, как правило, лежат ситуационно-импульсивные аффективные мотивы, реализующиеся без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действий. Таким образом, различия делинквентного и криминального поведения коренятся в степени их осознанности, социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих [51, с.79]. В специальной литературе рассматриваются различные значения термина «делинквентность». А.Е.Личко, введя это понятие в практику подростковой психиатрии, ограничил его мелкими антиобщественными действиями, не влекущими за собой уголовной ответственности [27, с.94].

Аддиктивный тип девиантного поведения – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5, с.94]. Основной мотив данного типа поведения – активное изменение неудовлетворяющего психического состояния.

Патохарактерологический тип девиантного поведения - поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные акцентуации. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущность данных мотивов состоит в ликвидации личностного диссонанса, в частности, расслаивания между «Я-идеальным» и самооценкой.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Патохарактерологический, психопатологический и аддиктивный типы отклоняющегося поведения могут носить характер саморазрушающего (аутодеструктивного) поведения. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации, а также некоторых других разновидностей девиаций. Причинами саморазрушающего поведения становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, психопатологические симптомы и синдромы.

Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения – поведение, основой которого является наличие у человека способностей, выходящих за рамки среднестатистических. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из деятельностей человека. Отклонение в эту сторону часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается нередко неприспособленным к «бытовой» жизни, не способным правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей. Человек существует в реальности и одновременно как бы живет в собственном мире, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить характер чудаковатости (например, он может не знать как пользуются бытовыми приборами и т.д.). Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными или иными).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...