Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)

 

Для набора 2018 г.

 

Нижний Новгород, 2018 г.


Учебно-методические рекомендации для обучающихся

По видам учебных занятий

Общие положения

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки студентов.

Занятия со студентами проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

Практические занятия проводятся с целью углубления и расширения знаний студентов, а также овладения студентами навыками применения полученных теоретических знаний для решения задач, возникающих в правоприменительной деятельности. В ходе практических занятий студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать нормативные правовые акты и судебную практику, разрешать конкретные правовые ситуации с целью выработки навыков применения юридических знаний для решения практических задач.

От студентов требуется посещение лекций, семинарских и практических занятий. Особо ценится активная работа на семинарах и практических занятиях. Для успешной работы на семинаре и практическом занятии студент должен прочесть рекомендованную литературу и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку, представить и аргументировать выводы, сделанные по итогам самостоятельного анализа нормативных правовых актов и судебной практики.

 

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение учебного материала по темам дисциплины с элементами групповой дискуссии. Они являются организующим и ориентирующим началом для изучения дисциплины. В ходе лекций раскрываются основные положения обязательственного права, обращается внимание студентов на сложные теоретические и правоприменительные вопросы, показывается их практическая значимость, проводится дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам темы лекции.

Лекции проводятся преимущественно в активной форме, предполагающей взаимодействие с аудиторией. Студентам рекомендуется осуществлять подготовку к лекционному занятию заранее, ознакомившись с материалом из источников обязательной литературы. Так же на лекции необходимо иметь Федеральный закон об охране окружающей среды РФ.

Средствами обучения на лекционных занятиях являются проектор, комплекс слайдов, ПК для преподавателя. Занятия проводятся в лекционных аудиториях.

 

Семинарские занятия

Семинары (коллоквиумы) проводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения знаний студентов. На семинарах студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать нормативные правовые акты и судебную практику, аргументировано отстаивать свою точку зрения в ходе групповой дискуссии.

Средствами обучения на семинарских занятиях являются ПК для преподавателя. Занятия могут проводиться в аудиториях, оснащенных ПК для студентов с доступом к Интернет и справочно-правовым системам. Та же могут использоваться комплекты слайдов и раздаточный материал.

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся с целью углубления и расширения знаний студентов, а также овладения студентами навыками применения полученных теоретических знаний для решения задач, возникающих в правоприменительной деятельности. В ходе практических занятий студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать нормативные правовые акты и судебную практику, разрешать конкретные правовые ситуации с целью выработки навыков применения юридических знаний для решения практических задач.

От студентов требуется посещение лекций, семинарских и практических занятий. Особо ценится активная работа на семинарах и практических занятиях. Для успешной работы на семинаре и практическом занятии студент должен прочесть рекомендованную литературу и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку, представить и аргументировать выводы, сделанные по итогам самостоятельного анализа нормативных правовых актов и судебной практики.

Практические занятия предполагают выполнение практических заданий в аудитории, либо обсуждение практических заданий, выполненных студентами самостоятельно во внеаудиторное время.

Занятия проводятся в аудитории, оснащенной ПК для преподавателя, Занятия могут проводиться в аудиториях, оснащенных ПК для студентов с доступом кИнтернет и справочно-правовым системам. Та же могут использоваться комплекты слайдов и раздаточный материал.

 

Дополнительные рекомендации по изучению отдельных тем:

Тема 1.Понятие, предмет, принципы и система экологического права.

Изучение курса следует начать с вопроса о формах взаимодействия общества и природыи их развития на современном этапе. Для адекватного восприятия проблем правовой охраны окружающей среды студентам важно разобраться в понятиях «природа», «окружающая среда», «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность».

На основе знаний общей теории государства и права уясняется сущность экологической функции государства и роли права в регулировании природоохранительных отношений, предмета и методов правового регулирования экологического права.

Далее следует перейти к вопросу об источниках экологического права. Здесь также окажутся весьма полезными знания общей теории права относительно критериев классификации источников по юридической силе, предмету правового регулирования, уровням органов власти и управления, принимающих нормативные правовые акты и др. Особоевнимание следует уделить изучению конституционных основ охраны окружающей среды а условиях правового и социального государства. Обязательно знание истории развития экологического права в России.

При изучении данной темы важно иметь в виду, что на современном этапе экологическое право развивается путем:

а) создания собственно законодательства об охране окружающей среды;

б) экологизацией природоресурсового законодательства;

в) экологизацией гражданского, уголовного, хозяйственного, аграрного и иного законодательства.

Изучив вопросы данной темы, студенты смогут определить понятие экологического права как комплексную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения в сфере использования природныхресурсов и охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и охрану прав участников экологических отношений.

1. Земля и другие природные ресурсыкак объекты природы, пользования, охраны и собственности; как основа жизни и деятельности народа. Влияние этих факторов на правовой режим природопользования к охраны окружающей природной среды.

2. Социальная экология - научная и методологическая основа правового регулировании отношений природопользования и охраны окружающей природной среды. Понятия «охрана природы», «охрана окружающей природной среды», «охрана окружающей среды», «рациональное использование природных ресурсов» «природопользование» и их соотношение.

3. Российская экологическая доктрина. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

4. Роль права в обеспечении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Соотношение правовой охраны природы с другими способами её охраны.

5. Экологическое право как комплексная отрасль права. Его становление и развитие. Проблемы интеграции и дифференциации в нём.

6. Предмет, задачи, принципы и методы экологического права.

7. Экологические нормы и правоотношения. Их классификация. Система экологического права.

8. Место экологического права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

 

Тема.Право собственности на природные ресурсы и право природопользования.

Объекты и субъекты экологического права.

При изучении данной темы следует различать два значения права природопользования - объективное и субъективное право.

С одной стороны право природопользования может рассматриваться как особый институт в системе земельного, горного, лесного, водного, фаунистического права, представляющий собой совокупность норм, регулирующих отношения природопользования.

С другой - как субъективное право природопользования - конкретное правомочие, принадлежащее природопользователю, содержание которого включает владение, пользование и распоряжение предоставленного в пользование природных объектов.

Далее необходимо уделить внимание особым принципам права природопользования: производности права пользования от права собственности на природные ресурсы; целевому характеру природопользования; устойчивости права природопользования; рациональному природопользованию; платности природопользования, а также кругу субъектов права природопользования.

Принципиальные вопросы данной темы касаются поиска возникновения, изменения и прекращения правоотношений природопользования, которые изменяется в зависимости от объекта, субъекта и вида природопользования. Студентам важно иметь четкое представление об установленных законодательством процедурах в этой области, включая процедуру оформления права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение темы следует начинать с вопроса о понятии управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и различных видов управления – государственного, ведомственного (производственного), общественного.

При этом под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение наиболее рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

При характеристике государственного управления необходимо выявить и показать действие основных принципов управления: комплексного подхода в решении вопросов охраны окружающей среды, разделения хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий и др.

Вопросы системы и компетенции органов государственного управления в рассматриваемой области следует изучать и освещать с учетом государственного устройства России и организации государственного управления в стране.

В системе органов природоохранительного управления выделяются органы общей и специальной компетенции. Студенты определяют роль правительства и администрации субъектов и городов в' решении вопросов охраны окружающей среды.

В систему органов специальной компетенции входит ряд государственных органов. Центральное место в этой системе занимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации по охране окружающей среды (Минприроды РФ) и его территориальные органы.

Необходимо иметь общие знания о структуре Минприроды России и иных специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды,их функциях и компетенции. О взаимодействии данного Министерства с другими органами и роль этих органов следует изучать как в данной теме, так и при изучении тем, касающихся правовой охраны отдельных природных ресурсов.

Далее, от студентов требуется знание основных функций государственного управления охраной окружающей среды, т.е. видов постоянной деятельности государственных органов, включая нормирование в охране окружающей среды, государственную экологическую экспертизу, лицензирование природопользования, государственный экологический контроль и др.

 

Тема 5.Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды.

Работу над указанной темой следует начинать с общих представлениях в сфере охраны окружающей среды, которую можно обеспечить лишь путем принятия комплексa организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее.

Комплекс этих мер в работах некоторых исследователей рассматривается как механизм охраны окружающей природной среды

Студентам необходимо также иметь представление обадминистративно-правовом механизмом охраны окружающей природнойсреды, под которым следует понимать самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

При этом, формой реализации административно-правового механизма в практической жизни является управление процессами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования со стороны государства, органов местного самоуправления и общественности.

Определяющее место здесь, безусловно, занимает государственное регулирование этих процессов, которое, в свою очередь, реализуется через систему соответствующих государственных органов.

 

Тема 6. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Вначале студентам следует усвоить роль нормирования. Нормирование и стандартизация и стандартизации в области охраны окружающей среды рассматриваются как основные правовые меры охраны окружающей среды, как функции управления в данной сфере и как институт экологического права.

От студентов требуется знание положений законодательства, регулирующего экологическое нормирование и стандартизацию - Закона РФ «Об охране окружающей среды». Закона «Об охране атмосферного воздуха». Земельного кодекса и др. В системе подзаконных актов важно знание государственных природоохранительных стандартов.

Основное внимание уделяется вопросу системы нормативов в области охраны окружающей среды по российскому законодательству. В этой системе необходимо четко различать нормативы качества окружающей среды, нормативы использования природных ресурсов, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

С учетом видов воздействия на состояние окружающей среды студенты должны дать полную характеристику видов, функций, критериев определения нормативов. При этом необходимо принимать во внимание специфику источников отрицательного воздействия на окружающую среду - предприятий, транспортных средств, «неточечных» и др.

Тема 7. Организационно-правовые формы экологического контроля.

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что «Экологический контроль» - составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства.

Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний. Контроль в основном выражается в проверке соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности.

Поэтому основная задача контроля - обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.

По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на информационный, предупредительный и карательный. Далее следует иметь представление о видах экологического контроля. Различаются следующие видыэкологического контроля:государственный, производственный, общественный.

Немаловажным, является система, функции и компетенция государственных органов и управления охраны окружающей природной среды, на что нужно обратить особое внимание при подготовки к занятиям.

Тема 8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Институт юридической ответственности в охране окружающей среды тесно связан с соответствующими положениями уголовного, административного, трудового законодательства. При изучении данной темы студенты должны пользоваться соответствующими нормативными и научными материалами.

Принимается во внимание и та особенность правового регулирования ответственности, что одновременное регулирование ответственности осуществляется Законом РФ об охране окружающей среды и актами природоресурсового законодательства. Далее с учетом понятия экологического правонарушения изучаются и освещаются его элементы: объект, субъект, объективные и субъективные стороны.

Таккак каждый вид юридической ответственности обладает спецификой, студенты отдельно рассматривают уголовную, административную, дисциплинарную ответственность в охране окружающей среды с учетом элементом соответствующих правонарушений - объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. При этом необходимо знать установленные законодательством составы правонарушений, применяемые санкции, порядок привлечения к ответственности.

При изучении вопросов правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде, прежде всего следует обратить внимание, что в отличие от уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, применяемой альтернативно, гражданско-правовая ответственность наступает совокупно, наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности или независимо от них, когда в результате правонарушения наступили отрицательные последствия имущественного характера.

Наряду с гражданским., гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальным кодексами РФ, возмещение вреда, причиненного нарушением экологического законодательства, регулируется Законом «Об охране окружающей среды» и другими кодифицированными нормативными актами в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Представляется важным уяснение понятия вреда, а также способа и порядка его возмещения.

При подготовке данной темы необходимо выявить особенности возмещения экологического вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Особое внимание следует уделить вопросам защиты конституционного права граждан на возмещение вреда здоровью или имуществу, причиненного загрязнением окружающей среды.

1. Предупреждение экологических правонарушений. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения.

2. Виды ответственности за экологические правонарушения

3. Гражданско-правовая ответственностьза экологические правонарушения.

4. Гражданско-правовая и уголовная ответственность за экологические правонарушения.

 

Тема 9. Правовой режим охраны земель и атмосферного воздуха.

При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в нормативных актах, литературе и хозяйственной практике различают такие органически связанные понятия, как «земля» и «почва». Если понятие «земля» охватывает ее как целостный природный объект, то термин «почва» означает лишь ее поверхностный слой.

Оба этих понятия земли имеют определенное правовое значение в качестве самостоятельных объектов правового регулирования. Так, говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно ее поверхностный слой - почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра.

При этом необходимо представлять, что охрана земель, представляющая собой систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв, имеет свои цели.

При изучении данной темы студентыв началеосознают роль атмосферного воздуха вжизни человека, в развитии растительного и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние атмосферы на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояниявоздуха. Для понимания атмосферного воздуха как объекта правовой охраны важно видеть различие между атмосферным воздухом и, например, воздухом помещений.

Основной источник данной отрасли законодательства - Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха», одобренный Советом Федерации 22.04.99 г. При изучении вопросов темы следует одновременно учитывать требования Закона об охране окружающей природной среды относительно экологической экспертизы, экономических мер, юридической ответственности и др., используемых для охраны атмосферного воздуха. Обратить внимание на то, что в отличие от других природных ресурсов в отношении атмосферного воздуха регулируется лишь его охран? Регулирование использования данного ресурса осуществляется в минимальной степени.

Основу правовой охраны атмосферного воздуха составляют меры по нормированию допустимого загрязнения атмосферы и вредного физического воздействия. Студенты изучают соответствующие требования, касающиеся критериев установления нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе и вредных физических воздействий на него, механизм установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий и других стационарных и передвижных источников.

Обратить внимание на роль и порядок предоставления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Наряду с нормативами ПДК и ПДВ важная роль в регулировании охраны принадлежит требованиям по охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и иных объектов осуществлении иной экологически значимой деятельности. Студенты изучают эти требования. При этом важно рассматривать и оценивать эти требования с точки зрения как охраны атмосферного воздуха внутри страны, так и выполнения международных обязательств России по решению глобальных проблем охраны озонового слоя и климатических изменений.

Далее студенты изучают вопрос правового регулирования учета вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха, мониторинга и государственного контроля в сфере охраны атмосферного воздуха, а также юридической ответственности как одного из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства.

 

Тема 12. Международное право окружающей среды.

При рассмотрении данной темы студентам нужно помнить о том, что одной из существенных особенностей охраны окружающей среды является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества.

При подготовки к занятиям студентам рекомендуется более подробно ознакомиться и рассмотреть вопросы связанные: с целями, предметом и объектами международно-правовой охраны окружающей среды; возникновения международных экологических правоотношений.

Необходимо более подробно остановиться на вопросах связанных с рассмотрением нормативных актов как источников международного экологического права и их классификации. Принципы и субъекты международно – правовой охраны окружающей среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...