Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дикость в стратегический период




От XVII и далее..Теперь в 18-й век - начало индустриальной эпохи. Тут как говорится: "Кто не успел - тот опоздал". Я о "Промышленной революции", она же "Промышленный переворот". Это (по В.И. Ленину) “Совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, ознаменовавших переход от мануфактурной стадии к фабричной системе капиталистического произ-водства, опирающегося на машинную технику". Запомните последнее – “Машинная техника". Ленин еще больше усиливает этот фактор:“..Крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин”.

Как вы помните, лидером этого процесса стала Англия. Собственно говоря, когда "мы говорим "промышленная революция"- подразумеваем - Англия". Результат известен – в ХIХ веке Англия мировой, а в начале XX века Англия общеевропейский лидер. А если брать в расчёт качество английских изделий, которыми пользуется обычный гражданин и Лорд, то и в наше время,это будет лучший за редким исключением, образец в классе и в мире. Россия, если уровень технической оснащенности рассматривать не в абсолютных цифрах, а относительно технического обеспечения каждого жителя - самая отсталая страна цивилизованного мира.

Промышленная революция началась в конце 18 века, когда образ и формы существования европейских стран не имели какого-то существенного отличия. За Англией рванули все, а результат - известен. Правда не все так просто с Германией. Ведь если скажем, Испания, Франция, Россия, Румыния и т.п. - монархии с неограниченными правами руководителя, который мог бросить все силы на промышленное перевооружение "своего" государства, то Германия, это набор германоязычных княжеств. Но в них получил развитие какой-то фактор, который помогал единицам будущего единого государства не откатиться на уровень России, а развивать свои регионы, которые уже став единой командой (1877 г.) рвануть вперед и достаточно быстро догнать ту же Англию.

А теперь очень важное. Вспомните цифровые показатели США (которые я приводил в книге «Миф о красном терроре») Или просто запомните что Америка - общемировой промышленно-финансовый лидер к началу XX века.

И что интересно, это вроде бы случилось "резко-вдруг"! Т.е. ходили где-то там какие-то охотники, выращивали где-то кукурузу и хлопок и вдруг, к 1-й мировой 10 млн. автомобилей и многоярусное метро?! - Чур меня! Изыди!

Вы обратили внимание на то, что в Русской классической литературе про Америку вообще никто не упоминает!? Я лично помню только одно. У Лескова в какой то стебальной повести, из серии - про попов, персонаж предлагает метод призванный погасить народные волнения: “Надо заказать в Америке гуттаперчевую куклу жида, они умеют это делать, возить этого жида по городам, и в каждом городе вешать на площади под барабан!”

Вспомните хоть какой-нибудь персонаж романа или новости, который был бы американец? Или по-другому - вспомните хоть какое-нибудь дореволюционное сравнение России и Америки? Вы знаете, единственная книга, это книга Каутского "Русский и американский рабочий" (1-е изд. 1910 г.), в которой как обухом по голове, на читателя обрушился вал данных, которые показывали немыслимо несопоставимые с Россией данные как трудового дохода американского работника, так и данные промышленно-финансовых показателей самих США.

Кстати читатель, я вам предлагаю провести собственный эксперимент. Попробуйте опросить знакомых и спросить видел ли кто нибудь(про имение в наличии я не заикаюсь) хоть когда ни будь, или хотя бы слышал про то, что где-то в России за последние 30 лет существовало хоть одно изделие сделанное в США? Ну, там – Рубашка, ботинки, авторучка, телевизор, ДВДишник, рубанок, настоящие джинсы «Зелёныйе Райфл»? И не увидите… А пошто бы так-то?

Да, что прежде всего бросается в глаза при сравнении (нач.XXв.) США и Англии, так это то, что промышленность Англии ориентирована на экспорт, тогда как основная часть промышленного продукта Америки потреблялось внутри страны своим же населением. Экспорт США относительно невелик. Если правда не считать главный экспортный товар для мировых компрадорских уродов и дебилов – ДОЛЛАР!

Так ведь (контраргумент моих оппонентов) кроме Англии, практически все страны потребляли свой внутренний продукт. Но, если этот метод по-буржуазному выгоден, то этот способ просто автоматически стал бы доминирующим сметя все классово-социальные препятствия. Чего ж у других так не вышло? Количеством населения (объем оборота) это также не объяснить, так как только в XX веке численность населения США стала обгонять европейские государства. А в начале 19 века, когда и сформировался способ промышленного развития США, там проживало около 7-8 млн. чел. (1800 г. - 5,3 млн.). В 1860 году (время разгара промышленной революции) всего 32 млн. человек.

Как раз уже явно заметный результат экономического развития страны, привлекал туда миллионы эмигрантов. Но ведь рядом Канада, Мексика, Бразилия (с Аргентинами), ЮАР. Что ж они-то оказались в хвосте?

Маркса (как и других экономистов) зациклило на английской пром-революции, и он не заметил феноменальных темпов развития именно США. Или заметил, но предпочел "не заметить". Экономисты "открывают" США где-то в 20-е годы, а до того?

Кстати, по-настоящему, единого мнения о природе Пром.-Рев. в Англии нет. Крупнейшие исследователи (уровня Г. Шрёдера или Айякоки) гнули каждый свое. А. Тойнби видел эту причину в освобождении промышленности от стеснительной регламентации. (А. Тойнби. Промышленный переворот в Англии 18 столетия пер с англ 2 изд. М 1912 г.) Дж. Гриффит считал главным роль спроса со стороны растущего населения (G. Griffith, Population problems of the age of Malthus. Camb. 1926 - я читал реферативный перевод). Дж. Шумпетер видит в Пром-Рев. всего миф фазу продолжения естественного экономического цикла (NY-L 1939 г.). Т. Аштон говорит, что сознательное падение учетной ставки - был стимулирующим фактором. У. Ростоу ищет причину в психологической сфере и т.д.

Весь юмор в том, что практически все буржуазные историки говорят об однотипности индустриализации всех стран Европы, но почему-то, разницу в местах занятых участниками соревнования на рубеже XX века объясняют действием удачливых факторов. Ну, блин, наука, да и только..

А вот я изучая историю оружия (см. книги “Странная история оружия” в 3-х книгах, изд. Крафт+) заметил одну особенность Англии. Эта страна начала уже давно "скупать мозги". И в то время когда религиозное или социальное давление в странах Европы создавало нестерпимый для творческого мышления гнет, инженеров, конструкторов, музыкантов и т.п. сманивали в Англию. Простой пример. Гендель уезжает из солдафонской Германии и по сути создает музыкальную культуру Англии. Из той же Германии уезжают а Англию братья Сименс (те самые) и создают в Англии новое направление в металлургии, и закладывают основы электротехники. Их уже после, ставших в Англии "пэрами", сманят обратно в Германию, где они создадут электротехнику и радиопромышленность. 1792 год, "американский Рафаэль" Бенджамен Уэст, которому надоело получать гонорары кукурузой и свининой, основал в Лондоне Королевскую академию художеств, для обучения живописи английских художников... Возник даже такой термин – креативность общества, то есть способность самого общества подготовить творческую личность, и создать общие условия для воплощения в предмет идеи этой личности. Опять к США.

Суть дела, как всегда, очевидна всем, и потому никому не видна, хотя это можно объяснить как раз на примере Англии.

Для того, чтобы появилась самопрялка "Дженни", надо:

1. Чтоб родился Дж. Харгив, человек, который в состоянии генерировать идеи.(это конечно биологическая удача)

2. Он должен развиваться в благоприятных условиях чисто физически.

3. Он должен просто автоматически получить хорошее начальное образование, не потому что когда-то начнет промышленную революцию, а потому, что это нормально. В том месте где родится генератор идей.

4. Он должен иметь возможность окончить ВУЗ (речь о доступности, т.к. Эдиссону это было не нужно). Хотя бы для того чтоб с нуля не изобретать велосипед, математический аппарат и сопромат.

5. В обществе должна быть развита система издательств и полиграфия, которая обеспечивает научно-технической информацией.

6. Должны быть носители и выразители этой информации – ученые которые имеют возможность публиковать результаты своих работ и знать о работах других, и они сами, в своих творческих проявлениях были бы доступны общественному наблюдению. Учёный не должен быть закрыт от мира как алхимик в средневековой Европе.

7. В обществе должен быть социально-психологический фон, который создает атмосферу востребованности любого интеллекта с его багажом идей. Братья Ползуновы сделали бы карьеру в Англии но никому не были нужны в России. И это богатые купчины. А что говорить про бедного энтузиаста?

8. Технологический и интеллектуальный уровень общества не должен отставать от возможного уровня идей гражданина. Представьте себе Хайрама Максима с его идеей пулемёта в Уганде того периода, или вспомните про те же технические проекты Леонардо которые обогнали “станочный парк” современников, и упёрлись в отсутствие компактного движителя. Да хоть вспомнить того же И.С.Баха, в период когда ещё не было органа.. Но есть два очень важных пункта:

9. Должны быть квалифицированные кадры исполнителей, от количества и квалификации которых зависит как качественное воплощение в металле конкретной идеи, так и количество этих изделий.

10.Цена изделия и покупательная способность населения. Взаимоотношение этих факторов определит скорость распространения изде- лия и в конечном итоге скорость и форму развития государства.

Простая иллюстрация: Англия - ручная сборка дурацкого сверхдорогого “Бентли”, и конвейерная линия Форда.

Так вот, Англия прежде всего проиграла, а США выиграли, в силу того, что:

А.- в Англии ученые и конструктора все-таки представляли собой замкнутую касту, со всей сословной ограниченностью. Что уж говорить об Испании или России, где (в последней) какой-нибудь Кулибин или Нартов (создатель суппорта) будут существовать на уровне "занятной прислуги". А американский конструктор (того периода)выходец из народа. Он демократичен в своём мышлении и потребности окружающих для него не чужие.

В.-Американскому конструктору и в голову не пришло бы создавать что то элитарно-дорогое. Американец мыслил массовой применимостью и финансовой доступностью, а зарплата американца позволяла делать накопления для покупки товаров длительного пользования, и при этом в стране всегда было много высокообразованных инженеров и много квалифицированных, грамотных рабочих.

Как это у них получилось? Или, то что не хотят помнить русские патриоты и поклонники царской старинушки.

США

1620 год. Первые эмигранты высаживаются в Плимуте.

1636 г. Основание Гарвардского колледжа.

1690 г. Издано правило, по которому 50 семей обязаны содержать учителя.

1693 г. Основан Колледж Уильямса.

Уже к концу XVII века в США в % отношении было в 3 раза больше людей с высшим образованием, чем в Англии.

1701. Йельский колледж. В каждом штате открываются "академии" - школы с классическим и прикладным обучением.

Россия

1613 г. В огромном, мощном государстве приходит к власти новая династия.

1633. Присоединение Сибири до Камчатки.

1648 г. Мятеж в Москве.

1649 г. Издание уложения Алексея Михайловича:

- народное рабство и бесправие

- пыточное следствие

- пыточные казни

1663 г. Учреждение почт

1668-71. Бунт Стеньки Разина

1668-1671. Бунт Раскольников. Уничтожение местничества.

1697. Присоединение Камчатки.

1698 г. В силу дворцовых интриг, «Уничтожение Стрельцов», лучшего в Европе профессионального войска.

РОССИЯ. БОРЬБА ЗА ОДИЧАНИЕ.““Еще при московских князьях, например, новгородский архиепископ Геннадий писал: "Приведут ко мне мужика, чтобы его в попы али в дьяконы ставить, я велю ему апостол читать, а он и ступить не умеет. Велю псалтырь дать - и по тому еле бредет. Я велю хоть ектениям научить, а он и к слову пристать не может: ты говоришь ему одно, а он совсем другое... А если откажешь такого посвящать, миряне жалуются; такова земля господине, не можем найти, кто бы горазд был грамоте”.

На Стоглавом Соборе, который организовал Иван № 4, попы жаловались, что им "учиться негде". Архиереи жалуются, что они вынуждены рукополагать в священники таких людей, которые "апостол" и "псалтырь" читать не умеют и даже ектении не знают".

Тот же Стоглавый Собор жалуется, что если "не посвящать в попы безграмотных, церкви будут без пения, и христиане будут умирать без покаяния".

Спрашивается, в чем же дело? Но уже после Грозного, когда Годунов поднял вопрос о школах, духовенство не без основания заявило, что "если школы завесть, то через время опосля будет смута". Царь Борис почесал репу и согласился.

В России даже воеводу грамотного трудно было найти. Князья, бояре, дети боярские часто не умели фамилии своей написать.

Например, вельможи "Иван Шереметьев да Иван Чёботов, к соборной грамоте 1566 г. рук не приложили, потому что грамоте не умели". Или: князь Алексей Голицын будучи в походах с государем, подавал челобитныя о землях". И в то же самое время "склады писать учился".

Часто для гражданского управления и тем более для переговоров с другими государствами приходилось выписывать иностранцев.

1227 год. В Новгороде четыре человека сожжены за попытку летать.

1552(?)год. В Москве, при Иване № 4 “Смерду Никитке” который сделал действующий дельтоплан, на котором облетел Кремль, отрубили голову.

1547 год. Московское восстание тягловых горожан.

1571 год. Учреждён “Приказ холопья Суда” (Холопий Приказ)-Центральное правительственное, судебно-административное учреждение. В компетенцию Холопьего Приказа входили дела о поступлении в холопство, суд о кабальном холопстве, продажа холопов, переход их к новому владельцу, возвращение беглых.Приём челобитных от бояр и служилых людей по поводу беглых, и перписку с местными властями итп..

1603 год. Восстание Хлопка.

1606-7 гг. Восстание Болотникова.

1645 год. Во Владимире, казнён крестьянин за то что взял из казны 18 рублей, сделал крылья, но естественно не полетел.

Год тот же.Из записок французского врача Ла-Мартинера. “В этом году одна богатая женщина, которая украсила своего Николая(икону подаренную в цер-ковь) жемчугом и драгоценными камнями, впав в бедность, отправилась в церковь, попросить его отдатьей что-нибудь. указывая на свою нужду. Николай ей ничего не ответил, а она приняла его молчание за согласие и осмелилась снять с него один или два рубина. Поп который за ней шпионил, увидав это. тотчас пошёл и принёс на неё жалобу, и эта несчастная была осуждена на отсечение обеих рук, что и было приведено в исполнение через три месяца. (Ла Мортимьер “Путешествие в северные страны”М.1911 г.Изд. Московского археологического института)

Он же. “Иконы у русских пишутся по греческому образцу, но более грубо и очень некрасиво. Когда я спросил их, почему они изображают своих богов такими безобразными, то они мне ответили, что их боги в этом отношении совсем не спесивы.Те иконы, которые облупились. бросают в реку вместе с некоторыми серебряными монетами, крестясь и повторяя: “прости брат”, или “бог с тобою брат”.

1646 год. Введён повышенный налог на соль. По стране прошли массовые бунты податного населения.

1648 год. Московское восстание,Воронежское восстание, Курское восстание, Томское. Восстание в Великом Устюге и бунты во многих городах.

1649 год.Издание и обнародование “Уложения”. Пыточное дознание, пыточное следствие, пыточные казни..

1650 год. Восстание и создание Республики в Пскове и Новгороде.

1653 год.Адам Олеарий. “Нынешний патриарх (авт.Никон) два года тому назад прежде всего велел рзбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать все инструменты в домах, и однажды пять телег полных ими, были отправлены на Москву-реку, и там сожжены.(Описание путешествия в Московию)

1662 год. Холопий Приказ осуществляет регистрацию “дворовых” у вотчинников и помещиков. Регистрацию Кабал, Холопств и Крепостей.

Тот же 1662 год. Московское восстание. Известное как “Медный бунт”.

1669 год. По приговору церковного суда, был сожжён в Москве голландец-пекарь Квирин Кюльман. Его казнили как предписывал закон: на животе жгли медленным огнём найдённые в его доме научные книги..

1681 год. Холопий Приказ заменён Особым Холопим Столом в Судном Приказе.(Стол – подразделение Ведомства, аналог Управлению в Министер-стве)1681 год.Опять восстановлен Холопий Приказ,и холопы посаженные на землю, “положены в тягло”

1682 год. “Хованщина”. Московское восстание под лозунгом: “Смерть боярам и дворянам”

1704 год.Холопий Приказ окончательно перешёл в Судный Приказ.

1714 год. 24 октября, в Москве открылся церковный собор для суда над лекарем Дмитрием Тверитиновым,цирюльником Фомой Ивановым, студентом Славяно-латинской коллегии Максимовым, часовщиком Яковом Кудриным и многими другими. Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский обвинил их не только в безбожиии, в котором они сознались. но и “наро-домятежии”. Фому Иванова сожгли в срубе на Красной площади, остальных спас случайно узнавший об этом Пётр № 1.

1722-24 годы. Холопы подворные обложены подушной податью.

1729 год. Село Ключи. Кузнец Чёрная Гроза, сделал крылья, и..Кузнеца предали Анафеме и сослали в монастырь на вечное покаяние.

1731 год. Рязань. Поддъячий Фурвин, сделал пузырь,надул его дымом и летал.Попы собрали местный собор, и стали решать, как казнить его за связь с нечистой силой: Закопать живым в землю, или сжечь. Решение отложили до утра, и поддъячий успел удавится.

1738 год. “Поп Кириллов донёс в псковскую консисторию, что мещанин Остафьев, посорившись с ним говорил, будто он поп, за престолом с сатаною беседует. Остафьев был взят под стражу в канцелярию тайных разысканий.

“Привлечённый к допросу Остафьев, показал, что слова свои, что поп знается с сатаною, он применил к тому. что поп Кириллов служа в пьяном виде литургию, во время херувимской песни упал в алтаре у престола на пол, разбив себе до крови нос и пролежал часа три в безпамятстве, а потом будучи отлит водой, довершил литургию. Обличителя Остафьева, за такие предерзостные, неистовые слова, заключили под караул и пытали. Там он и умер, но настаивал на обвинении до самой смерти.” (Документы и дела архива синода. Т 17,)

1748(?) Мещанин Симеон сделал что-то вроде планирующего парашюта.На коем и спланировал с колокольни. В поошрение инициативы, его живым замуровали в стену.

1760 год. Монастырские крестьяне Саввина монастыря,(Звенигород) отказались выполнять весенние полевые работы. Разграбили монастырские винные подвалы, и начали пьянствовать. К вечеру подошли вызванные войска.

13 человек посадили на кол, около 25 закололи штыками.Всю деревню перепороли шпицрутенами, и продали на вывоз.

1764 год.В связи с секуляризацией церковных земель, церковные холо-пы и кабальные переведены в категорию “Экономических крестьян”, которые вошли в состав “Государственных крестьян”

1785 год. Впервые за 1000 лет, попытались как-то обозначить такое понятие как Город, и горожане. Издана “Грамота на права и выгоды городам российской Империи”.

Созданы Городские Думы.- Распорядительные органы государственного управления.Учреждена должность председателя Гор\Думы под названием: Городской Голова. По реформе 1870 года, избирался Гор\Думой.С 1872 году, по специальному “Разъяснению” Кышлак-Баш в Москве и С.Петербурге утверж-дался Царём по представлению министра МВД.

Городские обыватели были разделены на 6 сословных разрядов.

1-й - “Настоящие городские обыватели”- владельцы недвижимой собственности. 2-й р-д.Купцы трёх гильдий. 3-й р-д. Цеховые ремесленники. 4-й р-д.Иногородние и иностранные гости.5-й р-д.Именитые граждане.6-й р-д.Посадские.Дворяне. Они имели свою структуру самоуправления.

Городскую голову не путайте с Городничим, каковой был представителем администрации. Должность произошла от Городоваго Приказчика (С сер.16 в). С 1775 года возглавляет административно-полицейскую исполнительную власть в уездных городах.

Литература. Олубан. Инквизиция и православная церковь. М 1926.Зерцалов А.Н.О мятежах в городе Москве.Спб ЧОИДР 1887г.Платонов С.Ф. Московские волнения 1648 года.Соч.Т-1 Спб 1912 г.Тиссандье.Мученики науки.М.1923 г.Будов-ник. И.У.Общественно-политическая мысль в др.Руси(11-14в)М.1960 г.

Он же.Русская публицистика 16в.М.1947 г.Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России.2 изд.М.1968.

* * * * *

Глава 38

Абсурд Петровщины

“Для военного дела в России не было людей, которые знали бы, как укрепление построить, как оружие сделать и как с ним обращаться. Нужда заставляла и для военного дела выписывать иностранцев. Не было врачей. Не умели дороги и мосты строить- не было инженеров. Приходилось без часов жить, ибо никто не умел проверить часы и поставить правильно, - астрономов не было.(я уж не говорю про возможность их изготовить) Россия богата природными богатствами. Но кому обработать руду, когда нет не только мастеров, а даже простых грамотных людей? Откуда, стало быть, землевладельцу взять плуг? А которое железо есть, то главным образом привезено из-за границы, цена на него неимоверно велика. Значит, землю обработать нечем.” Словом, жалобы, что “по причине безграмошности землы разоряется, и что государству от внешних вельми не диких врагов большая опасность угрожает,” были вполне основательны. Но одновременно с этими жалобами мы видим вот что.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...