Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От Петра №I до Александра №I(1798-1725)




После заграничной поездки Петр № 1 задумал устроить в России флот. Правительству стали нужны люди, знающие корабельное дело и мореплавание. И для подготовки таких людей велено было в 1869 г. открыть "навигацкую школу". Здесь преподаватели-иностранцы должны учить "ребяток", "добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением".

По образцу навигацкой, стали возникать и другие школы. Правительству нужны грамотные чиновники, поэтому велено было (в 1721 г.) "учинить школу для подъячих, где учить подъячих их делу; а именно "арифметике, ведению книг и бумаг, чистописанию и прочему, что доброму подъячему знать надлежит"; в эту школу "приказные обязаны детей своих отдавать", в ней должны обучаться все вообще, "кто захочет быть приказным".

Для армии необходимы грамотные и знающие военное дело люди - велено открыть гарнизонные школы и артиллерийскую школу.

Нужны вообще грамотные - велено открыть цифирные школы для обучения "молодых ребяток" арифметике и геометрии.

Нужно грамотное духовенство - велено открыть архиерейские школы.

Собственно о народном образовании речь не подымалась. До Петра стал быть Великого, народ был обязан поставлять ратников для войска, подводы и корм для чиновников. Теперь его обязывали поставлять рабочих для постройки Петербурга, плотников для постройки флота (напр., в Воронеж, Брянск и Ногайскую степь), а сверх того детей в школы, где готовят необходимых правительству мастеров. И "поставка учеников" стала, в сущности, формой федерального “Бакшишь Акбар Эмпайр” повинностью, вроде поставки рекрутов, лыка или бычих херов для щипания скрипичных и виолончельных струн.

***

В 1722 году, Пётр № 1 учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более рационального использования цеховых организаций для удовлетворения казённых потребностей, в качестве обязательной повинности.

В цеха записывали свободных людей, а также крепостные отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет а нахождение в звании подмастерья, не менее 2-х лет.

Таким образом, в России возникли профессиональные школы,(Смесь из ПТУ, Казармы и Монастыря) которые должны были бы подготавливать мастеров и специалистов для того и иного дела. Но кроме мастеровых и профессиональных рабочих и мастеров, правительству нужны были просто ученые - например, астрономы, математики и механики-теоретики. Решено было основать "общество ученых людей, которые трудились бы над усовершенствованием искусств и наук". Такое "общество" и было основано, под названием: "Академия наук". При Академии был основан Университет.

Получилась чисто русская параноидная ситуация. Своих ученых в России не было. Их пришлось для академии выписать из-за границы. Они обязались за свое жалование учить студентов. Но студентов в России тоже не было, так как правительство завело лишь немного школ для своих надобностей (по сути ПТУ), а не для народа. Пришлось и студентов выписывать из-за границы. Но за границей не много нашлось охотников ехать на ученье в Россию. Тогда добросовестные немцы-академики, чтобы было бы за что жалованье получать, стали учить друг друга. То же случилось и с гимназией при академическом университете. В нее поступали дети иностранцев, приехавших из чужих земель в Петербург. И в первое время в гимназии было достаточно учеников. А потому запас чужих детей израсходовался, и учеников не оказывалось, опять таки по той причине, что гимназия без низших школ существовать не может. Пришлось учеников вербовать, как солдат. Их и брали из солдатских детей, из крестьянских и т.д. Те же, кто поступал по своей охоте, учились только в низших классах, а от ученья в высших отказывались. Быть крепостным быдлом, но с гимназическим образованием, мало кому хотелось. Стали набирать из разных мест "обязательных" учеников, которых силою а иногда в кандалах заставляли учиться до конца.

Не лучше было и в профессиональных школах. Так как, повторяю, цифирные, навигацкие, приказные школы народу принесли новую повинность - поставлять детей, то немудрено, что они не были встречены далеко не дружелюбно. Родители детей не давали. Пришлось брать силою. А так как детей прятали, то в моду вошли внезапные облавы. Крестьяне в ответ делали в домах изощрённые тайники. Всем было весело.

Бардак крепчал! Уклонение от школьной повинности каралось большими штрафами, но и наказания не помогали. Из 42 цифирных школ, открытых с 1716 по 1722 г., через пять лет осталось всего 28; из 14 же все ученики разбежались. А через 20 лет едва уцелело лишь 8 школ; 34 исчезли…

Литература.Дмитриев..А. Пётр 1 и церковь.М.1931.

Церковь в истории России.М.1967.Гл.Церковь и Русский абсолютизм.)

Кто же виноват? Разумеется, правительство вовсе не склонно было брать вину на себя. Да и как ему винить себя: ведь оно же открывает школы, оно учреждает академии и университеты; оно даже насильно тащит людей учиться. Правительство даже было согласно дальше идти по этой же дороге и, видимо, ничего не имело против мысли, высказанной писателем времен Петра I Посошковым:

"Немалая пакость крестьянам чинится от того, что грамотных людей у них нет. В иной деревне дворов 20 и 30, а грамотного человека нет ни одного, и оттого случается, что если придет кто-нибудь с указом или без указу да скажет, что указ у него есть, то ему верят и принимают на себя излишние убытки... Для охранения таких напрасных убытков не худо было крестьян и поневолить, чтобы детей своих отдавали учиться грамоте - читать и писать. Не худо указ послать и в Низовые города (по воде), чтобы у мордвы детей брать и грамоте отдавать учить хотя бы насильно".

Ну как - неплохое начинание предложено? А это как посмотреть. Посошков за свои идеи был посажен в Петропавловскую крепость как политический преступник где сошёл с ума и умер..

США. 1777 г. Открыто 9 колледжей, которые впоследствии станут университетами. В числе эти массачусетский(Гарвард).

1775-83. Война за независимость. Офицеров-командиров выбирали солдаты.

1785 г. Постановление Конгресса о том, что в каждом поселке должна быть выделена квадратная миля площади, для муниципальной школы.

1789-90. Ратификация конституции США. Сформирована система государственного устройства. Каждый штат является республикой.

Билль о правах. 10 поправок к конституции. В числе прочего: Право на обжалование действий правительства, Право совести, слова, печати, собраний, Право на суд присяжных, право на владение оружием.

1791 г. Ратификация Билля о правах.

1787-90 гг. Открыты первые механизированные ткацкие фабрики. (В Англии такие уже лет 10) "Дженни" попала в США.

К 1912-13 году потребление и переработка хлопка в тысячах кип.

США - 5719, Англия - 4274, Индия - 2177, Россия - 2070, Германия - 1728, Франция - 1010.

1790 год в США - 3,5 млн. чел. 1800 г. - 5,3 млн. чел.

Время правления:

Екатерина № 2 - 1762-1796

Павел № 1 - 1796-1801

Александр №1 - 1801-1825

Екатерина №2 решительно склонялась к мысли, высказанной одним ученым, что "если просветится народ, то станет разумнее; одни глупцы или мерзавцы боятся образованного народа; рождение для власти предпочитает владычествовать над людьми, а не над животными".

Словом, правительство готово было "умножать науки в России", заботиться об образовании народа. И если это не удалось, то виноваты другие. Кто же?

Прежде казалось, что виновато духовенство. Оно и теперь к светским наукам относилось неодобрительно и в своих школах поощряло лишь "науки" православные, богословские. Это обстоятельство, между прочим, было принято во внимание Екатериной № 2. По подтвержденному ею "уставу" 1786 г. духовенство отстранялось от заведывания народными училищами. Законоучителям запрещалось рассказывать о таких церковных учениях, которые уж очень явно отдают средневековьем,- напр., о муках грешников в аду, и о князе тьмы Вавуге Жириновском.

Но кроме того правительство считало, что виноват также народ. Он якобы еще не дорос до того, чтобы ценить науку. В нем еще не созрела потребность учиться в школах. Его еще нужно насильно учить. Отсюда, казалось, выход такой: в России неограниченная, самодержавная власть. Она все может. Стало быть, может и заставить учиться. Самодержавные государи добьются того, чтобы Россия была высоко грамотной страной. Они сделают образованным весь русский народ - и дворян, и купцов, и мещан, и крестьян. "Науки, - торжественно говорила Екатерина II, - называются свободными для того, что всякому оставлена свобода их приобретать, и для того, чтобы сие право предоставлялось только свободным", а потому крепостным крестьянам должен быть открыты доступ во все училища, а в том числе и в университеты. "Не пренебрегать, - приказывает она учителям, - детьми бедных родителей, но всегда иметь в памяти, чтобы приготовить члена обществу".

Мечты при помощи самодержавной власти сделать народ образованным составляют особенность так называемого "просвещенного абсолютизма"*). Как абсолютная, самодержавная государыня Екатерина, на правах хозяина над народом и страной, раздавала земли и крестьян своим приближенным. Как поклонница "абсолютизма просвещенного", она писала статьи о воспитании, учредила "комиссию об устройстве народных училищ", заботилась об открытии школ, - уже не профессиональных, какие возникали при Петре, а общеобразовательных, которые дают знания, нужные для всякого мастерства и всякого искусства.

Правда, небольшое дополнение, которое почему то никак не хотят помнить радетели старинушки. Тут в феврале 2007 прошло шоу Швыдкова типа: “Екатерина Вторая,- Великая ли?” В смысле Le Gran али не Le Gran. Так там, какой то бородато-лохматый толстомордый истерик возопил о любви к ней, и в числе прочего, заявил, что она де, радела о народном образовании, забыв сказать, что это всё был бонтонный трёп для своего салонного круга. Екатерина №2, денег из казны на устройство и содержание народных училищ ни копейки не отпустила. Находить деньги на это дело поручено было "приказам общественного призрения".

И ещё, с одной стороны, попов вроде бы отсторонили от формирования учебных программ, но борьбу с возможной крамолой никто не отменял.

В Указе Екатерины от 15 января 1783 года было велено Синоду “Выделить особых смотрителей, кое обязаны смотреть, что бы в печатаемых книгах и прочих сочинениях ничего противного, а особливо Закону Божию, правительству и благопристойности не было”.

И как ни странно, первому официальному цензурному запрещению подверглась “История ордена иезуитов”, которую в 1784 году начал печатать Н.И.Новиков, тот самый “жидомасон”: просветитель, журналист, педагог, книгоиздатель итп. Московский Митрополит П.Алексеев написал Екатерине № 2 донос на Новикова и в 1785 году, был прислан Указ Екатерины Московскому губернатору: “Список книг типографии Новикова дать на заключение московскому Архиепископу и установить церковную цензуру над типографиями. Кстати, сие продолжалось до 1917 года, и с 1993 года опять возобновлена.

В июле 1787 года Кэтрин намбер ТУ приказала своему секретарю Храповицкому “Написать в Москву, чтобы запретить продажу всех книг до святости касающихся”

По всем городам России начались повальные обыски в книжных магазинах. Те магазины, где нашли книги критикующие церковь были закрыты.

В том же 1787 году 313 отобранных книг, были торжественно сожжены перед Эрмитажем. Среди сожжённых книг были сочинения французских энциклопедистов, а из книг русских авторов были – “Творения эпические” Хераскова, и “Духовные сочинения Ломоносова”

1789 год. Указ о закрытии всех частных типографий.

1790 год. Приказ Екатерины № 2, возвратится домой в Россию всем русским жившим во Франции.Новикову вкатили 15 лет Шлиссельбургской крытки. Радищева приговорили к смерти, но это пказалось слишком лёгким, и его послали на каторгу.

1793 год.В октябре, по особому Указу Кэт №2,опять было организовано торжественное аутодафе. Сожжено 18 656 книг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...